УДК 721(075.8)
ББК 30.2я73
В75
Утверждено на заседании кафедры декоративно-прикладного искусства
18.09.2019 г., протокол № 2.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
визуальных искусств КемГИК 30.09.2019 г., протокол № 1.
В. В. Иванкин, председатель Новосибирского регионального отделения
Рецензенты:
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии
Кемеровского государственного института культуры.
ВТОО «Союз художников России», секретарь ВТОО «Союз художников
России» в Сибирском федеральном округе, заслуженный художник
Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии
художеств, профессор;
В75 Проектирование [Текст]: учеб. наглядное пособие по направлению
подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы», профиль «Художественная керамика» / авт.-сост. И. В. Воронова.
– Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2020. – 168 с.: ил.
Воронова, И. В.
ISBN 978-5-8154-0516-5
Учебное наглядное пособие включает теоретические и практические материалы, а
также наглядные материалы, выполненные студентами по направлению подготовки
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль «Художественная
керамика» Кемеровского государственного института культуры. Учебное наглядное
пособие предназначено для изучения полного курса по проектированию.
ISBN 978-5-8154-0516-5
УДК 721(075.8)
ББК 30.2я73
© И. В. Воронова, 2020
© Кемеровский государственный институт культуры, 2020
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Проектирование» является важным для формирования знаний
и умений художника-прикладника в области формообразования различных
объектов, поиска их композиционного решения (плоскостного, объемнопространственного,
объемного), а также расположения в пространстве.
Данный курс сформирован с учетом знаний и умений по основам композиции,
полученных обучающимися параллельно.
Значение курса «Проектирование» для художника-прикладника заключается
в формировании умения стилизовать различные объекты
предметного мира и овладении процессом поиска индивидуально-художественного
пластического языка, необходимого для их изображения на
плоскости и размещения в пространстве.
Творческая профессия художника декоративно-прикладного искусства
требует владения техническим рисунком и знаний по пропедевтике,
цветоведению и колористике, материаловедению и технологии, истории
искусств, основам современной шрифтовой культуры. Такая практическая
база является основой для развития концептуального, художественного и
визуального мышлений, что необходимо для процесса создания произведений
декоративно-прикладного искусства, в частности объектов художественной
керамики.
«Проектирование» является обязательной дисциплиной, она входит
в базовую часть учебного плана по направлению подготовки 54.03.02
«Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», профиль
«Художественная керамика», и находится в логической и содержательнометодической
взаимосвязи со следующими дисциплинами: «Пропедевтика»,
«Основы производственного мастерства», «Технический рисунок», «История
искусств», «Материаловедение и технология», «Основы современной
шрифтовой культуры».
Целью учебного наглядного пособия является формирование
системы знаний и умений, позволяющей обучающимся создать целостное
представление о процессе композиционного творчества, развить образнопластическое
мышление для воплощения замысла в материале, применения
полученных знаний в профессиональной деятельности.
Задачи учебного наглядного пособия:
- сформировать знания и умения художника-прикладника в области
создания художественных замыслов и их визуализации в проекте с помощью
различных выразительных и графических средств;
- способствовать развитию навыков владения различными рукотворными
графическими техниками для создания клаузур и чистовых вариантов
заданий по работе с плоскими и объемными формами, компьютерными
средствами с целью представления результатов проектов в портфолио
обучающегося;
- научить использовать в проектной работе структуры различных
материалов в виде текстур, включать их в приемы стилизации растительных
и зооморфных форм средствами графики;
- развить навыки генерации идей с учетом существующих методов
Учебное наглядное пособие включает восемь глав: 1. «Структуры
различных материалов. Роль и значение текстуры и фактуры в
проектирования для создания композиций различного вида (фронтальной,
объемной, формальной) и разработки их художественно-пластического
решения.
3
Стр.3
проектировании», 2. «Форма и ритм как основные составляющие композиции
в проектировании», 3. «Методология проектирования и принципы
создания произведений декоративно-прикладного искусства», 4. «Создание
орнаментальных мотивов в плоскостных композициях», 5. «Растительные
и зооморфные пластические структуры в плоскостных композициях»,
6. «Принципы проектирования объемно-пространственной композиции»,
7. «Принципы проектирования объемной композиции», 8. «Виды пространства.
