УДК 793.3
ББК 85.32я73
С56
Редакционная коллегия:
А. В. Палилей, кандидат педагогических наук,
профессор кафедры балетмейстерского творчества,
и. о. декана факультета хореографии, заведующий кафедрой
народного танца, Кемеровский государственный институт культуры;
О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент,
декан социально-гуманитарного факультета,
Кемеровский государственный институт культуры;
Е. В. Померанцева, документовед научного управления,
Кемеровский государственный институт культуры
Рецензенты:
В. И. Слыханова, кандидат культурологии, профессор,
заведующая кафедрой «Педагогика балета» института танца
Государственной академии славянской культуры,
главный балетмейстер Московского государственного
академического театра танца «Гжель», заслуженный работник
культуры РФ, лауреат Государственной премии Правительства РФ;
Н. И. Заикин, профессор кафедры хореографии Орловского государственного
института культуры, заслуженный работник культуры России,
лауреат премии «Душа России»
С56
Современное хореографическое образование: отечественные традиции
и международный опыт : сб. науч.-практ. ст. / Кемеров. гос.
ин-т культуры ; ред. кол.: А. В. Палилей, О. В. Ртищева, Е. В. Померанцева.
– Кемерово : КемГИК, 2021. – 155 с. – Текст : непосредственный.
ISBN
978-5-8154-0621-6
В сборнике научно-практических статей рассматриваются проблемы современного
хореографического образования в аспекте отечественных традиций и международного
опыта педагогических исследований. Значительная часть работ посвящена
внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки
балетмейстеров, артистов-танцовщиков, педагогов-репетиторов, художественных
руководителей любительских хореографических коллективов. Сборник рекомендуется
студентам, магистрантам, аспирантам, ассистентам-стажерам, докторантам,
преподавателям профильных учебных заведений, работникам сферы культуры и искусства.
УДК
793.3
ББК 85.32я73
ISBN 978-5-8154-0621-6
© Авторы статей, 2021
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2021
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
28–29 апреля 2021 года на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры» состоялась Всероссийская научно-практическая
онлайн-конференция с международным участием «Современное
хореографическое образование: проблемы изучения, сохранения и развития»,
реализуемая в рамках Национального проекта «Культура» Федерального
проекта «Творческие люди».
Представленные в сборнике научно-практические статьи познакомят
читателей с историко-культурными традициями и современными тенденциями
развития отечественного и зарубежного хореографического искусства.
В
статьях данного сборника рассматривается динамика целеполагания
образования в сфере народной художественной культуры, которая
представляет большой научный интерес, являясь во многом ключом
к пониманию проблем современного хореографического образования и
протекающих в нем процессов. Представлена динамика преемственности
концепций целеполагания профессионального образования в сфере
культуры и любительского художественного творчества. Обозначена существующая
потребность в изменении целеполагания профильного образования
и пересмотре содержания профессиональной подготовки в соответствии
с требованиями времени.
Особое место занимают работы, посвященные образовательным
технологиям, применяемым при освоении специальных дисциплин в области
хореографического искусства. Обозначены используемые элементы
проблемно-развивающего, личностно ориентированного обучения, которые
способствуют активизации умственной деятельности обучающихся
на всех этапах познавательного процесса приобретения новых знаний, их
систематизации и закрепления. Отмечена значимость дисциплины «Мастерство
хореографа» в формировании знаний, получаемых студентами на
занятиях по профильным дисциплинам. Также данная дисциплина способствует
формированию целостной системы знаний, взглядов и профессиональных
навыков, дающей возможность овладеть современной методологией
создания хореографического произведения искусства.
В представленных материалах дается обоснование роли творческого
процесса в рамках деятельностного подхода к педагогическому действию
на творческое развитие хореографа, а также увеличение опыта профессиональной
деятельности и усвоение обязательных компетенций, важных
3
Стр.3
для осуществления профессиональной деятельности. Обозначено структурное
содержание и приведены основные задачи творческо-деятельностного
подхода, раскрывается теоретическое обоснование потребности
его применения в образовательном процессе при подготовке будущих
специалистов-хореографов. Выделены основные задачи творческодеятельностного
подхода и способы их применения в образовательном
процессе.
Рассмотрен ряд базовых аспектов хореографической культуры,
в частности, определены особенности танцев коренных народов Прибайкалья
как раздела учебной дисциплины «Народный танец» в Иркутском
областном колледже культуры; представлен творческий путь становления
и развития ансамбля танца «Салтанат» (Казахстан) как источник народного
творчества; раскрыта роль изучения венгерского танца в процессе хореографического
образования; рассмотрены традиции, опыт и инновации
преподавания национального народного танца в образовательных учреждениях;
обозначена творческо-исполнительская деятельность ансамбля
народного танца «Молодой Кузбасс» как часть образовательного процесса
факультета хореографии КемГИК; раскрыто значение и роль народного
танца в жизни современного общества; охарактеризован исторический
путь казахского народного танца, пути его сохранения и развития, а также
рассмотрены традиции танцевальной культуры бурят в творчестве
национального театра песни и танца «Байкал».
Определен ряд базовых аспектов хореографической культуры, в
частности, обобщены представления о формировании исполнительской
культуры артиста-танцовщика в условиях учебного процесса в вузе; представлены
особенности освоения дополнительной общеобразовательной
предпрофессиональной программы в области хореографического искусства
«Искусство балета»; обозначены задачи сценической практики в
предпрофессиональном образовании как необходимое условие формирования
исполнительских навыков будущих артистов балета; выделены основные
принципы внедрения балета в современную хореографию; рассмотрен
имидж педагога как составляющая часть профессиональной
компетентности в работе с детским коллективом на примере танцевального
коллектива «Step by Step».
В сборнике представили свои публикации творческие работники,
ученые и магистры, ассистенты-стажеры, артисты балета, преподаватели
вузов культуры, средних учебных заведений из городов СанктПетербурга,
Челябинска, Кемерово, Иркутска, Улан-Удэ, Перми; стран
4
Стр.4
ближнего и дальнего зарубежья: Республика Казахстан (г. Алматы), США
(штат Массачусетс, г. Данверс).
Авторов сборника объединяет большая заинтересованность в развитии
хореографической культуры в регионах РФ, в активном использовании
современных технологий и высококвалифицированных кадров в области
балетмейстерской и педагогической деятельности. Специалисты
сферы хореографической культуры и искусства должны быть готовы
применять инновационные подходы при проектировании и разработке
профессиональных методов и способов работы в коллективах при использовании
соответствующих компетенций в осуществлении профессиональной
деятельности.
5
Стр.5