[]
МАЛЫШКИН Александр Георгиевич [1890--] -- современный беллетрист. <...> В первый
период творчества, особенно в "Падении Даира", М. развертывает тему железной закономерности
революции. <...> На мир, умирающий в "предсмертной, сумасшедшей агонии", двинулись "становья орд",
миллионы, через голод и разруху, "в пеньи фанфар шли упоенные -- на крыльях сказок о грядущих
веках" ("Падение Даира"). <...> Закон масс" не знает исключений, "молот множеств" ударяет без пощады. <...> И в
величественной эпопее художественно трансформированного падения Перекопа М. показывает, как в
страшном напряжении борьбы прорывается в Даир (Крым) к "прекрасным векам" армия революции
пролетариата. <...> Падение Даира" отличается предельным художественным абстрагированием, отвлеченной
символикой образов. <...> М. -- с революцией, но от него еще скрыт ее подлинный социальный характер, ее
специфика как революции пролетариата еще подменена абстрактным образом революцииосвободительницы, революции "низов", "масс", "множеств". <...> Этому соответствует и гиперболичный,
абстрактно-символический стиль эпопеи М., построенный на отвлеченных представлениях, торжественноритмический. <...> Этот стиль меняется во второй период творчества М. в ряде его небольших рассказов, находя
наиболее полное выражение в повестях "Февральский снег" и "Севастополь". <...> Темой их является судьба в
революции мелкобуржуазной интеллигенции, колеблющейся между революцией и контрреволюцией. <...> Малышкину чужды встречающаяся у ряда писателей-попутчиков трагическая окраска интеллигентских
переживаний, возвеличение интеллигентской прослойки, поиски для нее "третьего пути". <...> Жизненный
путь Шелехова (главного героя "Февральского снега" и "Севастополя", студента, затем прапорщика и
флотского офицера) интересует М. как доказательство невозможности избежать выбора между
революцией и контрреволюцией. <...> Не давая сколько-нибудь четкого художественного анализа движущих
сил <...>
А._Г._Малышкин_биографическая_справка.pdf
[]
МАЛЫШКИН Александр Георгиевич [1890--] -- современный беллетрист. В 1917--1918 работал
в Черноморском флоте, в 1918 с последним матросским эшелоном эвакуировался на север. Вел
оперативную работу в Красной армии на Восточном, Туркестанском и Южном фронтах. Принимал
участие в операциях по овладению Крымом [1920].
Первая повесть М. -- "Падение Даира" -- написана в 1921. Входил в лит-ую организацию
"Перевал". В настоящее время -- один из руководителей Всерос. союза советских писателей, член
редколлегии журн. "Новый мир".
Материалом для произведений М. за редким исключением служит гражданская война. В первый
период творчества, особенно в "Падении Даира", М. развертывает тему железной закономерности
революции. На мир, умирающий в "предсмертной, сумасшедшей агонии", двинулись "становья орд",
миллионы, через голод и разруху, "в пеньи фанфар шли упоенные -- на крыльях сказок о грядущих
веках" ("Падение Даира"). "Закон масс" не знает исключений, "молот множеств" ударяет без пощады. И в
величественной эпопее художественно трансформированного падения Перекопа М. показывает, как в
страшном напряжении борьбы прорывается в Даир (Крым) к "прекрасным векам" армия революции
пролетариата. "Падение Даира" отличается предельным художественным абстрагированием, отвлеченной
символикой образов. М. -- с революцией, но от него еще скрыт ее подлинный социальный характер, ее
специфика как революции пролетариата еще подменена абстрактным образом революцииосвободительницы,
революции "низов", "масс", "множеств". Этому соответствует и гиперболичный,
абстрактно-символический стиль эпопеи М., построенный на отвлеченных представлениях, торжественноритмический.
Этот
стиль меняется во второй период творчества М. в ряде его небольших рассказов, находя
наиболее полное выражение в повестях "Февральский снег" и "Севастополь". Темой их является судьба в
революции мелкобуржуазной интеллигенции, колеблющейся между революцией и контрреволюцией.
Малышкину чужды встречающаяся у ряда писателей-попутчиков трагическая окраска интеллигентских
переживаний, возвеличение интеллигентской прослойки, поиски для нее "третьего пути". Жизненный
путь Шелехова (главного героя "Февральского снега" и "Севастополя", студента, затем прапорщика и
флотского офицера) интересует М. как доказательство невозможности избежать выбора между
революцией и контрреволюцией. Не давая сколько-нибудь четкого художественного анализа движущих
сил революции и в частности очень неясно изображая ведущую роль пролетариата, превращая революцию
в фон для оттенения образа Шелехова, М. в то же время всесторонне вскрывает социальную природу
этого образа. Социальная среда, которую представляет Шелехов, характеризуется у М. постоянным
антагонизмом между стремлением проникнуть в ряды эксплоататорских верхушек общества и тяготением
к "демократическим" низам. Эта среда "завидует" верху -- и тянется к нему, она сочувствует "низу" -- и
презирает его. И вот перед рефлектирующим интеллигентом Шелеховым, склонным к безвольной
мечтательности и мало пригодным для активной деятельности, Февральская революция 1917 открывает
широкие возможности для личной карьеры. Шелехову, мечтающему о роли вождя, удается в период
керенщины достигнуть значительной популярности; но развитие революции обнажает пропасть между
буржуазией и пролетариатом, и перед Шелеховым снова встает проблема выбора. Он видит, что у него
нет крепкой классовой почвы под ногами, "что все-таки не он, а его теперь вели". И приводя Шелехова к
растворению в массе матросов, борющихся с контрреволюцией, Малышкин не только ставит перед
мелкобуржуазной интеллигенцией вопрос о необходимости выбора между классами, но и доказывает, что
место Шелехова должно быть по эту сторону баррикады, вместе с пролетариатом.
Смысл "Февральского снега" и "Севастополя" -- не только в правильном социально
Стр.1