Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теория и организация адаптивной физической культуры (803,00 руб.)

0   0
Первый авторЕвсеев С. П.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц617
ID734822
АннотацияУчебник раскрывает содержание профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 49.03.02 - «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области физической культуры в качестве учебника для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»
Кому рекомендованоДля студентов, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, проводящих научно-исследовательскую работу в этой области.
ISBN978-5-907225-56-5
УДК796.011.3(075)
ББК75.09
Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры : [учебник] / С.П. Евсеев .— 2-е изд., стер. — Москва : Спорт, 2020 .— 617 с. — (Адаптивная физическая культура и спорт) .— ISBN 978-5-907225-56-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/734822 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теория_и_организация_адаптивной_физической_культуры_(2-e_издание)__(1).pdf
Стр.2
Стр.609
Стр.610
Стр.611
Стр.612
Стр.613
Стр.614
Стр.615
Теория_и_организация_адаптивной_физической_культуры_(2-e_издание)__(1).pdf
УДК 796.011.3(075) ББК 75.09 Е25 Издано при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» (2012–2018 годы) Рецензенты: НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии»; С. С. Филиппов – доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург Евсеев С. П. Е25 Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник – Изд. 2-е стереотип. / С. П. Евсеев. – М. : Спорт, 2020. – 616 с. : ил. ISBN 978-5-907225-56-5 Учебник раскрывает содержание профессиональных компетенций Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 49.03.02 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Для студентов, изучающих адаптивную физическую культуру, а также аспирантов и преподавателей, проводящих научноисследовательскую работу в этой области. УД К 796.011.3(075) ББ К 75.0 9 ISBN 978-5-907225-56-5 © Евсеев С. П., 2016 © Оформление. «Издательство “Спорт”», 2020
Стр.2
Содержание Предисловие .................................................................................................... 3 Введение ............................................................................................................ 6 Общая характеристика адаптивной физической культуры ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Раздел I. Основные понятия, функции, виды, средства, методы и принципы адаптивной физической культуры Глава 1. Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .............................................................. 13 1.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура» .......................................................................... 13 1.2. Определения «инвалид», «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «лица с отклонениями в состоянии здоровья», «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни» .............................................................. 16 1.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов ........................................................................... 22 Глава 2. Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область социальной практики ... 32 2.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука ........................................................................................................... 32 2.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина ... 35 2.3. Адаптивная физическая культура как сфера социальной практики .................................................................................................... 41 Глава 3. Функции адаптивной физической культуры .................. 53 3.1. Реабилитационные функции ............................................................. 54 3.2. Педагогические функции .................................................................... 56 3.3. Функции физического воспитания и спорта ............................... 60 3.4. Социальные функции ........................................................................... 64 609
Стр.609
Глава 4. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры .............................................................. 69 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры ........................................................................... 69 4.2. Основные виды адаптивной физической культуры .................. 72 Глава 5. Средства адаптивной физической культуры .................. 81 5.1. Физические упражнения ..................................................................... 82 5.2. Дополнительные средства ................................................................... 85 5.3. Естественно-средовые и гигиенические средства ...................... 99 Глава 6. Методы адаптивной физической культуры .................... 101 6.1. Методы обучения ................................................................................... 101 6.2. Методы воспитания .............................................................................. 109 6.3. Методы развития физических качеств и способностей ........... 113 Глава 7. Формы организации занятий в адаптивной физической культуре ............................................................... 116 7.1. Урочные формы ...................................................................................... 116 7.2. Неурочные формы ................................................................................. 117 Глава 8. Принципы адаптивной физической культуры ............... 121 8.1. Реабилитационные принципы .......................................................... 123 8.2. Педагогические принципы ................................................................. 125 8.3. Принципы физического воспитания и спорта ............................. 138 8.4. Социальные принципы ........................................................................ 