Гельвеций
Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем
творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его
многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и
делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям. <...> Сын астраханского священника Василий Кириллович Тредиаковский в девятнадцатилетнем
возрасте отправляется с азиатской границы империи в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию,
оттуда - в Гаагу, а потом - в Париж. <...> В начале XVIII века на верфях, в портовых учреждениях,
на мануфактурах Архангельска и Холмогор, помимо просто грамотных людей (то есть умевших читать и
писать), можно было встретить выпускников Навигацкой школы, Славяно-греко-латинской академии и
западноевропейских учебных заведений. <...> У него житель на подворьи Василей Дорофеев сын
Ломоносов тридцати лет, холост. <...> Во дворе Василей Дорофеев сын Ломоносов сорока двух лет, сын Михаило одиннадцати лет". <...> К этому времени Василий Дорофеевич стал зажиточным человеком. <...> Василий Дорофеевич умел подбирать сноровистых и дружных артельщиков. <...> Больше всех
положил "на каменное церковное строение" Василий Дорофеевич Ломоносов - с 1728-го по 1734 год он
подписал около восемнадцати рублей. <...> Когда сыну исполнилось десять лет, Василий Дорофеевич стал брать его с собою в море. <...> Не последнюю роль сыграли отроческие воспоминания при разработке Ломоносовым гипотез
о физической природе северных сияний, о происхождении айсбергов, о возможности Северного морского
пути из Европы на Дальний Восток и в Индию. <...> Тогда же, помимо церковнославянского текста
псалмов, Ломоносов познакомился с их поэтическим переложением на русский язык по книге Симеона
Полоцкого "Псалтырь рифмотворная", во вступлении к которой автор писал:
Не слушай буих и ненаказанных,
В тьме невежества злобою связанных,
Но буди правый писаний читатель <...>
Ломоносов.pdf
Евгений Николаевич Лебедев
Ломоносов
======================================
Источник: Е. Н. Лебедев. Ломоносов.М: Молодая гвардия, 1990. (Жизнь замечательных людей).
Оригинал здесь:ЖЗЛ.
======================================
От автора
Добродетельный человек - не тот, кто жертвует своими
привычками и самыми сильными страстями ради общего
интереса - такой человек невозможен, а тот, чья сильная
страсть до такой степени согласуется с общественным интересом,
что он почти всегда принужден быть добродетельным.
Гельвеций
Ломоносов принадлежит к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своем
творчестве воплощали непреходящую потребность человеческого рода постичь и освоить мир во всем его
многообразии, выражали извечное стремление человека к социальной и нравственной свободе, словом и
делом своим утверждали необходимость деятельной любви к людям.
Ломоносов и сейчас пробуждает живущее в каждом из нас это стремление к "полному чувству
Бытия", как сказал Тютчев, не дает ему заглохнуть под ворохом сиюминутных наших интересов, которые
чаще всего бывают весьма специальны, весьма односторонни и которым мы иногда, по наивности или
слабости своей, пытаемся придать черты всеобщности, но редко при этом испытываем удовлетворение.
Ломоносов тревожит и наше нравственное чувство, ибо всей жизнью и творчеством подтверждает
принципиальную невозможность для пас удовлетвориться только частью истины, только одной какойнибудь
ее стороною. Принадлежа всему человечеству, Ломоносов был и остается сыном своего времени,
которое по глубине и существенности исторических переворотов отдаленно напоминает наше. Понять
Ломоносова в его времени - вот главная задача книги, ибо это означает глубже понять современные
социальные и культурные процессы, уходящие своими корнями в тот перевернутый пласт нашей истории,
возделывать который пришлось Ломоносову.
"Столетьем безумным и мудрым" назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны,
выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то
всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое
общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не "титлы" в первую очередь, а
заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью,
определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в
государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было
возвышение дворян, "служилых людей". Стремительно разворачивали свою деятельность
промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство
крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм.
Человек, который придал России это стремительное ускорение, сам был весь порыв, весь
движение. Уверовав в то, что страна уже не может жить прежними идеалами, в прежнем ритме, он
торопил время. Его "революционная голова" (Пушкин) работала над скорейшим, по возможности
немедленным, претворением в жизнь всех замыслов, которые проносились в ней сумасшедшей вереницей.
Стр.1