Учебная литература ТГМУ
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПИТАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
(кейс-задания)
2 часть
Учебное пособие
ISBN 978-5-98301-196-0
Издательство «Медицина ДВ»
Владивосток
9 785 983 01 1 9 6 0
690950 г. Владивосток, пр-т Острякова, 4
Тел.: (423) 245-56-49. E-mail: medicinaDV@mail.ru
Медицина ДВ
2020
Стр.1
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Тихоокеанский государственный медицинский университет
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПИТАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
(кейс-задания)
2 часть
Учебное пособие
Рекомендовано Координационным советом по области образования
«Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия
для использования в образовательных учреждениях, реализующих
основные профессиональные образовательные программы высшего
образования уровня специалитета по направлениям подготовки
31.05.01. «Лечебное дело», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело»
Владивосток
Медицина ДВ
2020
Стр.2
УДК 914.2:378 (075.8)
ББК 51.23я73
M 545
Издано по рекомендации редакционно-издательского совета
Тихоокеанского государственного медицинского университета
Рецензенты:
Т.А. Баталова - д.б.н., доцент, зав. кафедрой физиологии
и патофизиологии «Амурская государственная
медицинская академия» Министерства здравоохранения РФ
М.В. Осиков - д. м. н., профессор, заведующий кафедрой
патологической физиологии «Южно-Уральский
государственный медицинский университет» Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Авторы:
Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Семанив Е.В., Грицина О.П.,
Важенина А.А., Анищенко Е.Б., Яровова Д.С.
М 545 «Методология изучения питания различных групп населения»
(кейс-задания) 2 часть / Л.В. Транковская, Г.А. Тарасенко, Е.В. Семанив
и др. - Владивосток: Медицина ДВ, 2020. - 156 с.
ISBN 978-5-98301-196-0
Учебное пособие является дидактическим материалом - в КС не отправляются
для освоения студентами важного блока Федерального государственного
образовательного стандарта по специальностям 32.05.01 Медико-профилактическое
дело, 31.05.01 Лечебное дело с учетом соответствующих компетенций, которыми
должны владеть будущие специалисты. Этот материал раскрывает современные
методические подходы к изучению питания различных групп населения.
При подготовке представляемого методического издания использован многолетний
опыт его составители в преподавании соответствующего раздела учебных
программ для студентов указанной выше специальности.
УДК 914.2:378 (075.8)
ББК 51.23я73
ISBN 978-5-98301-196-0
© Коллектив авторов, 2020
© «Медицина ДВ», 2020
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Кейс-задание № 1 6 ....................................................................................................................4
Кейс-задание № 1 7 ..................................................................................................................14
Кейс-задание № 1 8 ..................................................................................................................24
Кейс-задание № 1 9 ..................................................................................................................34
Кейс-задание № 2 0 ..................................................................................................................44
Кейс-задание № 2 1 ..................................................................................................................55
Кейс-задание № 2 2 ..................................................................................................................65
Кейс-задание № 2 3 ..................................................................................................................75
Кейс-задание № 2 4 ..................................................................................................................85
Кейс-задание № 2 5 ..................................................................................................................95
Кейс-задание № 2 6 ................................................................................................................105
Кейс-задание № 2 7 ................................................................................................................115
Кейс-задание № 2 8 ................................................................................................................125
Кейс-задание № 2 9 ................................................................................................................135
Кейс-задание № 3 0 ................................................................................................................145
Рекомендуемая литература................................................................................................ 155
Стр.4
Кейс-задание № 16
Задание № 1
ВОО у юноши 18 лет составила 1620 ккал.
ФА - 980 ккал.
СДД - 162 ккал.
Рассчитать суточные энерготраты юноши (формула 1, пример 1, задание
№ 1 и эталон его решения).
Задание № 2
МТ у мужчины с нормальным телосложением 30 лет - 82 кг.
Рассчитать ВОО по удельным энерготратам (пример 2, задание № 2
и эталон его решения).
Задание № 3
МТ у женщины 30 лет - 62 кг.
Рассчитать ДВОО у мужчины по МТ (формула 2, пример 3, задание
№ 3 и эталон его решения).
Задание № 4
МТ у женщины 40 лет - 68 кг.
Длина тела - 170 см.