144 Раздел II. Обучение, воспитание и развитие физических способностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья Глава 9. Обучение в адаптивной физической культуре .............. 154 9.1. Особенности действий, используемых в адаптивной физической культуре ............................................................................ 154 9.2. Структура процесса обучения действиям и особенности содержания ее этапов ............................................................................ 163 9.3. Определяющие черты методики обучения действиям в адаптивной физической культуре ................................................. 189 Глава 10. Воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой ................................... 196 10.1. Личностно-ориентированная гуманистическая аксиологическая концепция отношения общества к лицам с отклонениями в состоянии здоровья ......................................... 198 10.2. Воспитание волевых качеств лиц с отклонениями в состоянии здоровья .......................................................................... 213 10.3. Морально-нравственное воспитание занимающихся с отклонениями в состоянии здоровья ......................................... 221 610
Стр.610
Глава 11. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре .............................................................. 242 11.1. Терминологические уточнения ....................................................... 242 11.2. Автономные физические упражнения .......................................... 243 11.3. Технологии императивного развития физических способностей ........................................................................................... 259 11.4. Средства и методы развития физических способностей у лиц, использующих технические средства для выполнения двигательных действий в положении сидя ................................................................................. 267 Характеристика основных видов адаптивной физической культуры ЧАСТЬ ВТОРАЯ Раздел III. Адаптивное физическое воспитание Глава 12. Организационно-управленческая структура адаптивной физической культуры .................................... 273 Глава 13. Организация адаптивного физического воспитания ................................................................................... 284 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования ............................................ 285 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования ................................................... 292 Глава 14. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания, его ведущих функций и принципов ................................................................................ 298 14.1. Отличительные черты адаптивного физического воспитания .............................................................................................. 298 14.2. Конкретизация цели и задач адаптивного физического воспитания .............................................................................................. 299 14.3. Конкретизация функций и принципов адаптивного физического воспитания .................................................................... 303 Глава 15. Характеристика содержания занятий по адаптивному физическому воспитанию ................... 305 15.1. Преимущественная направленность содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию .............. 306 15.2. Характеристика содержания занятий (уроков) по адаптивному физическому воспитанию (О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов) ............................................................... 309 611
Стр.611
Глава 16. Управление качеством образования и отличительные черты методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей занимающихся .......................................................................... 343 16.1. Отличительные черты методики обучения двигательным действиям ................................................................................................ 343 16.2. Отличительные черты методики развития физических способностей .......................................................................................... 346 16.3. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде ..................................................................... 350 16.4. Управление качеством образования по адаптивному физическому воспитанию .................................................................. 352 Раздел IV. Адаптивный спорт Глава 17. Организация адаптивного спорта в Российской Федерации и зарубежом (О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев) .... 358 17.1. Организация адаптивного спорта в России ................................ 358 17.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе ..... 387 Глава 18. Адаптивный спорт: структура и содержание 18.1. Отличительные черты адаптивного спорта, конкретизация его целей и задач ................................................................................... 397 18.2. Классификация основных направлений развития адаптивного спорта .............................................................................. 402 18.3. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте ............................................................................ 405 Глава 19. Классификация лиц, занимающихся адаптивным спортом (Г.З. Идрисова, О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев, Н.В. Аксенова) ............................................................................. 420 19.1. Основные понятия и принципы классификации в адаптивном спорте ............................................................................ 420 19.2. Виды классификаций .......................................................................... 424 19.3. Система организации и проведения классификаций лиц, занимающихся адаптивным спортом ............................................ 433 19.4. Основные группы лиц, занимающихся адаптивным спортом (классификация спортсменов) ........................................................ 435 Глава 20. Паралимпийское движение – основное направление развития адаптивного спорта. Спортивная тренировка – главное звено паралимпийских видов спорта (О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев) ......................................... 439 612
