Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Искусство хореографа (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПанферов В. И.
АвторыЧеляб. гос. ин-т культуры
ИздательствоЧГИК
Страниц321
ID787994
АннотацияВ основу учебного пособия положен анализ теоретических трудов и практической деятельности хореографов-постановщиков, заложивших основы мастерства хореографа, а также многолетний постановочный и педагогический опыт автора. В первом разделе изложены вопросы формирования профессии хореографа, рассмотрена природа деятельности хореографа, развитие его творческих способностей, творческие и организационные методы его деятельности. Во втором разделе значительное внимание уделено вопросам сочинения хореографического текста и основам композиции танца. Третий раздел посвящен авторским вариантам практических занятий и индивидуальным заданиям для самостоятельной работы студентов. Перечень рекомендуемой литературы, распределенный по главам и годам обучения, поможет более глубокому освоению предмета.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура.
ISBN978-5-94839-576-0
УДК792.8(075.8)
ББК85.32я73
Панферов, В.И. Искусство хореографа : учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению подгот. 51.03.02 Народ. художеств. культура / Челяб. гос. ин-т культуры; В.И. Панферов .— Челябинск : ЧГИК, 2017 .— 321 с. — ISBN 978-5-94839-576-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/787994 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_хореографа.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Искусство_хореографа.pdf
УДК 792.8 ББК 85.32 П16 Утверждено на заседании кафедры искусства белетмейстера, протокол № 2 от 29.11.2016 Рецензенты: Н. П. Парфентьев, профессор, доктор исторических наук, доктор искусствоведения; Т. Б. Предеина, кандидат искусствоведения, народная артистка РФ Панферов, В. И. Искусство хореографа : учеб. пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» / В. И. Панферов; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2017. – 320 с. ISBN 978-5-94839-576-0 В основу учебного пособия положен анализ теоретических трудов и практической деятельности хореографовـпостановщиков, заложивших основы мастерства хореографа, а также многолетний постановочный и педагогический опыт автора. В первом разделе изложены вопросы формирования профессии хореографа, рассмотрена природа деятельности хореографа, развитие его творческих способностей, творческие и организационные методы его деятельности. Во втором разделе значительное внимание уделено вопросам сочинения хореографического текста и основам композиции танца.Третий раздел посвящен авторским вариантам практических занятий и индивидуальным заданиям для самостоятельной работы студентов. Перечень рекомендуемой литературы, распределенный по главам и годам обучения, поможет более глубокому освоению предмета. Печатается по решению редакционно-издательского совета Учебное издание Виктор Иванович ПАНФЕРОВ ИСКУССТВО ХОРЕОГРАФА Учебное пособие по дисциплине «Мастерство хореографа» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 51.03.02 Народная художественная культура Редактор В. А. Макарычева Заказ № 1594. Сдано 11.02.2016. Подписано в печать 12.01.2017 Формат 60×84 1/16. Объем 18,6 п. л. Тираж 300 экз. Отпечатано в Челябинском государственном институте культуры. Ризограф 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а ISBN 978-5-94839-576-0 2 © Панферов В. И., 2017 © Челябинский государственный институт культуры, 2017
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора ........................................................................................................................ 7 Предисловие .................................................................................................................. 9 Раздел I. ОСНОВЫ МАСТЕРСТВА ХОРЕОГРАФА ............................................. 12 Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОРЕОГРАФА ........................................................................................................ 12 Исторические предпосылки формирования профессии хореографа ............. 12 Подготовка хореографа в современных условиях образования ..................... 26 Профессиональная деятельность студента в процессе освоения курса ........ 30 Мастерство создания хореографического произведения ................................. 37 Определение творческих способностей хореографа ........................................ 50 Развитие творческих способностей хореографа ............................................... 58 Вопросы для самопроверки ................................................................................. 64 Список литературы .............................................................................................. 65 Глава 2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ХОРЕОГРАФА ............................................... 66 Специфика работы хореографа ........................................................................... 66 Метод отстранения в работе над хореографическим произведением ........... 71 Формирование восприятия движений и хореографических композиций ..... 75 Формирование музыкальной компетентности хореографа ............................. 76 Вопросы для самопроверки ................................................................................. 79 Список литературы .............................................................................................. 79 Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СОЧИНЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА ..................................................................... 80 Танцевальные движения – основной материал хореографического текста ................................................................................... 80 Методика изучения танцевальных движений ................................................... 84 Составление и сочинение танцевальных комбинаций и этюдов ................... 87 Интерпретация и импровизация ......................................................................... 92 Организация композиции танца ......................................................................... 97 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 104 Список литературы ............................................................................................ 104 Глава 4. ХОРЕОГРАФ – ОРГАНИЗАТОР ПОСТАНОВОЧНОГО КОЛЛЕКТИВА ...................................................................................................... 105 Определение роли хореографа в постановочном коллективе ...................... 105 Хореограф и композитор ................................................................................... 107 Хореограф и художник ...................................................................................... 109 Хореограф и исполнитель ................................................................................. 111 3
Стр.4
Основы управленческой деятельности хореографа ....................................... 114 Самопобуждение и самопринуждение в творчестве хореографа ................ 118 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 120 Список литературы ............................................................................................ 120 Раздел II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА .................. 121 Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА ....................... 121 Танец в первобытном обществе ....................................................................... 121 Танец в искусстве Древней Греции .................................................................. 123 От танца к теории танцевального искусства ................................................... 124 Из истории танца и теории танцевального искусства в России .................... 128 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 132 Список литературы ............................................................................................ 132 Глава 2. ХОРЕОГРАФ – СОЗДАТЕЛЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА И ПОСТАНОВЩИК ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ................................... 133 Определение понятия композиции ................................................................... 133 Хореограф-постановщик ................................................................................... 133 Основные элементы сценического пространства искусства хореографии ...................................................................................... 135 Основные законы композиции танца ............................................................... 136 Правила построения композиции танца .......................................................... 142 Выразительные средства ................................................................................... 