Архитектурное и функциональное пространства»; учебнопрактические
и учебно-наглядные материалы к указанным главам.
В целях организации самостоятельной работы обучающихся
каждый параграф содержит вопросы для собеседования и разноуровневые
практические задания, а также методические рекомендации по выполнению
практических заданий.
Форма проведения промежуточного контроля: 2-й, 4-й семестры –
зачет, 6-й, 7-й семестры – экзамен. Для обучающихся заочной формы экзамен
проводится по окончании курса – в 8-м семестре. Требования к зачету и
экзамену размещены в Приложении 1.
Промежуточный контроль по дисциплине «Проектирование»
работ.
2. Экзамен. Проводится в форме просмотра – выставки учебнопредполагает
следующие формы:
1. Зачет. Проводится в форме просмотра – выставки учебно-творческих
творческих работ.
При оценивании работ обучающихся в ходе обсуждения может
использоваться балльно-рейтинговая система в соответствии с
определенными критериями с дальнейшим переводом в общепринятую
систему оценивания. Параметры и критерии оценки учебно-творческих
работ размещены в Приложении 2.
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................
3
ГЛАВА 1. СТРУКТУРЫ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ТЕКСТУРЫ И ФАКТУРЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ .............................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .........................................
1.1. Проектирование. Работа с различными материалами .................
8
5
6
6
1.2. Текстура и фактура. Их роль и значение в декоративно-прикладном
искусстве ....................................................................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ...........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ..................................................
12
14
ГЛАВА 2. ФОРМА И РИТМ КАК ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПОЗИЦИИ
В ПРОЕКТИРОВАНИИ ......................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................
2.1. Форма. Экспрессивная и субъективная формы ...............................
2.2. Ритм. Акцентные точки .....................................................................
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ................................................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ..........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
.........................................................................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .......................................
20
21
21
23
26
29
32
44
45
3.1. Процесс проектирования и формирование художественного
образа......................................................................................................... 45
3.2. Методы генерации идей ...................................................................
3.3. Цвет и его роль в проектировании предметов декоративно-прикладного
искусства ..................................................................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................
ГЛАВА 4. СОЗДАНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ В ПЛОСКОСТНЫХ
КОМПОЗИЦИЯХ ...............................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................
4.1. Орнамент и орнаментальная композиция ......................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ...............................................
ГЛАВА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЕ И ЗООМОРФНЫЕ ПЛАСТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ
В ПЛОСКОСТНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ ....................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .......................................
5.1. Изобразительные мотивы в плоскостных композициях. Синтез
растительных и зооморфных форм в изразцах .....................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ...............................................
166
ГЛАВА 6. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
КОМПОЗИЦИИ ..............................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................
47
50
53
55
60
61
61
63
65
72
73
73
77
79
86
87
Стр.166
6.1. Объемно-пространственная композиция ........................................
6.2. Макетирование и макет .....................................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ..........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ..................................................
87
89
93
96
ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕМНОЙ КОМПОЗИЦИИ
....................................................................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ......................................
7.1. Объемная композиция .....................................................................
104
105
105
107
111
113
120
121
121
124
128
132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................
Приложение 1. Требования к зачету и экзамену по дисциплине .........
140
144
146
149
7.2. Специфика пластической организации элементов в объемной композиции
.........................................................................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ .........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................
ГЛАВА 8. ВИДЫ ПРОСТРАНСТВА. АРХИТЕКТУРНОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
ПРОСТРАНСТВА ................................................................
УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ........................................
8.1. Архитектурное пространство ...........................................................
8.2. Функциональное пространство ........................................................
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ..........................................
УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .................................................
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ..............................................................................
149
153
156
Приложение 2. Параметры и критерии оценки учебно-творческих работ на
зачетном/экзаменационном просмотре ................................................
Приложение 3. Критерии оценки промежуточного контроля и самостоятельной
работы обучающихся ......................................................................
Приложение 4. Критерии оценки учебного проекта ...........................
ГЛОССАРИЙ ..........................................................................................
157
159
167
Стр.167