Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

По ту сторону порнографии и морализма: три опыта прочтения «Лолиты» В. В. Набокова (638,00 руб.)

0   0
Первый авторСендерович Савелий
АвторыШварц Елена
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц129
ID773851
АннотацияПредлагаются три независимых друг от друга прочтения романа В. В. Набокова «Лолита» в контекстах Серебряного века русской культуры.
ISBN978-5-907290-58-7
УДК821.161.1.0
ББК83.3
Сендерович, С. Я. По ту сторону порнографии и морализма: три опыта прочтения «Лолиты» В. В. Набокова / Е. М. Шварц; С. Я. Сендерович .— Москва : ЯСК, 2021 .— 129 с. : ил. — (Studia philologica. Series minor) .— Библиогр.: с. 122-126 .— ISBN 978-5-907290-58-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/773851 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

По_ту_сторону_порнографии_и_морализма_Три_опыта_прочтения_«Лолиты»_В._В._Набокова.pdf
УДК 811.161.1 ББК 81.031 С 31 Сендерович С. Я., Шварц Е. М. С 31 По ту сторону порнографии и морализма: Три опыта прочтения «Лолиты» В. В. Набокова. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2021. — 128 c. — (Studia philologiсa. Series minor). ISBN 978-5-907290-58-7 Предлагаются три независимых друг от друга прочтения романа В. В. Набокова «Лолита» в контекстах Серебряного века русской культуры. УДК 811.161.1 ББК 81.031 В оформлении обложки использована фотография Владимира Набокова при ловле бабочек в двадцати милях к востоку от Монтре и одной милей выше него, 1971 г. Фотограф — Дмитрий Набоков. © The Vladimir Nabokov Literary Foundation ISBN 978-5-907290-58-7 © © Сендерович С. Я., Шварц Е. М., текст, 2021 Издательский Дом ЯСК, 2021
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Романы Владимира Набокова принадлежат числу сложнейших текстов европейской художественной литературы. Такие тексты нет смысла рассматривать в какойлибо одной концептуальной плоскости. В различных контекстах, в оптических фокусах разной разрешающей силы и их множественных интертекстуальных планах неуместно искать единое логически правильное поле. Напрашиваются сравнения стиля Набокова-романиста с многогранным драгоценным камнем (The Prismatic Bezel – название первого романа Себастьяна Найта) или фасеточным глазом насекомого, отражающим мир под множеством углов. Но такие метафоры вносят упрощение: фасеты набоковских художественных миров требуют — каждый — своего подхода, особой исследовательской методологии. На этих страницах собраны три опыта чтения романа «Лолита» (1956) (в обеих его версиях — оригинальной английской и авторском переводе на русский язык) под тремя различными углами зрения. Первый опыт посвящен пронизывающему роман полемическому диалогу Набокова с концепциями Вяч. И. Иванова, поэта, теоретика, русского ницшеанца, основоположника эстетической, в сущности театральной, концепции русского Серебряного века. Ориентация эта необычна, так как включает обыгрывание самой человеческой фигуры Иванова, как она обозначилась на культурном горизонте, в контексте литературного быта. Второй опыт рассматривает пробегающие в романе тени мотивов Александра Блока. Не тех мотивов, что можно было бы ожидать обращаясь к влиятельному
Стр.4
4 По ту сторону порнографии и морализма поэту. Набоков писал Эдмунду Уилсону в 1943 году: «Блок <…> – один из тех поэтов, что становятся частью вашего существа, и все становится неблоковским и плоским. Я, как и большинство русских, прошел через эту стадию примерно двадцать пять лет тому» (NWL: 94). Мы обращаемся к мотивам из не художественных текстов Блока — из его статей о литературе. В самом американском романе Набокова обнаруживается довольно эзотерическая русская территория, в которую он вписан, на которой он ориентирован. В третьем опыте нами подняты вопросы этики и эстетики Набокова, рассмотрены их удивительные течения и повороты в их своеобразном, проблемном взаимном пересечении и переплетении. Все три опыта чтения романа, будучи независимы друг от друга, имеют общий контекст, разработанный нами за последние 25 лет в полусотне статей: представление о том, что всё творчество Набокова преломляет мир сквозь призму художественного и философского мышления Серебряного века русской культуры. Но Набоков не остается в его рамках, а, обыгрывая, переигрывает его насвежо, спорит с ним, принимает его как ткацкую основу, по которой расшивает собственные вúдения и узоры мысли. Интертекстуальные исследования получили большое распространение с середины ХХ в., но они как правило сводятся к частным текстуальным перекличкам; мы же заняты выявлением обширных контекстов, которые задают набоковским текстам уникальные резонантные пространства. Их распознание актуализует особые звучания набоковских текстов. Как нельзя читать Толстого, не познакомившись с социальным контекстом России ХIХ века, так Набоков останется непрочитанным без контекста культуры Серебряного века. Первые версии включенных в эту книжку эссе опубликованы в следующих изданиях:
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