147 Танцовщики ........................................................................................................ 148 Движения ............................................................................................................ 150 Этапы разработки композиции танца .............................................................. 153 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 155 Список литературы ............................................................................................ 155 Глава 3. ЗРИТЕЛЬ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ................................................................... 156 Природа визуального восприятия .................................................................... 156 Танцевальная композиция и зритель ............................................................... 157 Танцевальная композиция и постановщик ...................................................... 159 Восприятие времени в танцевальной композиции ......................................... 161 Восприятие перспективы и коррекция визуальных ощущений .................... 162 Главное и второстепенное в танцевальной композиции (фигура и фон) .................................................................................................... 163 Установка и эмоциональная готовность зрителя к восприятию танцевальной композиции ................................................................................. 164 Наличие зрительского опыта ............................................................................ 165 Приемы усиления восприятия танцевальной композиции ........................... 165 4
Стр.5
Зритель и хореограф .......................................................................................... 166 Вопросы для самопроверки .............................................................................. 174 Список литературы ............................................................................................ 174 Глава 4. КОМПОЗИЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕЖИССЕРАХОРЕОГРАФА ...................................................................................................... 175 Основные принципы режиссуры хореографического произведения .......... 175 Закономерности режиссуры хореографического произведения .................. 182 Танец, звук, слово .............................................................................................. 188 Орнаментальность композиционного пространства и режиссерская среда ......................................................................................... 195 Формула танцевальной композиции ................................................................ 200 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 207 Список литературы ............................................................................................ 207 Глава 5. ВИДЫ И ФОРМЫ ТАНЦЕВ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ ............. 208 Виды танцевальных композиций ..................................................................... 208 Музыкальное сопровождение в композициях народного танца .................. 220 Бытовой танец .................................................................................................... 222 Классический танец ........................................................................................... 226 Балет .................................................................................................................... 231 Дивертисмент, концерт, сюита ......................................................................... 243 Танцевальные жанры ......................................................................................... 248 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 251 Список литературы ............................................................................................ 251 Глава 6. ПРИЕМЫ ФИКСАЦИИ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА И ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ ................................................................... 252 Вопросы для самопроверки ............................................................................... 262 Список литературы ............................................................................................ 262 Раздел III. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ............................................................................................................. 263 I семестр ................................................................................................................. 264 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 264 Содержание практических занятий .................................................................. 265 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 266 Список литературы ............................................................................................ 267 II семестр ................................................................................................................ 268 Требования к уровню освоения содержания курса на II семестре ............... 268 Содержание практических занятий .................................................................. 269 5
Стр.6
Задания для самостоятельной работы .............................................................. 270 Список литературы ............................................................................................ 271 III семестр ............................................................................................................... 272 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 272 Практические занятия ........................................................................................ 274 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 276 Список литературы ............................................................................................ 279 IV семестр ............................................................................................................... 279 Требования к уровню освоению содержания курса ....................................... 279 Практические занятия ........................................................................................ 281 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 283 Рекомендуемая литература ............................................................................... 285 V семестр ................................................................................................................ 286 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 286 Содержание практических занятий .................................................................. 287 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 288 Список литературы ............................................................................................ 292 VI семестр ............................................................................................................... 292 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 292 Содержание практических занятий .................................................................. 293 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 294 Список литературы ............................................................................................ 297 VII семестр ............................................................................................................. 297 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 297 Содержание практических занятий .................................................................. 299 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 300 Список литературы ............................................................................................ 301 VIII семестр ............................................................................................................ 301 Требования к уровню освоения содержания курса ........................................ 301 Задания для самостоятельной работы .............................................................. 302 Список литературы ............................................................................................ 302 Краткие рекомендации начинающим педагогам ............................................... 303 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Казачьи хороводы .................................................................... 309 Приложение 2. Южноуральские хороводы и игры ........................................ 311 Приложение 3. Уральская кадриль ................................................................... 312 Приложение 4. Черемшанская кадриль ................................................................ 316 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