УДК 616.89
ББК 437.923
П42
Рецензенты:
Р. И. Лалаева, доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ
Л. Я. Миссуловин, доктор психологических наук, профессор.
П42
Поварова, Ирина Алескандровна.
Коррекция заикания в играх и тренингах / И. А. Поварова. — 5-е изд.,
эл. — 1 файл pdf : 577 с. — Москва : Изд-во В. Секачев, 2020. — Систем.
требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". —
Текст : электронный.
ISBN 978-5-4481-0729-0
В пособии с привлечением обширного теоретического материала обсуждается
проблема этиологии и патогенеза заикания, клиника заикания, представлены дифференцированные
методы психолого-педагогического воздействия по коррекции устной
речи заикающихся. Теоретические проблемы рассмотрены автором в междисциплинарном
аспекте, в том числе и с позиций собственного научно-практического опыта
работы. Предложены методические рекомендации по оптимизации устной речи заикающихся
в структуре комплексной реабилитационной работы. Значительное место
в пособии занимает практикум, содержащий задания для самостоятельной работы,
приводятся направления успешного решения различных задач, методология и принципы
обучения.
В книге представлена система комплексных психолого-педагогических занятий,
направленных на развитие фонационного дыхания, речевого голоса, нормализацию
мышечного тонуса, темпа и ритма речи, формирование интонационно-мелодической
выразительности речи. В книгу также вошли авторские упражнения и задания, направленные
на развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации.
Издание предназначено для широкой аудитории: заикающихся, специалистов
работающих в области коррекции нарушений устной речи, студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности «Логопедия», а также всех тех, кто интересуется
вопросами организации эффективной речевой коммуникации и ориентирован
на реализацию своих возможностей, усовершенствование речевой культуры,
развитие навыков конструктивного партнерского общения.
УДК 616.89
ББК 437.923
Электронное издание на основе печатного издания: Коррекция заикания в играх
и тренингах / И. А. Поварова. — 4-е изд., доп. и перераб. — Москва : Изд-во В. Секачев,
2016. — 574 с. — ISBN 978-5-88923-912-3 — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-4481-0729-0
© И. А. Поварова, наследники, 2016
© В. Секачев, издание, 2016
Стр.3
Оглавление
От автора ............................................................................................ 7
Глава I. Работаем над проблемой, или как не сдаваться в плен речевому
недугу................................................................................... 36
1.1. Общие представления о заикании .......................................... 36
1.2. Классификация заикания ......................................................... 53
1.3. Проявления заикания ............................................................... 58
1.4. Методики коррекции заикания ............................................... 65
1.5. Как достичь цели ...................................................................... 82
Глава II. Граматика общения. Способы передачи информации в
речевой деятельности ...................................................................... 84
2.1. Языки общения. Основные единицы речевого общения ..... 84
2.2. Коммуникативные качества речи ......................................... 107
2.3. Организация вербального взаимодействия. Предварительная
подготовка и начало общения ...................................................... 115
2.4. Проблема контакта ................................................................. 117
2.5. Стиль ведения беседы ............................................................ 123
2.6. «До свидания, было приятно побеседовать…» ................... 132
2.6.1. Ведение беседы .................................................................... 132
2.6.2. Завершение общения ........................................................... 137
2.7. Что такое умение слушать и что оно может вам дать? ....... 138
2.7.1. Мы слышим то, что хотим услышать ................................ 138
2.7.2. Техники слушания ............................................................... 143
2.7.3. Как слушать активно ........................................................... 145
2.7.4. Трудности эффективного слушания .................................. 147
2.8. Полезные советы и рекомендации ........................................ 148
2.9. Путь в никуда .......................................................................... 152
2.10. Когда у страха глаза велики ................................................ 153
2.11. Как разговаривать по телефону? ......................................... 160
2.12. Верить – не верить? .............................................................. 162
2.13. Я выбираю ключ к успеху! .................................................. 168
2.14. Я знаю, как нужно! ............................................................... 171
2.15. Вопрос-ответ. Проверьте себя! .......................................... 172
Глава III. Дышим правильно – говорим легко ........................... 176
3.1. Общие сведения ..................................................................... 176
3.2. Дыхательная гимнастика ...................................................... 185
3
Стр.4
3.3. Статические упражнения ...................................................... 188
3.3.1. Общие сведения .................................................................. 188
3.3.2. Упражнения для формирования и развития навыков правильного
полного вдоха ............................................................... 188
3.3.3. Упражнения для формирования и развития навыков правильного
выдоха ........................................................................... 189
3.3.4. Упражнения для формирования и развития навыков фиксированного
выдоха со звуком и слогом ....................................... 191
3.3.5. Упражнения для формирования навыков носового дыхания .. 193
3.4. Дыхательные упражнения с движениями ........................... 195
3.5. Упражнения для увеличения продолжительности фонационного
выдоха ................................................................................... 198
Глава IV. Разминка между делом ................................................ 204
4.1. Речь и осанка .......................................................................... 204
4.2. Мышечное расслабление ...................................................... 205
4.3. Комплексная релаксационная гимнастика ......................... 212