Стр.612
20.1. Факторы, определяющие ведущее положение паралимпийского движения в мире ............................................... 439 20.2. Цели и задачи спортивной тренировки в паралимпийском движении ................................................................................................. 440 20.3. Виды подготовки спортсменов-паралимпийцев ....................... 442 20.4. Построение спортивной тренировки спортсменов ................... 448 Глава 21. Специальное олимпийское движение как ведущее нетрадиционное направление развития адаптивного спорта .................................................................. 454 21.1. Основополагающие философские аспекты специального олимпийского движения .................................................................... 455 21.2. Основная программа Специальной Олимпиады – организация тренировок и соревнований лиц с интеллектуальными нарушениями ............................................. 457 21.3. Программа «Объединенный спорт». Общие положения ....... 467 21.4. Программа «Специальная Олимпиада – приСОЕдиняйтесь!» ............................................................................ 469 21.5. Программа тренировки двигательной активности лиц с тяжелыми умственными поражениями ..................................... 471 21.6. Паралимпийская программа лиц с интеллектуальными нарушениями как высший этап развития Специальной Олимпиады ................................................................. 472 Глава 22. Допинг-контроль и антидопинговое обеспечение адаптивного спорта .................................................................. 475 Глава 23. Тенденции интеграции и дифференциации в адаптивном спорте ................................................................ 480 Раздел V. Адаптивная двигательная рекреация Глава 24. Организация адаптивной двигательной рекреации .... 485 Глава 25. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации, ее ведущих функций и принципов ................................................................................ 488 25.1. Отличительные черты адаптивной двигательной рекреации ................................................................................................ 488 25.2. Конкретизация цели и задач адаптивной двигательной рекреации ................................................................................................ 489 25.3. Конкретизация функций и принципов адаптивной двигательной рекреации .................................................................... 492 613
Стр.613
Глава 26. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации и условий их применения ... 496 26.1. Общая характеристика средств адаптивной двигательной рекреации ................................................................................................ 496 26.2. Классификация и систематизация условий проведения занятий по адаптивной двигательной рекреации ..................... 498 Глава 27. Отличительные черты средств и методов некоторых видов адаптивной двигательной рекреации .................. 502 27.1. Адаптивный туризм как средство и метод двигательной рекреации и оздоровления инвалидов и пожилых людей ..... 502 27.2. Ориентирование по тропам в системе адаптивной двигательной рекреации .................................................................... 513 27.3. Водные виды адаптивной двигательной рекреации ................. 516 27.4. Игровые виды адаптивной двигательной рекреации .............. 520 27.5. Танцевальные виды адаптивной двигательной рекреации ... 529 27.6. Спартианская программа работы с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, в адаптивной двигательной рекреации .................................................................... 534 27.7. Виды адаптивной двигательной рекреации, основанные на взаимодействии человека с животными ................................. 538 27.8. Другие виды двигательной активности в адаптивной рекреационной деятельности ........................................................... 543 Раздел VI. Креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды двигательной активности Глава 28. Организация креативных (художественномузыкальных) и экстремальных видов двигательной активности ................................................................................... 547 Глава 29. Конкретизация целей и задач креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности, их ведущих функций и принципов ............................................................. 551 29.1. Отличительные черты креативных (художественномузыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры ......................................................................... 551 29.2. Конкретизация целей и задач креативных (художественномузыкальных) и экстремальных видов адаптивной физической культуры ......................................................................... 555 29.3. Конкретизация ведущих функций и принципов креативных (художественно-музыкальных) и экстремальных видов двигательной активности ................... 557 614
Стр.614
Глава 30. Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) видов адаптивной физической культуры ...................................... 559 Глава 31. Основные средства и отличительные черты методики экстремальных видов адаптивной физической культуры .............................................................. 577 Раздел VII. Физическая реабилитация Глава 32. Организация физической реабилитации (А.А. Потапчук, С.П. Евсеев) ................................................... 589 Заключение ..................................................................................................... 599 Литература ....................................................................................................... 602 615
Стр.615

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.