Рассчитать ВОО по поверхности тела (формула 3, пример 4, задание
№ 4 и эталон его решения).
Задание № 5
МТ у женщины - 69 кг.
Длина тела - 171 см.
Возраст - 43 года.
Определить ДВОО у женщины по таблицам Харриса-Бенедикта
(пример 5, приложение 5, задание № 5 и эталон его решения).
Задание № 6
МТ у женщины - 58 кг.
Длина тела - 163 см.
Возраст - 35 лет.
4
Кейс-задание № 16
Стр.5
Рассчитать ЭТП по уравнению Харриса-Бенедикта (формула 5, пример
6, задание № 6 и эталон его решения).
Задание № 7
МТ у мужчины - 83 кг.
Длина тела - 190 см.
Возраст - 38 лет.
Рассчитать ЭТП по уравнению Mifflin-St. Jeor (формула 6, пример 7,
задание № 7 и эталон его решения).
Задание № 8
Пульс - 65 уд./мин.
Пульсовое давление - 35 мм рт. ст.
Определить степень соответствия ВОО ДВОО по номограмме
Рида (номограмма Рида, пример 8, задание № 8 и эталон его решения).
Задание
№ 9
Девочка, 12 лет.
Определить потребность девочки в энергии и основных нутриентах
по нормам питания (пример 9, приложение 4, задание № 9 и эталон его
решения).
Задание № 10
Женщина. Вид занятий - стирка на стиральной машине.
МТ - 74 кг.
Время данной деятельности - 3 часа в сутки.
Определить энерготраты женщины на данный вид деятельности
в сутки с помощью хронометражно-табличного метода (таблица 8, пример
10, задание № 10 и эталон его решения).
Задание № 11
Мужчина.
Вид деятельности - кладка кирпича.
Время в сутки на это занятие - 8 часов.
Измеренная ВОО - 1690 ккал.
Определить энерготраты мужчины в сутки на данный вид деятельности
по КФА (таблица 10, пример 11, задание № 11 и эталон его решения).
Кейс-задание
№ 16
5
Стр.6
Задание № 12
ЧСС при выполнении работы у мужчины составила 113 сокращений
в минуту.
Время данной работы - 360 минут (6 часов).
Определить энерготраты мужчины на данный вид деятельности
в сутки указанной продолжительности по ЧСС (таблица 11, пример 12,
задание № 12 и эталон его решения).
Задание № 13
Женщина, 45 лет.
МТ - 65 кг.
Рассчитать ЭТП женщины по массе тела (таблица 12, пример 13, задание
№ 13 и эталон его решения).
Задание № 14
В продуктовый набор мужчины включены галеты без кулинарной
обработки - 200 г.
Рассчитать ЭЦ и химический состав данного продукта по таблицам
химического состава (таблицы химического состава, пример 14, задачи
№ 14, 15 и эталоны их решения).
Задание № 15
В продуктовый набор женщины в качестве гарнира включена капуста
белокочанная тушеная (исходная масса капусты белокочанной свежей
350 г).
Рассчитать ЭЦ и химический состав данного гарнира по таблицам
химического состава с учетом потерь при кулинарной обработке (тушении)
(таблицы химического состава, пример 16, задание № 16 и эталон
его решения).
Задание № 16
Рассчитать минимальный размер выборки при изучении фактического
питания одной из групп населения при следующих заданных условиях:
t
- принимается равным 2;
±а - принимается равной ±3;
А - принимаем равной 1.
(Формула 8, пример 18, задание № 18 и эталон его решения).
6
Кейс-задание № 16
Стр.7
Задание № 17
При анализе продуктового набора меню-раскладки за 10 дней
было установлено, что запеканка капустная включалась за указанное
время:
1-й день - не включалась;; 2-й день - не включалась; 3-й день - не
включалась; 4-й день - не включалась; 5-й день - не включалась; 6-й
день - 200 г; 7-й день - не включалась; 8-й день - не включалась; 9-й
день - не включалась; 10-й день - не включалась.
Определить среднесуточное потребление данного блюда за 10 дней
(пример 19, задание № 19 и эталон его решения).
Задание № 18
Девушка, 18 лет.
МТ - 85 кг.
Длина тела - 160 см.
