Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физическая культура студента (для СПО) (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторКазантинова Г. М.
АвторыЧарова Т. А., Андрющенко Л. Б.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц329
ID776755
АннотацияМатериалы учебника позволят получить знания по основным вопросам теории физической культуры и оценить роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении. Учебник поможет усвоить основные практические умения и навыки, понять роль физической культуры в общефизической и профессиональной подготовке специалиста. Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, а также учащихся и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом по физической культуре Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов по дисциплинам: «Физическая культура и спорт», «Физическая культура» и «Элективные дисциплины» всех направлений подготовки бакалавров в Российской Федерации в системе высшего образования
Кому рекомендованоРекомендуется в качестве учебника по физической культуре для студентов высшей школы, занимающихся в группе ЛФК («освобожденные» студенты).
ISBN978-5-00129-147-3
УДК796.0+615.825(075.8)
ББК75я73
Казантинова, Г.М. Физическая культура студента (для СПО) = Physical Education of a Student : учебник : Параллельное заглавие / Т.А. Чарова, Л.Б. Андрющенко; Г.М. Казантинова .— Москва : Советский спорт, 2021 .— 329 с. : ил. — (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений) .— ISBN 978-5-00129-147-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/776755 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физическая_культура_студента_(для_СПО).pdf
Стр.2
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Физическая_культура_студента_(для_СПО).pdf
УДК 796.0+615.825 (075.8) ББК 75я73 К 14 Рецензенты: заведующий кафедрой «Теория и история физической культуры и спорта» ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» А. А. Кудинов; доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» В. В. Анцыперов заведующий кафедрой «Теория и методика гимнастики» доктор педагогических наук, профессор, Казантинова Г. М. К 14 Физическая культура студента: учебник / Г. М. Казантинова, Т. А. Чарова, Л. Б. Андрющенко. — М: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021. — 328 с. ISBN 978‑5‑00129‑147‑3 Материалы учебника позволят получить знания по основным вопросам теории физической культуры и оценить роль и место лечебной физической культуры в восстановительном лечении. Учебник поможет усвоить основные практические умения и навыки, понять роль физической культуры в общефизической и профессиональной подготовке специалиста. Рекомендуется в качестве учебника по физической культуре для стуУДК 796.0+615.825 (075.8) ББК 75я73 дентов высшей школы, занимающихся в группе ЛФК («освобожденные» студенты). © Казантинова Г. М., Чарова Т. А., Андрющенко Л. Б., 2020 ISBN 978‑5‑00129‑147‑3 © ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020
Стр.2
Содержание Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Preface . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 чаСТЬ 1 куГлава 1. Физическая культура — часть общечеловеческой . . льтуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.1. Теоретические аспекты физической культуры . . . . . . . . . . 15 1.1.1. Основные компоненты физической культуры . . . . . 21 1.1.2. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении . 23 1.2. Социальные и правовые основы физической культуры и спорта 24 1.2.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены . 1.2.2. Правовая основа физической культуры . . . . . . . . . 27 1.3. Эстетическая функция физической культуры . . . . . . . . . . . 29 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 . 24 Глава 2. биологические основы физической культуры . . . . . . . . 36 2.1. Организм как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2. Морфологические особенности структуры организма. Понятие о клетке, тканях, органах и системах организма . . . . 37 2.3. Опорно-двигательный аппарат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.3.1. Костная система. Строение. Функции . . . . . . . . . . 40 2.3.1.1. Влияние физических нагрузок на костную систему . . 46 . 47 2.3.2. Мышечная система. Строение. Функции . . . . . . . . 2.3.2.1. Влияние физических нагрузок на мышечную систему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 2.4. Физиологические системы организма . . . . . . . . . . . . . . . 54 . 54 2.4.1. Нервная система. Центральный и периферический отделы. Строение. Функции . 2.4.1.1. Вегетативная нервная система. Строение. Функции. . 60 . . . . . . . . . . . . . . . . 2.4.1.2. Сенсорные системы и их роль в тренировочном процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 2.4.1.3. Нервно‑мышечный аппарат. Формирование двигательного навыка . . . . . . . . . 67 2.4.2. Сердечно‑сосудистая система. Влияние на нее физических упражнений . 2.4.2.1. Строение. Функции сердечно‑сосудистой системы . . 69 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68
Стр.5
