Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Теоретические основы информатики (220,00 руб.)

0   0
АвторыИванова Ангелина Валерьевна, Митющенко Елена Вячеславовна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц96
ID754103
АннотацияВ учебно-методическом пособии «Теоретические основы информации» рассмотрены основные понятия информатики, вопросы кодирования данных и измерения количества информации, арифметические основы ЭВМ, теории алгоритмов. Приводятся цели и задачи изучения дисциплины. Каждая тема включает в себя теоретический материал, глоссарий, опорные схемы, практикум и материалы для организации самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов очной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленности – Математика и Информатика (уровень бакалавриата).
Теоретические основы информатики : учебно-методическое пособие. Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика», уровень бакалавриата / А. В. Иванова, Е. В. Митющенко .— Сургут : РИО СурГПУ, 2020 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/754103 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретические_основы_информатики.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Теоретические_основы_информатики.pdf
0ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Математика и Информатика» Уровень бакалавриата Сургут, 2020 – 1 –
Стр.1
УДК 004(075.8) ББК 32.81я73-9 Т 33 Печатается по решению Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Рецензенты: Саркисян Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики и информатики БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Попов Николай Иванович, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-математического и информационного образования Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина Теоретические основы информатики : учебно-методическое пособие. Направление подготовки Т 33 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика», уровень бакалавриата / Департамент образования и молодёжной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет» ; авторы-составители: А. В. Иванова, Е. В. Митющенко. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020. – 95 [1] с. – Текст : непосредственный. В учебно-методическом пособии «Теоретические основы информации» рассмотрены основные понятия информатики, вопросы кодирования данных и измерения количества информации, арифметические основы ЭВМ, теории алгоритмов. Приводятся цели и задачи изучения дисциплины. Каждая тема включает в себя теоретический материал, глоссарий, опорные схемы, практикум и материалы для организации самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов очной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленности – Математика и Информатика (уровень бакалавриата). УДК 004(075.8) ББК 32.81я73-9  БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2020 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................................................................. 5 РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ ....................................................... 7 ТЕМА 1.1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................. 7 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................................. 7 ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................................. 8 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 8 Практические задания ........................................................................................................................................... 8 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .......................................................... 9 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 9 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 9 ТЕМА 1.2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. .............................................................. 10 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................................. 10 1.2.1. Информация. Сигналы. Данные .................................................................................................................. 10 1.2.2. Диалектическое единство данных и методов в информационном процессе .......................................... 11 1.2.3. Носители данных .......................................................................................................................................... 12 1.2.4. Операции с данными .................................................................................................................................... 12 1.2.5. Свойства информации .................................................................................................................................. 15 ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................................. 16 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 16 Практические задания ........................................................................................................................................... 16 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .......................................................... 17 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 17 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 18 ТЕМА 1.3. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ .......................................................................................................... 19 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................................. 19 1.3.1. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний ........................................... 19 1.3.2. Единицы измерения количества информации ........................................................................................... 20 1.3.3. Определение количества информации ....................................................................................................... 20 ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................................. 20 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 20 Практические задания ........................................................................................................................................... 20 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .......................................................... 21 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 21 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 21 Упражнения ............................................................................................................................................................ 22 РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ КОДИРОВАНИЯ ............................................................................................................... 24 ТЕМА 2.1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОДИРОВАНИЯ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ ................ 24 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ................................................................................................................................. 24 2.1.1. Понятие о кодировании. Представление информации в ЭВМ ................................................................. 24 2.1.2. Кодирование данных двоичным кодом ...................................................................................................... 25 2.1.3. Кодирование целых и действительных чисел ............................................................................................ 26 2.1.4. Кодирование текстовых данных ................................................................................................................. 29 2.1.5. Кодирование графических данных ............................................................................................................. 30 2.1.6. Кодирование звуковой информации ........................................................................................................... 32 2.1.7. Кодирование команд .................................................................................................................................... 34 ПРАКТИКУМ ............................................................................................................................................................. 34 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 34 Практические задания ........................................................................................................................................... 35 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ .......................................................... 35 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 35 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 36 Упражнения ............................................................................................................................................................ 36 – 3 –
Стр.3
