Н. С. Лесков.
Герои Отечественной войны по гр. Л. Н. Толстому
("Война и мир" соч. гр. Л. Н. Толстого, Т. V. 1869 г.)
--------------------------------Лесков
Н.С. Собрание сочинений в 11 т.
М., Государственное издательство художественной литературы, 1957;
Том 10: Воспоминания, статьи, очерки. с. 5-246.
OCR: sad369 (г. Омск)
--------------------------------I.
РАССУЖДАЮЩИЙ СМЕРТНЫЙ
Пятый
том "Войны
ожиданий, не
в
и
прочитан, вероятно, весьма
всеобщих
сочинения
последнего
не
можем
имеет
новое
посвятить
подробностях
сочинение
ему
книге
заслуживает. Это
обязательства
литературного
этой
исторических
Ростовы
заняться
дней
Болконским; Николай
встречается
и
там
умирает, приняв
лекарства; Пьер
у
перечне, в
с
в
попадаются
простотою.
огромным
четырех
мира" только
заканчивает
графа
гр. Толстого. Романическое
тома
месячных
подробным
что
на
движение
днях
немногими. Долгожданный, том
собою
художественного
вышел и до сих пор
этот, против
интересного
и
во всех трех частях этого
относительно очень невелико, но мы в своей газетной статье
следить и за этим. Признавая все значение, какое
Льва Николаевича для литературы, мы не можем
такого критического разбора, какого прекрасное сочинение это
дело
журналов, имеющих
разбором
явления, как "Война
и
познакомить
из
статью, которую и просим отнюдь не считать попыткою написать критику.
Романические
уезжают
двенадцатого
передвижения
кн. Марии; Helene Безухова
неосторожно
года. С
в
Москвы, Наташа
Ростов
уезжает
пятом
такою
томе
встречается
заключаются
замуж
за
порцию
какого-то
своих
и мир". Мы желаем дать только отчет об
читателей
всех
с
интереснейшими
задачею
следующем.
все
сторон
удобства
такого
и
все
крупного
деталями
мы начинаем нашу
в
с раненым князем Андреем
с княжною Мариею; затем кн. Андрей умирает на руках Наташи
собирается
усиленную
Безухий собирается убить Наполеона, долго остается в плену
французов и вообще мычет горькую жизнь. Все это, столь бесцветное в сухом
каком оно здесь представлено, конечно, рассказано Толстым опять
мастерством, характеризующим все сочинение. В пятом томе, как и
первых, нет утомительной или неловкой страницы и на всяком шагу
сцены, чарующие
Есть
места,
на
описание
по
окружающих
похвал
страницею
одну
отходящей
у
отца; но
взгляд
его
своею
где
предсмертных
прелестью, художественною
простота
эта
Болконского. Прощание князя Андрея с сыном Николушкою; мысленный или, лучше
сказать, духовный
заботы
всяких
святых
умирающего
прелести
души
нашего
маленького
ребенка
нашего
ту
образцом
известную
и
превосходит
заключается
даровитого
этом
дней
на
людей и самый переход его в вечность - все это выше
рисовки, по
покидаемую
глубине
страницу, на
пером
Диккенса
описана
и
самой
правдою
торжественности, и, как на образчик красот подобного рода, мы позволим себе
указать
достигает
кончины
князя
и
необычной
Андрея
жизнь, на горести и
проникновения во святая
и по высоте безмятежного отношения к смерти. С этою
талантливого писателя мы могли бы поставить рядом лишь
которой
смерть
Домби, где некто нисходит под розовые занавесы постели больного
руководит переходом души его в одну из обителей, которых много у
страница, написанная нашим художником, далеко превосходит
блестящую страницу Диккенса, о которой мы вспоминали и которая считается
описаний
сцен
торжественный, но не эффектированный. Это описание сравнительно проще всего
в
роде, как
идет
Диккенса, здесь
строгая
Толстого и делаем из нее выписку.
Дело
эту страницу
таким
случайно
друг
с
кн. Андрея
встретился
встрече. Между
измены
и
снова
отношения
Болконского:
"Это
сравнению с шумихою трелей мотивиста.
Берем
за
и
творческая
образец
образом: князь
Наташею
Наташе
музыка
красот
остался
пятого
ее
композитора-драматурга
тома
сочинения
по
гр.
Андрей умирает от раны. Раненый, он
на
прежде, чем
доходит
до
самой
попечении. Он рад этой
ним и Наташею не происходит никаких объяснений по поводу ее
ему и всей ее печальной истории с Курагиным. И князь и Наташа молчат
любят
друга. Вот как описывает автор своим волшебным пером
к
смерти
было вечером. Он (кн. Андрей) был, как обыкновенно после обеда, в
подобного
торжественно-грустного
рода. Она
ее простотою, силою и безэффектностью, в которой, собственно, и
свой великий и недосягаемый эффект. Здесь нет "розовых занавес"
просто отход души - серьезный, но не страшный,
во время войны ремонтером в Воронеж и
выйти
двух разом и
секретного
Стр.1