УДК 796/799
ББК 75.1я73
С30
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер;
С30
доктор педагогических наук, профессор Л. А. Рапопорт
Семенов Л. А.
ISBN 978-5-9718-0543-4
В учебном пособии рассматриваются понятийный аппарат, методология,
эмпирические и теоретические методы проведения научноисследовательской
работы в сфере физической культуры и спорта,
а также требования к обработке результатов и оформлению итогов
научного исследования. Приводится обширная информация по вопросам
подготовки и защиты выпускной квалификационной и курсовых
работ.
Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере
физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие /
Л. А. Семенов. – М. : Советский спорт, 2011. – 200 с. : ил.
Предназначено для слушателей институтов и факультетов повышения
квалификации, преподавателей, аспирантов. Большое внимание
в пособии уделяется подготовке к научно-исследовательской
деятельности студентов – будущих специалистов по физической
культуре и спорту.
УДК 796/799
ББК 75.1я73
ISBN 978-5-9718-0543-4
© Семенов Л. А., 2011
© Оформление. ОАО «Издательство
“Советский спорт”», 2011
Стр.2
Введение
В вузовской подготовке специалистов по физической культуре
и спорту всегда имела место научно-исследовательская работа.
Особенно большое внимание научной деятельности студентов
вузов стали уделять в последнее десятилетие, что было вызвано
изменениями, произошедшими в системе образования вообще
и в физической культуре и спорте как одной из его значительных
областей в частности. Это, в свою очередь, было обусловлено предоставлением
общеобразовательным учреждениям, учреждениям
спортивной направленности, а также непосредственно педагогам
по физической культуре и спорту инициативы и самостоятельности
в выборе средств, методов, форм организации занятий. Понятно,
что данный подход требует не только творчества, но и знаний
для обоснования и доказательства предлагаемых – зачастую новаторских
– инновационных подходов. Знания такого рода самым
непосредственным образом связаны с наукой – сферой деятельности,
основной функцией которой является получение новых
знаний, их объяснение и систематизация.
Именно поэтому в середине 1990-х гг. в физкультурных вузах
(и на факультетах) одним из обязательных видов аттестационных
испытаний выпускников стала защита выпускной квалификационной
работы (ВКР) (до этого данные работы выполнялись лишь
отдельными, наиболее способными, студентами). Кроме того,
в учебные планы, что совершенно логично, была включена новая
дисциплина «Основы научно-методической деятельности в физической
культуре и спорте».
Несмотря на введение этой дисциплины, большинство студентов
при подготовке ВКР, впрочем, как и курсовых работ, испытывают
достаточно большие затруднения. Как показывает
многолетний педагогический опыт работы в вузе, это обусловле3
Стр.3
но сложностью самой новой дисциплины и неподготовленностью
наших студентов к восприятию учебного материала.
Определенные затруднения испытывают и преподаватели,
читающие данную дисциплину. Немаловажным здесь является
тот факт, что учебных пособий по основам научно-методической
деятельности в физической культуре и спорте явно недостаточно.
Так, в Российской Федерации в последние годы изданы лишь
учебные пособия Б.А. Ашмарина [1], Ю.Д. Железняка и П.К. Петрова
[5], П.К. Петрова [23], В.Н. Селуянова [27].
Думается, что предлагаемое пособие явится полезным дополнением
к тому, что изложено в работах указанных авторов, и поможет
в освоении знаний об основах научно-исследовательской
деятельности в сфере физической культуры и спорта. В работе
уделяется большое внимание анализу основных понятий, связанных
с научно-исследовательской деятельностью. Именно знание
понятий в значительной мере позволяет уяснить, что такое наука,
каковы ее функции, что представляет собой исследовательская
деятельность, как она осуществляется и т.п.
Подробно рассматриваются также вопросы методологии проведения
исследовательской работы. Ведь именно знание методологии,
методологического аппарата обеспечивает логику построения
любого рода исследования. Учитывая затруднения студентов
в формулировании объекта, предмета, цели, задач, гипотезы и др.,
в работе предлагаются варианты и некоторые алгоритмы их формулирования.
Особенностью
содержания пособия является детальное рассмотрение
эмпирических методов (методик), используемых при
проведении экспериментальных исследований, а также теоретических
методов, безусловно, имеющих огромное значение при
проведении исследовательской работы в любой сфере познания,
но почему-то игнорируемых в литературе по физической культуре.