6 Содержание 2.4.2.2. Влияние на сердечно‑сосудистую систему физической тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . 73 2.4.2.3. Структурные особенности «спортивного» сердца . . . 75 2.4.3. Система дыхания. Влияние на нее физических упражнений . 76 2.4.3.1. Строение и функции системы дыхания . . . . . . . . 76 2.4.3.2. Внешнее дыхание и влияние на него физических упражнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 2.4.4. Система пищеварения. Структура. Функции . . . . . . . 82 2.4.4.1. Строение системы пищеварения . . . . . . . . . . . 82 2.4.4.2. Механизм пищеварения и влияние на него физических упражнений . . . . . . . . . . . . . . . . 85 2.4.5. Система выделения . 2.4.5.1. Мочевыделительная система. Строение. Функции . . 87 . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 2.4.5.2. Механизм мочеобразования и влияние физических нагрузок на мочевыделительную систему . . . . . . . 90 2.4.6. Эндокринная система. Строение. Функции . 2.4.7. Система крови. Строение. Функции . 2.4.7.1. Влияние на систему крови физических нагрузок . . . 98 . . . . . . . . . . 95 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Глава 3. Здоровье. Здоровый образ жизни . . . . . . . . . . . . . . 101 3.1. Понятие о «здоровье». Факторы, определяющие его место в иерархии потребностей человека . . . . . . . . . . 101 3.2. Здоровый образ жизни. Понятие . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 3.3. Основные составляющие здорового образа жизни . . . . . . . 106 3.3.1. Рациональный труд и отдых . . . . . . . 3.3.4. Закаливание организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.3.3. Физическая культура — важнейший элемент здоровья и долголетия. . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 3.3.2. Рациональное питание . . . . . . . . . . . . . . . . 109 . 112 . 114 3.3.5. Личная гигиена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 3.3.6. Профилактика вредных привычек. . . . 119 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 чаСТЬ 2 СГлава 4. Психофизиология умственного труда. туденческий труд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 4.1. Психофизиологическая характеристика умственного труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 . . . . . . . 91 2.4.6.1. Влияние на эндокринную систему физических нагрузок . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
Стр.6
7 4.2. Проблема утомления при трудовой деятельности . . . . . . . . 126 . 130 4.2.1. Профилактика утомления и повышение работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.3. Умственный труд студента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 4.3.1. Факторы, влияющие на организм студентов в период обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 4.3.2. Адаптация студентов к условиям обучения в высшей школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135 4.3.3. Работоспособность студентов и факторы, влияющие на нее . 136 . 139 4.3.4. Роль организации учебного процесса в эффективности обучения студентов . . . . . . . . . 4.3.5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния организма . . . . . . . . 140 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 вГлава 5. общая физическая подготовка в системе физического оспитания. Воспитание физических качеств . . . . . . . . . . . . 148 5.1. Физические качества и их воспитание . . . . . . . . . . . . . . 149 5.2. Основные методические принципы физического воспитания . 154 5.3. Основы и этапы обучения движениям . . . . . . . . . . . . . . 155 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 физическимиГлава 6. основы методики самостоятельных занятий упражнениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 6.1. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 6.3. Планирование объема и интенсивности физических упражнений с учетом учебной нагрузки . . . . . . 163 6.4. Границы интенсивности физической нагрузки . . . . . . . . . 164 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Глава 7. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 7.1. Основные предпосылки к возникновению профессиональноприкладной физической подготовки студента . . . . . . . . . 167 7.2. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи . . . . . . . . . 168 7.3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП. . . . . 170 7.3.1. Методика подбора средств ППФП для студентов. . . . . . 171 7.4. Организация и формы ППФП в вузе . . . . . . . . . . . . . . . 172 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Стр.7
8 Содержание Глава 8. Физическая культура в деятельности специалиста . . . . 174 8.1. Производственная физическая культура. Цель. Задачи . . . . . 174 8.2. Формы, методы производственной физической культуры . . . 175 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 Глава 9. Виды контроля за лицами, занимающимися физическими упражнениями и спортом . . . . . . . . . . . . . . . 182 9.1. Врачебный контроль. Цель, задачи. Методы оценки физического и функционального состояния организма . . . . 182 9.2. Педагогический контроль. Цель, задачи. Виды и методы педагогического контроля . . . . . . . . . . . . 190 9.3. Врачебно-педагогический контроль. Формы и содержание . . 191 9.4. Самоконтроль. Цель, задачи и методы . . . . . . . . . . . . . . 192 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 чаСТЬ 3 Глава 10. общие основы лечебной физической культуры . . . . . 195 10.1. Понятие о ЛФК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 10.1.1. Клинико‑физиологическое обоснование действия физических упражнений. . . . . . . . . . . . . 10.2.1. Общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК . . . . . . . . . . . . . . . 196 10.2. Средства лечебной физкультуры . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 . 204 10.3. Формы лечебной физической культуры . . . . . . . . . . . . . 205 10.4. Противопоказания к назначению лечебной физической культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207 приГлава 11. Лечебная физическая культура заболеваниях нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 11.1. Неврозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 11.1.1. Клинико‑физиологическое обоснование лечебного действия физических упражнений при неврозах . . . . . 209 11.1.2. Методика применения физических упражнений при неврозах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210 11.2. Травмы головного и спинного мозга . . . . . . . . . . . . . . . 211 . 213 11.2.1. Методика применения физических упражнений при травмах головного и спинного мозга. . . . . . . .
