Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стихосложение новейшей русской поэзии (1122,00 руб.)

0   0
Первый авторОрлицкий Ю. Б.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц1017
ID773868
АннотацияВ монографии рассматриваются изменения, происходящие в последние 30 лет в русском стихе: его метрике, строфике, способах рифмования. Отдельно анализируются процессы, происходящие в русской прозе, ориентированной на стиховую культуру (стихоподобной). Предлагаются подходы к описанию различных типов современного русского стиха, дается история их возникновения и развития; делается попытка рассмотреть такие новые явления, как визуальная и сонорная поэзия в их соотношении с традиционными типами стиха и прозы. Отдельно описываются индивидуальные версификационные стратегии ведущих русских поэтов последних десятилетий.
ISBN978-5-907290-50-1
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)
Орлицкий, Ю.Б. Стихосложение новейшей русской поэзии : [монография] / Ю.Б. Орлицкий .— 2-е изд. — Москва : ЯСК, 2021 .— 1017 с. — (Studia philologica) .— Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-907290-50-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/773868 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стихосложение_новейшей_русской_поэзии._—_2-е_изд..pdf
УДК 821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) О 66 Исследование выполнено в Трирском университете при финансовой поддержке гранта DFG-Kolleg-Forschergruppe FOR 2603: Russischsprachige Lyrik in Transition Poetische Formen des Umgangs mit Grenzen der Gattung, Sprache, Kultur und Gesellschaft zwischen Europa, Asien und Amerika О 66 Орлицкий Ю. Б. Стихосложение новейшей русской поэзии. — 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. — 1016 с.: ил. — (Studia philologica.) ISBN 978-5-907290-50-1 В монографии рассматриваются изменения, происходящие в последние 30 лет в русском стихе: его метрике, строфике, способах рифмования. Отдельно анализируются процессы, происходящие в русской прозе, ориентированной на стиховую культуру (стихоподобной). Предлагаются подходы к описанию различных типов современного русского стиха, дается история их возникновения и развития; делается попытка рассмотреть такие новые явления, как визуальная и сонорная поэзия в их соотношении с традиционными типами стиха и прозы. Отдельно описываются индивидуальные версификационные стратегии ведущих русских поэтов последних десятилетий. УДК 801.61 ББК 83.0 В оформлении переплета использована работа А. Григорьева «Композиция N 77» (2007) © Ю. Б. Орлицкий, 2021 © Издательский Дом ЯСК, 2021
Стр.5
– СОДЕРЖАНИЕ – Стихосложение новейшей русской поэзии .............................. 9 Необходимое предуведомление. Еще раз о типах и основах новейшего русского стиха ....................................... 11 1. Метрика и ритмика новейшей русской поэзии 1.1. Силлабо-тоническая метрика и ее трансформации ................... 23 1.2. Новейший русский гексаметр и его дериваты ....................... 47 1.3. Новейшие русские логаэды ...................................... 74 1.4. Изменения в тоническом стихе ................................... 93 1.5. Силлабический и квазисиллабический стих в современной русской поэзии ................................... 109 1.6. Рифменный (раёшный) стих в новейшей русской поэзии ............. 152 1.7. О новейшем русском свободном стихе (верлибре) ................... 176 1.8. Гетероморфный стих в современной русской поэзии ................. 210 2. Строфика новейшего русского стиха 2.1. Введение ..................................................... 235 2.2. Судьба традиционной октавы в русской поэзии конца ХХ — начала ХХI в. ................................................. 240 2.3. Ода в новейшей поэзии: строфа и жанр ............................ 251 2.4. Русские терцины и другие трехстишия ............................ 270 2.5. Новый русский сонет ........................................... 295 2.6. Другие классические твердые и полутвердые строфические формы в современной поэзии ........................................... 307 2.7. «Цветы чужого сада». Японская строфическая традиция в русской лирике ............................................... 342
Стр.6
6 Содержание 3. Стиховое начало в современной прозе 3.1. Метризация прозы, метрическая и метризованная проза .............. 364 3.2. Строфическая (версейная) проза .................................. 380 3.3. Миниатюризация прозы ......................................... 389 3.4. Присутствие стиха в поэтической прозе поэта Иосифа Бродского и прозаика Сергея Довлатова ..................................... 407 4. Прозиметризация — актуальный вектор развития стиха и прозы в современной словесности 4.1. Генезис и природа прозиметрии .................................. 433 4.2. Прозиметрическая книга ........................................ 445 4.3. Русский хайбун как частный случай прозиметрической композиции .... 455 5. Синтетические и экспериментальные поэтические формы 5.1. «Саунд-поэзия» в системе современных искусств (музыка и/или поэзия) .......................................... 479 5.2. Визуализация стиха. Визуальная поэзия ........................... 486 5.3. Активизация драматургического начала в новейшей поэзии ........... 517 5.4. Безвокальные стихотворения ..................................... 535 5.5. «Гласные» стихи в истории русской поэзии ......................... 550 5.6. Нулевые, или вакуумные, тексты ................................. 566 6. Индивидуальные версификационные стратегии в русской поэзии рубежа веков 6.1. У истоков новейшей поэзии: Евгений Кропивницкий ................ 577 6.2. Стихотворная палитра Игоря Холина .............................. 603 6.3. Елизавета Мнацаканова: дверь в синтетическое искусство ............ 615 6.4. От сонета до верлибра. Особенности стихотворной манеры Генриха Сапгира ............................................... 625 6.5. Геннадий Алексеев — мастер петербургского свободного стиха ....... 648 6.6. Версификационные резоны в ремейках Александра Тимофеевского .... 660 6.7. О стихосложении Геннадия Айги: торжество гетероморфности ..................................... 683 6.8. Преодолевший поэзию (заметки о поэтике Всеволода Некрасова) ...... 711 6.9. Михаил Гаспаров, ученый поэт ................................... 731 6.10. Свободное стихосложение Виктора Сосноры ...................... 759 6.11. Стих, проза и прозиметрия в творчестве Беллы Ахмадулиной ........ 782 6.12. Александр Кондратов: диапазон художественного эксперимента ...... 800
Стр.7
Содержание 7 6.13. Феномен Дмитрия Александровича Пригова с точки зрения теории стиха и прозы ............................. 817 6.14. Виктор Кривулин — мастер строфики ............................ 848 6.15. Особенности «квантового» письма Аркадия Драгомощенко .......... 863 6.16. Специфика стихотворческой манеры Елены Шварц ................ 881 6.17. Новаторская метрика и строфика Евгения Шешолина ............... 889 6.18. Академический авангардизм Сергея Завьялова .................... 918 6.19. Особенности стихосложения Егора Летова ........................ 937 6.20. «Разнообразие способов рифмования» в новейшем русском стихе ...................................... 948 6.21 Анафорическая поэзия (толгой холболго) Баира Дугарова ........... 963 Эпилог. Теория стиха в манифестах и рефлексиях русских поэтов конца XX — начала XXI столетия ..................................... 974 Указатель имен .................................................... 993
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