ТЕМА 2.2. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭВМ .............................................................................................. 37 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................. 37 2.2.1. Понятие о системе счисления ...................................................................................................................... 37 2.2.2. Системы счисления, используемые в вычислительной технике .............................................................. 39 2.2.3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую ............................................................................. 39 2.2.4. Арифметические операции в позиционных системах счисления ............................................................. 41 2.2.5. Арифметические действия над целыми числами ....................................................................................... 43 2.2.6. Арифметические действия над нормализованными числами ................................................................... 46 ПРАКТИКУМ .............................................................................................................................................................. 47 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 47 Практические задания ........................................................................................................................................... 47 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........................................................... 48 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 48 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 48 Упражнения ............................................................................................................................................................ 49 РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ АЛГОРИТМОВ ................................................................................................................... 50 ТЕМА 3.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ ........................................................................ 50 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................. 50 3.1.1. Этапы решения задачи ................................................................................................................................. 50 3.1.2. Понятие алгоритма и его свойства .............................................................................................................. 52 3.1.3. Основные средства представления алгоритмов ......................................................................................... 53 ТЕМА 3.2. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ........................................................................................................... 54 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................................................................. 54 3.2.1. Линейные алгоритмы ................................................................................................................................... 55 3.2.2. Разветвленные алгоритмы ............................................................................................................................ 55 3.2.3. Циклические алгоритмы .............................................................................................................................. 60 3.2.4. Алгоритмы обработки последовательностей чисел .................................................................................. 62 3.2.5. Алгоритмы обработки одномерных числовых массивов .......................................................................... 64 3.2.6. Алгоритмы сортировки одномерных массивов ......................................................................................... 73 3.2.7. Алгоритмы обработки упорядоченных массивов ...................................................................................... 75 3.2.8. Алгоритмы обработки двумерных массивов .............................................................................................. 78 ПРАКТИКУМ .............................................................................................................................................................. 81 Вопросы и задания к семинарским занятиям ...................................................................................................... 81 Практические задания ........................................................................................................................................... 81 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ........................................................... 83 Темы рефератов ..................................................................................................................................................... 83 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................................... 84 Упражнения ............................................................................................................................................................ 84 Глоссарий по дисциплине ...................................................................................................................................... 89 Список литературы ................................................................................................................................................. 91 Приложения ............................................................................................................................................................. 93 Методические рекомендации по написанию реферата по дисциплине ............................................................. 93 – 4 –
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Современный федеральный государственный образовательный стандарт бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» не предполагает углубленной подготовки абитуриентов по выбранному профилю, все абитуриенты сдают одинаковые вступительные экзамены. Вместе с тем, подготовка учителя-предметника требует внимательного и ответственного отношения к теоретическим основам профильной области знаний и к организации их освоения. Подготовка учителя информатики предполагает понимание базовых теоретических положений функционирования электронно-вычислительной техники, что необходимо для качественного, осознанного освоения таких разделов информатики, как «Программирование», «Вычислительная техника», «Архитектура ЭВМ», «Программное обеспечение ЭВМ», а также для обеспечения возможности успешного развития обучающегося, его самообразования и, в дальнейшем, повышения квалификации. Вышеизложенное обосновывает роль дисциплины «Теоретические основы информатики» в подготовке студентов-бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки), направленность «Математика и Информатика». Цель дисциплины – овладение основами теоретической информатики, теориями и методами исследования информационных процессов. Задачи дисциплины:  формирование понятийно-терминологической базы современной теории информации, овладение способами решения задач на вычисление количества информации;  формирование понятийно-терминологической базы современной теории кодирования, овладение способами решения задач на кодирование информации;  формирование понятийно-терминологической базы современной теории автоматов, овладение способами решения задач на анализ логических выражений и схем;  формирование понятийно-терминологической базы современной теории алгоритмов, овладение способами решения задач на построение и реализацию алгоритмов различного вида. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование профессиональной компетенции ПК-2: способен осуществлять разработку алгоритмических и программных решений в процессе обучения информатике. В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: Знать:  виды информационных моделей, их специфику;  принципы построения различных моделей при разработке алгоритмов;  понятие и этапы формализации задачи;  типы данных, переменных, структур данных;  сущность алгоритма, его свойств, способов записи, положения теории алгоритмов;  сущность методов преобразования информации в типовых алгоритмических задачах;  принципы разработки и методы проектирования алгоритма;  понятие и признаки связности, эффективности алгоритма;  принципы оценивания алгоритмического решения;  способы повышения связности алгоритма, его эффективности по времени и по памяти;  типы задач организации и осуществления информационных процессов, в т.ч. средствами информационных технологий: задач преобразования данных;  специфику условий (начальных условий, ограничений и т.п.) задач организации и осуществления информационных процессов различных типов;  виды информационных процессов, их структуры и специфики. Уметь:  выявлять данные, которые фиксируют входную и выходную информацию (определение их структуры и свойств);  определить результат, который необходимо получить при решении задачи;  определить отношения между данными, условия и ограничения, накладываемые на эти отношения; – 5 –
Стр.5
 определять вид модели в соответствии с формализованными условиями задачи, в т.ч. выбор метода преобразования данных (при необходимости);  строить непротиворечивую, не содержащую внутримодельных (математических, логических, других) ошибок модель решения задачи с учетом выбранного вида, методов, условий, результата;  осуществлять анализ алгоритма и его корректировку для достижения связности алгоритма, эффективности по времени и по памяти;  определить цель преобразования данных, рассматриваемого информационного процесса;  определить условия: входные и выходные данных; организации информационного процесса, его вида;  определить структуру информационного процесса: методы, этапы преобразования данных. Владеть:  методами формализации задачи;  методами математического моделирования;  методами преобразования информации в типовых алгоритмических задачах;  методами проектирования и способами записи алгоритма;  методами тестирования алгоритма на результативность, конечность, массовость, универсальность;  методами оценки эффективности алгоритма, способами повышения эффективности алгоритма;  способами преобразования информации. Иметь опыт:  разработки алгоритмического решения;  анализа алгоритмического решения, повышения эффективности алгоритма;  преобразования данных в информационных процессах, в т.ч. средствами информационных технологий. Настоящее пособие направлено на поддержку для процесса освоения дисциплины «Теоретические основы информатики», в частности является методическим обеспечением самостоятельной работы студентов. Дисциплина запланирована к изучению на первом курсе. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них контактная работа – 44 часа; самостоятельная работа – 62 часа; промежуточная аттестация – экзамен. Пособие состоит из трех разделов, каждый из которых содержит теоретическую часть (основные положения, основные термины), практическую часть (вопросы и задания к семинарским занятиям, практические задания), материалы для организации самостоятельной работы студентов (темы рефератов, устных сообщений, Ошибка! Закладка не определена., упражнения и т.п.), которые могут быть использованы при подготовке к промежуточной аттестации по данной дисциплине. В приложении приводятся требования к реферату по дисциплине. – 6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