Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: курс лекций и практических занятий (290,00 руб.)

0   0
Первый авторИльичева О. В.
АвторыГорохова Е. В., Бабушкина А. И.
ИздательствоМГАФК
Страниц332
ID772811
АннотацияВ учебно-методическом пособии представлены материалы лекций, задания для практических занятий, вопросы для самоконтроля студентов очной и заочной форм обучения. В учебно-методическом пособии рассматриваются общие вопросы болезни и здоровья человека, этиология и патогенез основных заболеваний различных систем организма человека, наследственные и врожденные заболевания, доврачебная помощь при неотложных состояниях, основы здорового образа жизни, рационального питания и профилактики девиантного поведения.
Кому рекомендованоСтудентам Вузов физической культуры, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
УДК61 (024): 796.077.5 (075.8)
ББК5
Ильичева, О. В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: курс лекций и практических занятий : учебно-методическое пособие / Е. В. Горохова, А. И. Бабушкина; О. В. Ильичева .— Малаховка : МГАФК, 2015 .— 332 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/772811 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основы_медицинских_знаний_и_здорового_образа_жизни_курс_лекций_и_практических_занятий_учебно-методическое_пособие.pdf
УДК 61 (024): 796.077.5 (075.8) ББК 5 И 46 Рецензенты: кандидат медицинских наук, профессор Т. И. Долматова кандидат биологических наук, доцент И. В. Стрельникова И 46 Ильичева, О.В. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : курс лекций и практических занятий : учебно-методическое пособие / О.В. Ильичева, Е.В. Горохова, А.И. Бабушкина; Моск. гос. акад. физ. культуры. - Малаховка, 2015. - 332 с. Материалы учебно-методического пособия соответствуют структуре дисциплины «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В учебно-методическом пособии представлены материалы лекций, задания для практических занятий, вопросы для самоконтроля студентов очной и заочной форм обучения. В учебно-методическом пособии рассматриваются общие вопросы болезни и здоровья человека, этиология и патогенез основных заболеваний различных систем организма человека, наследственные и врожденные заболевания, доврачебная помощь при неотложных состояниях, основы здорового образа жизни, рационального питания и профилактики девиантного поведения. Учебно-методическое пособие рекомендовано студентам Вузов физической культуры, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров: 49.03.01 «Физическая культура» и 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Утверждено научно-методическим советом МГАФК в качестве учебно-методического пособия © Ильичёва О.В., Горохова Е.В., Бабушкина А.И., 2015 г. © ФГБОУ ВПО «Московская государственная академия физической культуры»,2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. 7 Глава 1. Введение в медицину. Проблемы здоровья учащихся и спортсменов различных возрастных групп и основные признаки нарушенияздоровья…………………… 10 1.1. Основные понятия, термины в медицине………………………. 10 1.2. Цель и задачи ОМЗ……………………………………………….. 12 1.3. Определение понятия «здоровье». Факторы, обуславливающие здоровье………………………………. 13 1.4. Переходные состояния…………………………………………… 16 1.5. Понятие «болезнь». Болезнь и снижение адаптивности организма к изменениям внешней среды. Болезнь как общая реакция организма……………. 17 1.6. Этиология (причины болезни)…………………………………… 24 1.6.1. Внешние причины болезни ……………………………………. 25 1.6.2. Биологические возбудители болезней………………………… 30 Практические занятия. Индивидуальное физическое здоровье и его измерение…………… 32 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 35 Глава 2. Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии .. 36 2.1. Основные понятия медицинской микробиологии: инфекционные заболевания, возбудитель инфекционного заболевания, механизмы и пути заражения, источник заражения, восприимчивый организм ……………………………………………. 36 2.2. Особенности инфекционного процесса. Периоды течения инфекционного заболевания и их характеристика. Понятие о симптомокомплексе………………………………………. 39 2.3. Понятие об иммунопрепаратах. Виды, показания и противопоказания к применению……………… 42 2.4. Понятие об аллергии, виды аллергии. Антигены, антитела, реакции агглютинации………………………… 43 Практические занятия. Иммунитет и болезни………………………. 48 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 56 Глава 3. Понятие о неотложных состояниях и первой помощи при них. Реанимация………………………………………………………. 57 3.1.Общие принципы оказания первой доврачебной медицинской Помощи………………………………………………………………… 57 3.2. Понятие о сердечно-легочной реанимации……………………... 61 3.3. Особенности реанимационных мероприятий у детей…………. 66 3.4. Первая помощь при непроходимости дыхательных путей……. 67 3.5. Первая доврачебная помощь при ранениях…………………….. 70 3
Стр.3