Рассчитать ИМТ и дать оценку полученному результату (формула 9,
таблица 24, пример 22, задание № 20 и эталон его решения).
Задание № 19
Мужчина.
Длина тела - 185 см.
МТ - 97 кг.
Дать оценку МТ мужчины в сравнении с идеальной массой тела (таблица
25, пример 23, задание № 21 и эталон его решения).
Задание № 20
ТКЖС над трицепсом у женщины - 20,4 мм.
Окружность плеча - 30,8 см.
Окружность мышц средней трети плеча - 25,5 см.
Дать оценку пищевого статуса женщины по «стандартам» соматометрических
показателей (таблица 26, пример 24, задание № 22 и эталон
его решения).
Задание № 21
Мужчина, 55 лет.
Толщина КЖС на спине - под нижним углом лопатки, примерно под
углом 45° к позвоночнику соответственно естественному направлению
складок кожи - 8,9 мм.
Кейс-задание № 16
7
Стр.8
Толщина КЖС на животе - в паховой области параллельно пупартовой
складке - 10,1 мм.
Толщина КЖС на плече - на задней поверхности на середине трехглавой
мышцы - 13,8 мм.
Толщина КЖС на плече - на передней поверхности на середине
двухглавой мышцы - 12,2 мм.
Определить содержание жира в организме мужчины в процентах
в зависимости от суммы толщины КЖС, полученной измерением в 4
точках (таблица 28, пример 25, задачи № 23, 25 и эталоны их решения).
Задание № 22
Содержание общего калия в организме 130 г.
Определить ТМТ радиометрическим методом (формула 14, пример
28).
Задание № 23
Общее содержание воды в организме определено на уровне 45 кг.
Рассчитать ТМТ по общему количеству воды в организме (формула
15, пример 29, задание № 26 и эталон его решения).
Задание № 24
Мужчина, с длиной тела 185,4 см.
Определить ТМТ мужчины по количеству креатинина, экскретируемого
с мочой (формула 16, таблица 30, пример 30, задание № 27 и эталон
его решения).
Задание № 25
Длина тела женщины - 172 см.
Рассчитать ТМТ по длине тела (формула 17, пример 31, задание № 28
и эталон его решения).
Задание № 26
При исследовании липидного спектра крови мужчины 40 лет были
определены следующие концентрации некоторых компонентов указанного
спектра (в ммоль/л):
- холестерин - 8,1;
- триглицериды - 11,00;
- холестерин ЛПНП - 5,8
- холестерин ЛПВП - 0,3.
8
Кейс-задание № 16
Стр.9
Дать оценку липидного спектра сыворотки крови мужчины (таблица
37, пример 34, задание № 31 и эталон его решения).
Задание № 27
При исследовании экскреции с мочой конечных продуктов обмена
азота у женщины были получены следующие данные:
Экскреция азота и его дериватов, г/сутки:
- общий азот - 17,3;
- азот мочевины - 15,8;
- аммонийный азот - 0,7;
- азот мочевой кислоты - 0,20;
- азот креатинина - 0,65.
Дать оценку азотистого обмена у женщины по экскреции с мочой
конечных продуктов обмена азота и общую характеристику рациона по
белковому компоненту (таблица 38, пример 35, задание № 32 и эталон
его решения).
Задание № 28
При исследовании пищевого статуса мужчины 35 лет были получены
следующие результаты:
- ИМТ, кг/м2 - 27,3;
- масса тела, % от идеальной - 115,0;
- содержание жира в теле, % - 24,5;
- средняя толщина КЖС, измеренная в 4-х стандартных точках,
мм - 15,8;
- время темновой адаптации, с - 55.
Дать оценку пищевого статуса юноши по комплексу представленных
показателей (таблицы 49, 50, 51; пример 36, задание № 33 и эталон
его решения).
Задание № 29
При изучении ЭЦ и химического состава среднесуточного рациона
одной из групп населения, представители которой (мужчины) в возрасте
40-59 лет относятся к 5-й группе тяжести труда, были получены следующие
данные:
Белок, г - 92; норма - 104.
В том числе белок животный, г - 43,7, норма - 52
Жир, г - 112, норма - 137.
В том числе жир растительный, г - 30,6; норма - 41,1.
Кейс-задание № 16
9
Стр.10