4.3.1. Упражнения для рук .......................................................... 212
4.3.2. Упражнения для туловища ................................................ 215
4.3.3. Упражнения для ног ........................................................... 218
4.3.4. Упражнения для шеи .......................................................... 219
4.3.5. Упражнения для органов артикуляции ............................. 220
4.3.6. Упражнения для органов голосового аппарата ................ 221
Глава V. Тренируем «речевые мышцы» ..................................... 223
5.1. Общие сведения ..................................................................... 223
5.2. Тренировка мышц нижней челюсти .................................... 236
5.3. Тренировка губ ...................................................................... 237
5.4. Тренировка мышц языка ...................................................... 239
5.5. Тренировка мышц глотки и мягкого неба .......................... 241
5.6. Упражнения для мимических мышц ................................... 242
Глава VI. Приемы самомассажа в устранении заикания .......... 244
6.1. Общие сведения ...................................................................... 244
6.2. Расслабление мышц шеи ....................................................... 246
6.3. Расслабление лицевой и губной мускулатуры .................... 247
6.4. Расслабление мышц языка .................................................... 247
6.5. Вибрационный массаж ........................................................... 248
Глава VII. Скрытые сообщения: что стоит за нашими жестами и
движениями .................................................................................... 249
4
Стр.5
7.1. Общие сведения ...................................................................... 249
7.2. Упражнения для совершенствования невербальных способов
общения .......................................................................................... 252
Глава VIII. Волшебный мир звуков ............................................. 266
8.1. Общие сведения об интонации, ее функциях и свойствах .. 266
8.2. Методический комментарий по формированию интонационной
выразительности речи ........................................................... 278
8.3. Интонационные упражнения ................................................ 283
Глава IX. Речь, ритм, движение ................................................... 306
9.1. Общие сведения ...................................................................... 306
9.1.1. Представления о ритмах как проблема научных исследований
.................................................................................................. 306
9.1.2. Взаимосвязь двигательного и речевого развития ............ 312
9.1.3. Характеристика компонентов временной организации речи .. 318
9.1.4. Методический комментарий по формированию темпоритма
речи ................................................................................................. 327
9.2. Упражнения по совершенствованию темпа и ритма речи .. 338
Глава X. Тайны голоса ................................................................. 357
10.1. Общие сведения ................................................................... 357
10.2. Изолированное произношение гласных звуков ................ 372
10.3. Сочетание гласных звуков .................................................. 374
10.4. Работа над словами .............................................................. 377
10.5. Работа над предложениями ................................................. 381
Глава XI. Верный путь к хорошей речи ...................................... 391
11.1. Стихотворения ...................................................................... 391
11.2. Басни ...................................................................................... 412
11.3. Проза ...................................................................................... 417
Глава XII. «Позвольте мне свое суждение иметь…» ................. 441
Упражнения для совершенствования психологических и этических
умений, необходимых в общении ....................................... 441
Глава XIII. Неумение слушать – серьезная ошибка ................... 451
Упражнения на развитие творческих слуховых восприятий .... 451
Глава XIV. Простые словесные игры .......................................... 455
Заключение. Добились успеха – сохраните и преумножьте свои
достижения! ................................................................................... 466
Словарь-справочник ..................................................................... 482
Литература ..................................................................................... 493
5
Стр.6
Приложение 1. Список слов с разной длиной и разной ритмической
структурой ............................................................................. 521
Приложение 2. Чистоговорки и пословицы для отработки навыков
голосоведения ......................................................................... 523
Приложение 3. Тренинговые тексты для удлинения продолжительности
фонационного выдоха ................................................ 529
Приложение 4. Тексты на совершенствование чувства ритма и
выразительности речи ................................................................... 531
Приложение 5. Тексты песен ....................................................... 553
Приложение 6. О курсе лечения в условиях стационара и при амбулаторных
занятиях .................................................................... 559
Приложение 7. Ориентировочное содержание самостоятельных
занятий на этапах логопедической коррекции ........................... 562
Подготовительный этап ................................................................ 562
Основной этап ................................................................................ 563
Заключительный этап ................................................................... 564
Приложение 8. Интерпретация тестов ........................................ 566
Тест 1. Приятно ли с вами общаться? ......................................... 566
Тест 2. Коммуникабельны ли вы? ............................................... 566
Тест 3. Каков ваш уровень владения невербальными компонентами
в процессе общения ............................................................. 568
Приложение 9. Анкета для моих читателей ............................... 569
6
Стр.7