Достаточно полно рассматривается также метод опроса, позволяющий
изучать мнение испытуемых при проведении исследований
в любой области физической культуры и спорта. Думается,
определенный интерес в рамках рассмотрения методов опроса
может вызвать описываемый в работе социометрический метод.
В контексте рассмотрения метода изучения литературных источников
излагаются также способы и правила чтения, что не
может, с нашей точки зрения, не заинтересовать студентов фа4
Стр.4
культета физической культуры, не владеющих такого рода навыками.
Кроме
того, представлен достаточно обширный материал,
связанный непосредственно с подготовкой и защитой курсовых
и выпускных квалификационных работ. Особенно это касается
ВКР – в связи с тем, что в 2003 г. Министерством образования
и науки Российской Федерации утверждено Положение об итоговой
аттестации выпускников высших учебных заведений Российской
Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, которое предусматривает
ряд изменений предыдущего положения (1994). В пособии эти
новые предписания нашли свое отражение.
5
Стр.5
Оглавление
Введение ............................................................................................................
Глава 1. Общая характеристика научной деятельности .................
1.1. Основные понятия, связанные
с научной деятельностью ................................................................
3
6
6
1.2. Взаимосвязь научно-исследовательской,
научно-методической, методической
и учебной деятельности в вузе ..................................................... 11
1.3. Роль знаний о научной деятельности
для студентов факультетов физической культуры ............... 14
Глава 2. Общая методология проведения
научно-исследовательской работы ........................................... 17
2.1. Основные методологические принципы
научного исследования ...................................................................
2.2. Логика конструирования исследовательской
работы ....................................................................................................
2.3. Объективные и субъективные факторы,
определяющие выбор направленности
исследования ......................................................................................
17
21
22
2.4. Определение проблемы, темы, объекта
и предмета исследования ................................................................ 24
2.5. Определение и формулирование цели, задач
и гипотезы исследования ............................................................... 29
2.6. Планирование исследования ................................................. 35
2.7. Понятия «научная новизна»,
«теоретическая значимость»,
«практическая значимость» .......................................................... 38
Глава 3. Экспериментальные исследования
и наблюдения в сфере физической культуры и спорта ..... 44
3.1. Понятие «эксперимент», характеристика
экспериментальных и сопутствующих факторов .................. 44
3.2. Виды педагогических экспериментов,
используемых в сфере физической культуры
и спорта ................................................................................................. 46
3.3. Педагогические наблюдения, особенности
их использования в сфере физической культуры
и спорта ................................................................................................. 59
Глава 4. Эмпирические методы исследования
в сфере физической культуры и спорта .................................. 64
4.1. Педагогические методы для оценивания
кондиционной физической подготовленности ....................... 65
198
Стр.198
4.2. Педагогические методы для оценивания
координационной подготовленности
и техники выполнения двигательных действий .................... 80
4.3. Исследование эффективности организации
тренировочных и учебных занятий
по физической культуре и спорту ............................................... 85
4.4. Физиометрические и соматометрические методы
изучения физического состояния ............................................... 90
Глава 5. Методы получения ретроспективной
информации ........................................................................................ 104
5.1. Метод изучения документов ................................................. 104
5.2. Методы изучения литературных источников;
способы чтения и правила, способствующие
рациональному чтению ................................................................... 108
5.3. Методы опроса, их роль в исследованиях
в сфере физической культуры и спорта .................................... 113
Глава 6. Теоретические методы исследования ................................... 126
6.1. Методы анализа и синтеза ...................................................... 127
6.2. Методы индукции и дедукции .............................................. 128
6.3. Методы сравнения и классификации ................................. 129
6.4. Метод моделирования ............................................................. 131
Глава 7. Обработка информации, получаемой
в процессе исследовательской работы.
Интерпретация результатов ......................................................... 135
7.1. Общие подходы к обработке информации ....................... 135
7.2. Основные виды измерительных шкал ............................... 137
7.3. Общие основы статистической обработки
результатов исследования .............................................................. 141
7.4. Интерпретация результатов исследования.
Формулирование выводов ............................................................. 151
Глава 8. Оформление итогов научного исследования ..................... 154
8.1. Основные виды представления итогов
научного исследования ................................................................... 154
8.2. Литературно-графическое оформление
научной работы .................................................................................. 159
8.3. Оформление списка литературы ......................................... 167
Глава 9. Подготовка к защите и защита выпускной
квалификационной и курсовой работ ...................................... 172
9.1. Выпускная квалификационная работа .............................. 173
9.2. Курсовые работы ....................................................................... 188
Библиографический список ....................................................................... 196
199
Стр.199