Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Матрица гуманитарной науки : методологический трактат (1485,00 руб.)

0   0
Первый авторШтейн Сергей Юрьевич
ИздательствоМ.: РГГУ
Страниц191
ID799954
АннотацияНастоящая работа является последовательным изложением методологических основ и логики формирования человеком представления в отношении данности, при определённых ситуациях институализирующегося в качестве знания, ответственность за которое берутся нести локальные дисциплинарные сообщества, чья совокупность образует социальный институт, определяемый как наука. При этом — в связи с тем, что естественно-научное знание является продуктом познавательной деятельности человека — оно рассматривается как специфический компонент гуманитарной науки. Сделанное построение и описание методов, при этом задействованных, образуют специфическое логико-методологическое средство, с использованием которого можно решать самый широкий круг разномасштабных вопросов, связанных с индивидуальной и коллективной познавательной активностью — от личностной самоидентификации и проблематизации имеющихся представлений до качественной перестройки предметно-дисциплинарного знания и формирования целостного наддисциплинарного знания в отношении всей данности.
ISBN978-5-7281-3079-6
УДК001+009+16
ББК71.0+72.4+72.5+85+87.2
Штейн, С. Ю. Матрица гуманитарной науки : методологический трактат / С. Ю. Штейн .— 2-е изд., эл. — Москва : РГГУ, 2022 .— 191 с. — 1 файл pdf : 193 с. — Москва : Издательский центр РГГУ, 2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. — ISBN 978-5-7281-3079-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/799954 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Матрица_гуманитарной_науки__методологический_трактат.pdf
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»
Стр.2
УДК001+009+16 ББК 71.0+72.4+72.5+85+87.2 Ш88 Рецензенты Н. А. Хренов доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания В. И. Кондаков доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, Российский государственный гуманитарный университет Штейн, Сергей Юрьевич. Ш88 Матрица гуманитарной науки : методологический трактат / С. Ю. Штейн ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». — 2-е изд., эл. — 1 файл pdf : 193 с. — Москва : Издательский центр РГГУ, 2022. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный. ISBN 978-5-7281-3079-6 Настоящая работа является последовательным изложением методологических основ и логики формирования человеком представления в отношении данности, при определённых ситуациях институализирующегося в качестве знания, ответственность за которое берутся нести локальные дисциплинарные сообщества, чья совокупность образует социальный институт, определяемый как наука. При этом — в связи с тем, что естественнонаучное знание является продуктом познавательной деятельности человека — оно рассматривается как специфический компонент гуманитарной науки. Сделанное построение и описание методов, при этом задействованных, образуют специфическое логико-методологическое средство, с использованием которого можно решать самый широкий круг разномасштабных вопросов, связанных с индивидуальной и коллективной познавательной активностью — от личностной самоидентификации и проблематизации имеющихся представлений до качественной перестройки предметно-дисциплинарного знания и формирования целостного наддисциплинарного знания в отношении всей данности. УДК 001+009+16 ББК 71.0+72.4+72.5+85+87.2 Электронное издание на основе печатного издания: Матрица гуманитарной науки : методологический трактат / С. Ю. Штейн ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет». — Москва : Издательский центр РГГУ, 2020. — 188 с. — ISBN 978-5-7281-2898-4. — Текст : непосредственный. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-7281-3079-6 © Штейн С. Ю., 2020 © Российский государственный гуманитарный университет, 2020
Стр.5
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава I. Методологическая онтогносеология. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1. Онтология человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 11.1.1. Данность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 1.1.2. Масштабирование данности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.1.3. Сенсорная система человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.1.4. Психика, память, сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1.5. Мышление и логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.1.6. Объектное выражение мыслеобраза (переработанной информации) . . . . . . . . . . . . 24 .1.7. Субстанциональные процессы деятельностной активности человека и средство их выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 1.1.8. Производный субстанциональный процесс деятельностной активности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 11.1.9. Филогенез феномена автоматической фиксации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 1.1.10. Экранная форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 1.1.11. Факт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 .1.12. Онтологическая схема знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.2.2. Природное «измерение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1.2.3. Культурное «измерение». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 1.2.4. Информационно-опосредованное «измерение». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 1.2.5. Трансцендентное «измерение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 1.2.6. Социальное «измерение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 .2.7. Деятельностное «измерение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Глава II. Ситуативная структура науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 2.1. Ситуативность познавательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 22.1.1. Объект и предмет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.1.2. Познавательные ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 .1.3. Методическое представление познавательной деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 .2.2. Шаблон материала онтологической схемы предметной области гуманитарной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150 .2.5. Междисциплинарность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.2. Дисциплинарность в гуманитарной науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 22.2.1. Дисциплинарная идентичность гуманитарных дисциплин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 22.2.3. Генезис гуманитарной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 2.2.4. Субдисциплинарность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161 Глава III. «Матричная» методология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 3.1. Деятельностные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 33.1.1. Рефлексивно-методологическая работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 3.1.2. Перманентная рефлексивно-методологическая работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 .1.3. Специальная рефлексивно-методологическая работа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 3.2. Методологические инструменты деятельностных стратегий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 33.2.1. Методологическая деаккумуляция знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 .2.4. Метод онтологизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 3.2.2. Константный метод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176 3.2.3. Метод распредмечивания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Индекс ключевых слов и терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 191 1.2. «Измерения» человека. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 11.2.1. Внутреннее «измерение». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
Стр.190

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