Стр.8
9 11.3. Лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы . . . . . . 215 11.3.1. Методика применения физических упражнений при заболеваниях периферической нервной системы . . . 216 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 внутреннихГлава 12. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 12.1. Лечебная физическая культура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 12.1.1. Методика применения физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы . . . . . 221 12.1.2. Лечебная физическая культура при вегетососудистой дистонии . . . . . . . . . . . . 222 12.1.3. Лечебная физическая культура при гипотонической болезни . . . 12.1.5. Лечебная физическая культура при ишемической болезни сердца. . . . . . . . . . . . 224 12.1.4. Лечебная физическая культура при гипертонической болезни . . . . . . . . . . . . . 227 . 12.1.6. Лечебная физическая культура при приобретенных пороках сердца . . . . . . . . . . . 12.2.1. Методика применения физических упражнений при заболеваниях органов дыхания . . . . . . . . . . . . . . 230 . 233 12.2. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания . . . . . . . . . . . . . . . 235 . . . . . 12.2.2. Лечебная физическая культура при хроническом бронхите. 12.2.4. Лечебная физическая культура при бронхиальной астме . 12.3.1. Методика применения физических упражнений при заболеваниях органов пищеварения . . . . 236 . 239 12.2.3. Лечебная физическая культура при хронической пневмонии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 . 244 12.3. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 . . . . . 12.3.2. Лечебная физическая культура при хроническом гастрите . 12.3.4. Лечебная физическая культура при хронических колитах . 12.3.5. Лечебная физическая культура при хроническом гепатите . 12.3.6. Лечебная физическая культура при хроническом холецистите . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12.3.7. Лечебная физическая культура при дискинезии желчевыводящих путей . . . . . . . . . . . . . 248 . 251 12.3.3. Лечебная физическая культура при язвенной болезни желудка и 12‑перстной кишки . . . . . . . . . . . . . 253 . 255 . 258 . 260 . 262
Стр.9
10 Содержание 12.4. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов мочевыделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 263 12.4.1. Методика применения физических упражнений при заболеваниях органов мочевыделения . . 12.4.3. Лечебная физическая культура при почечнокаменной болезни . . . . . . . . . . . . . 264 12.4.2. Лечебная физическая культура при хроническом пиелонефрите . . . . . . . . . . . . 265 . . . . . . 267 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 эндГлава 13. Лечебная физическая культура при заболеваниях окринной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270 13.1. Лечебная физическая культура при сахарном диабете . . . . . 271 13.2. Лечебная физическая культура при тиреотоксикозе . . . . . . 275 13.3. Лечебная физическая культура при гипотиреозе . . . . . . . . 280 13.4. Лечебная физическая культура при климаксе . . . . . . . . . . 283 13.4.1. Женский климакс. 13.4.2. Мужской климакс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 . 285 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Глава 14. Лечебная физическая культура при заболеваниях обмена веществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 14.1. Лечебная физическая культура при ожирении . . . . . . . . . 287 14.2. Лечебная физическая культура при подагре . . . . . . . . . . . 290 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Глава 15. Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 15.1. Лечебная физическая культура при дефектах и заболеваниях позвоночника . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 15.1.1. Лечебная физическая культура при дефектах осанки . . . . 294 15.1.2. Лечебная физическая культура при сколиозе . . . . . . . 298 15.2. Лечебная физическая культура при дегенеративных изменениях в структурах позвоночника и суставах . . . . . . . 304 15.2.1. Лечебная физическая культура при остеохондрозе . . . . . . . . . . . . . . . . . 15.2.2. Лечебная физическая культура при деформирующем остеоартрозе. . . . . . . . 304 . 309 15.3. Лечебная физическая культура при плоскостопии . . . . . . . 313 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . 316 REFERENCE LIST . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