3.6. Первая доврачебная помощь при кровотечениях………………. 71 3.7. Первая помощь при отморожении………………………………. 81 3.8. Первая помощь при ожоге……………………………………….. 84 3.9. Принципы оказания доврачебной помощи при отравлениях…. 88 3.10. Первая помощь при обмороке………………………………….. 91 3.11. Первая помощь при шоке………………………………………. 96 3.12. Синдром Байуотерса (краш-синдром – длительного сдавления) 98 Глава 4. Травматизм и его профилактика…………………………… 100 4.1. Десмургия…………………………………………………………. 100 4.2. Первая доврачебная помощь при травмах……………………… 120 Практичеческие занятия……………………………………………… 129 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 134 Глава 5. Нервно-психические расстройства подросткового возраста 135 5.1. Пубертатный (подростковый) криз……………………………… 135 5.2. Специфические подростковые психические расстройства……. 141 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 145 Глава 6. Заболевания сердечно-сосудистой системы ……………… 146 6.1. Симптоматика заболеваний сердечно-сосудистой системы ….. 148 6.2. Первая помощь при неотложных состояниях…………………… 152 6.3. Нейроциркуляторная дистония………………………………….. 155 6.4. Пролапс митрального клапана…………………………………… 159 6.5. Атеросклероз……………………………………………………… 160 6.6. Ишемическая болезнь сердца: стенокардия, инфаркт миокарда. Реабилитация больных ……………………………………………….. 162 Практические занятия. Оценка состояния системы кровообращения по расчетным показателям…………………………………………… 167 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 175 Глава 7. Заболевания дыхательной системы……………………….. 175 7.1. Причины развития заболеваний органов дыхания……………… 176 7.2.Физиология дыхательной системы………………………………. 176 7.3 Симптомы патологии дыхательной системы……………………. 178 7.3.1 Отдышка…………………………………………………………. 178 7.3.2 Кашель …………………………………………………………… 179 7.4. Болезни дыхательной системы…………………………………… 181 7.4.1. Бронхиальная астма ……………………………………………. 181 7.4.2. Бронхит острый. Бронхит хронический………………………. 182 7.4.3. Пневмония………………………………………………………. 184 7.4.4.Туберкулез органов дыхания (чахотка)………………………… 186 7.4.5. Хроническая обструктивная болезнь легких …………………. 187 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 191 Глава 8. Заболевания органов пищеварения………………………... 191 4
Стр.4
8.1. Общая характеристика заболеваний органов пищеварения…… 192 8.2. Симптомы заболеваний органов пищеварения………………… 193 8.3. Методы диагностики заболеваний органов пищеварения…….. 195 8.4. Основные заболевания органов пищеварения …………………. 195 8.4.1. Гастрит…………………………………………………………… 195 8.4.2. Дуоденит………………………………………………………… 201 8.4.3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки……………. 204 8.4.4. Холецистит……………………………………………………… 207 Практические занятия………………………………………………… 211 Вопросы для самоконтроля…………………………………………... 214 Глава 9. Заболевания органов эндокринной системы ……………… 214 9.1. Основные проявления нарушений функции эндокринных желез.. 216 9.2. Краткая характеристика основных эндокринных заболеваний.. 217 9.2.1. Классификация заболеваний гипоталамо-гипофизарной системы………………………………………………………………… 217 9.2.2. Классификация заболеваний щитовидной железы…………… 219 9.2.3. Классификация заболеваний надпочечников………………… 222 9.2.4. Сахарный диабет ……………………………………………….. 223 9.2.5. Ожирение ……………………………………………………….. 226 Практические занятия………………………………………………… 229 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 233 Глава 10. Заболевания органов мочеполовой системы……………. 233 10. 1. Анатомия и физиология мочеполовой системы ……………… 233 10.2.Общая характеристика заболеваний мочеполовой системы….. 239 10.3. Заболевания мочеполовой системы человека: характеристика, лечение и профилактика………………………………………………. 241 10.3.1 Уретрит…………………………………………………………. 241 10.3.2. Цистит………………………………………………………….. 243 10.3.3. Пиелонефрит…………………………………………………… 245 10.3.4. Простатит……………………………………………………… 247 10.3.5. Мочекаменная болезнь……………………………………….. 249 10. 4. Заболевания, передающиеся половым путем………………… 252 10.4.1. Классические венерические заболевания…………………… 253 10.4.2. Другие инфекции, передающиеся половым путем…………. 255 10.4.3. Организация борьбы с заразными половыми болезнями ….. 257 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 258 Глава 11. Основы генетики. Наследственные болезни и пороки развития……………………….. 258 11.1. Понятие о наследственности, генетический код, генетическая карта…………………………………………………….. 258 11.2. Генная инженерия, трансгенные растения и животные ……… 261 5
Стр.5
11.3. Роль наследственности и среды в развитии патологии……….. 264 11.4. Наследственные болезни. Понятие о мутациях……………….. 265 11.4.1. Хромосомные болезни (синдромы)………………………….. 266 11.4.2. Аутососмные генные болезни………………………………… 273 11.4.3. Наследование генных заболеваний, сцепленных с полом…. 278 11.5. Врожденные пороки развития и болезни с наследственной предрасположением…………………………………………………… 279 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 282 Глава 12. Адаптационные механизмы человека и влияние факторов среды на здоровье……………………………………………………… 283 12.1. Понятие об адаптации к факторам среды ……………………… 283 12.2.Понятие о стрессе. Механизм развития стресса. Влияние стресса на здоровье человека. Дистресс…………………... 285 12.3. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Понятие о ксенобиотиках…………………………………………….. 288 12.4. Вредные привычки как фактор риска для здоровья. Понятие о негативных факторах, воздействующих на здоровье. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости……………………………… 292 12.4.1. Характеристика алкогольного опьянения. Психофизиологические механизмы формирования алкогольной Зависимости……………………………………………………………. 292 12.4.2. Какое вещество называется наркотиком. Специфичность стадий наркотического опьянения. Особенности формирования наркоманической зависимости ……… 293 12.4.3. Влияние никотина на нервную систему человека и формирование болезненного пристрастия к табаку………………… 295 Вопросы для самоконтроля…………………………………………… 296 Приложение 1………………………………………………………….. 298 Приложение 2………………………………………………………….. 301 Приложение 3…………………………………………………………. 318 Литература…………………………………………………………….. 325 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