УДК 796.342.015(075)
ББК 75.577я7
И21
Авторы:
Губа Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный
работник высшей школы РФ;
Иванова Татьяна Семеновна, кандидат педагогических наук, профессор,
заслуженный тренер России;
Иванов Леонид Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, тренер студенческой
сборной команды России по теннису;
Самойлов Александр Борисович, кандидат педагогических наук, доцент.
Рецензенты:
Барчукова Галина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор,
Мастер спорта СССР,
Янчук Виктор Николаевич, кандидат педагогических наук, Заслуженный
тренер России.
И21
Губа В. П., Иванова Т. С., Иванов Л. Ю., Самойлов А. Б.
Теннис. Теория и практика подготовки юных теннисистов: учебно-методическое
пособие. – М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021. – 176 с.
ISBN 978-5-00129-200-5
Учебно-методическое пособие разработано на основе научных и научнометодических
исследований, передового практического опыта, директивных
материалов Федераций тенниса России и Международной федерации тенниса,
учебных программ в соответствии с требованиями ФГОС. В нем изложен материал,
позволяющий использовать полученные знания, умения и навыки в процессе
практической работы с юными теннисистами.
Учебное пособие предназначено для тренеров, магистрантов, аспирантов и
преподавателей физкультурного вуза.
УДК 796.342.015(075)
ББК 75.577я7
© Губа В. П., Иванова Т. С., Иванов Л. Ю.,
Самойлов А. Б., 2021
ISBN 978-5-00129-200-5
© ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ....................................................................................................5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
СПОРТСМЕНОВ ВТЕННИСЕ .............................................................................7
1.1. Физическое упражнение как основное испецифическое средство
обучения ..........................................................................................................7
1.2. Характерные признаки физического упражнения ..............................8
1.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений ....10
1.4. Техника физических упражнений .......................................................12
1.5. Принципы обучения ииххарактеристика .........................................14
1.6. Методы обучения иихклассификация ...............................................23
1.7. Характеристика практических методов обучения ............................26
1.8. Характеристика общепедагогических методов обучения ................31
1.9. Характеристика иособенности реализации принципов
спортивной тренировки намноголетних этапах подготовки
теннисистов ...................................................................................................38
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВТЕННИСЕ ..................................40
2.1. Физическая подготовка теннисистов ..................................................40
2.2. Физические качества иметодика ихразвития ..................................45
ГЛАВА 3. ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВТЕННИСЕ ............72
3.1. Основные характеристики технической подготовки теннисиста....72
3.2. Технические приемы, обеспечивающие эффективное
выполнение двигательных задач втеннисе ..............................................75
3.3. Технико-тактические особенности выполнения ударов ..................88
3.4. Методические рекомендации пообучению втеннисе ....................106
ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕННИСИСТА ..................................................................................................123
4.1. Психологическая подготовка теннисиста .........................................123
4.2. Теоретическая подготовка теннисиста .............................................132
ГЛАВА 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КПРОВЕДЕНИЮ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ......................................................137
5.1. Физическая нагрузка как основная характеристика
тренировочного процесса втеннисе ........................................................137
Стр.3
4
Теннис. Теория и практика подготовки юных теннисистов
5.2. Физическая нагрузка иплотность тренировочного занятия ......... 141
5.3. Меры предупреждения травматизма при проведении
тренировочных занятий исоревнований потеннису ............................142
ГЛАВА 6. КОМПОНЕНТЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ УЧЕБНОТРЕНИРОВОЧНЫЙ
ПРОЦЕСС ВТЕННИСЕ .................................................148
6.1. Основные компоненты изакономерности учебнотренировочного
процесса ..........................................................................148
6.2. Этапы организации учебно-тренировочного процесса ..................152
6.3. Планирование учебного процесса .....................................................154
6.4. Педагогический контроль вспортивной подготовке ......................156
6.5. Педагогическое наблюдение ..............................................................158
6.6. Контрольно-педагогические испытания .......................................... 165
6.7. Нормативы физической подготовленности теннисистов ............... 169
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................... 172
Стр.4