Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыка второй половины XX - начала XXI века (290,00 руб.)

0   0
Первый авторУмнова Ирина Геннадьевна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц260
ID733737
АннотацияАвтор рассматривает вопросы эволюции жанров академической музыки, различные стили и техники композиции во взаимосвязи с культурно-историческим процессом. Издание может быть использовано педагогами, которые в учебной практике связаны с преподаванием истории и теории современной музыки.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 19.06.2019 г., протокол № 5.
Кому рекомендованоДля студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки: 53.03.01 "Музыкальное искусство эстрады", 53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство", 53.03.03 "Вокальное искусство", 53.03.04 "Искусство народного пения", 53.03.05 "Дирижирование", 53.03.06 "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство"
ISBN978-5-8154-0505-9
УДК78(075.8)
ББК85.313(0)6я73
Умнова, И.Г. Музыка второй половины XX - начала XXI века : учебное пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки: 53.03.01 "Музыкальное искусство эстрады", 53.03.02 "Музыкально-инструментальное искусство", 53.03.03 "Вокальное искусство", 53.03.04 "Искусство народного пения", 53.03.05 "Дирижирование", 53.03.06 "Музыкознание и музыкально-прикладное искусство" / КемГИК; И.Г. Умнова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2019 .— 260 с. : ил. — (Серия учебных изданий КемГИК – подготовке кадров сферы культуры и искусства) .— Библиогр.: с. 209-218.: цв. ил. — ISBN 978-5-8154-0505-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/733737 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыка_второй_половины_XX_-_начала_XXI_века_.pdf
УДК 78|19/20|(075.8) ББК 85.313(0)6я73 У54 и музыкально-прикладного искусства 17.06.2019 г., протокол № 9. Утверждено на заседании кафедры музыкознания Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 19.06.2019 г., протокол № 5. профессор кафедры искусствоведения, музыкального образования и искусства эстрады, ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный институт культуры»; Миненко Геннадий Николаевич, доктор культурологии, профессор, профессор кафедры культурологии, Лескова Татьяна Владимировна, доктор искусствоведения, доцент, ФГБОУ ВО «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки»; Дубровская Марина Юзефовна, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой этномузыкознания, Рецензенты: У54 Музыка второй половины ХХ – начала ХХI века [Текст]: учеб. пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям подготовки: 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады», 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство», 53.03.03 «Вокальное искусство», 53.03.04 «Искусство народного пения», 53.03.05 «Дирижирование», 53.03.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» / И. Г. Умнова; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 260 с. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Умнова, И. Г. ISBN 978-5-8154-0505-9 Учебное пособие предназначено для студентов факультетов музыкальноиго искусства (уровень бакалавриата), осваивающих материал по актуальным ает вопросы эволюции жанров академической музыки, различные стили и техники композиции во взаимосвязи с культурно-историческим процессом. Издание может быть использовано педагогами, которые в учебной практике связаны с преподаванием истории и теории современной музыки. УДК 78|19/20|(075.8) ББК 85.313(0)6я73 ISBN 978-5-8154-0505-9 © И. Г. Умнова, 2019 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2019 4 от малоизвестным проблемам отечественной и зарубежной музыки в период трив середины XX века и до первых десятилетий века настоящего. Автор рассма
Стр.4
 ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие «Музыка второй половины ХХ – начала ХХI века» предназначено для студентов-бакалавров факультетов музыкального искусства, объединяет материал для лекционных и практических занятий. Изучение дисциплины «Музыка второй половины ХХ – начала ХХI века», базовой в ГОС ВО и являющейся продолжением курса «История музыки», формирует целостное представление о культурноисторических явлениях современности, понимание места и роли музыкального искусства в общественно-историческом процессе, развивает историческое мышление, эрудицию. Цель пособия – научить студентов анализировать и обобщать события в недавней истории музыки и музыкальной современности, профессионально разбираться в явлениях современной зарубежной и отечественной музыки. Важно познакомить будущих профессиональных музыкантов с векторами развития современной музыки в культурно-эстетическом и историческом контексте; сориентировать в развернутой панораме композиторских работ, созданных во второй половине ХХ века и в первые десятилетия ХХI века; сформировать у них умение различать особенности композиционных техник и гибридных жанров. В процессе освоения курса предполагается решение следующих задач: - изучить в хронологическом порядке основные явления современной зарубежной и отечественной музыкальной культуры во взаимосвязи с общественно-политическими событиями; - понять преемственность явлений современного музыкального искусства с общим музыкально-историческим процессом; 5
Стр.5
Введение - выработать понимание специфики современного и авангардного музыкального искусства, определить место творчества отечественных композиторов в общем культурноисторическом процессе; - сформировать знания об эстетических, жанрово-сти левых особенностях в произведениях современных композиторов; - привить навык выявления многочисленных взаимодействий, аналогий и параллелей в истории современной музыки. Наряду с обзором экспериментов композиторов, активно проявивших себя во второй половине ХХ века и развивающих музыкальные жанры в начале века ХХI, автор учебного пособия связывает предлагаемый курс с историей музыки зарубежной и отечественной. Поэтому в ряде тем представлены характеристики эстетических устремлений, технологических новаций, стилистических поисков композиторов, сочинявших во второй половине ХХ века в статусе классиков (имеются в виду И. Ф. Стравинский, О. Мессиан, Ф. Пуленк, В. Лютославский, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, С. Слонимский и др.). Впервые в учебном пособии предпринята попытка объединить различные композиторские эксперименты в рамках эволюции того или иного жанра (оперы, балета, симфонии и т. д.). В учебном пособии используется два типа изложения материала – обзор и в контексте общей панорамы более подробный анализ того или иного оригинального сочинения зарубежного или отечественного композитора. Освоение курса должно опираться как на уже имеющиеся знания студентов, так и на понимание ими содержания параллельно изучаемых исторических и общегуманитарных дисциплин (полифония, история стилей, история хоровой музыки, история исполнительского искусства и т. д.). В ре6 -
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………….................................. 5 Глава 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА……............................ 9 1.1. Музыкальное искусство во второй половине ХХ века............................................................................... 9 1.2. Новое фольклорное движение в истории музыки второй половины ХХ века…………………………..…... 26 1.3. Музыка стран Западной Европы второй половины ХХ – начала ХХI века........................................................ 40 1.4. Музыка стран Восточной Европы второй половины ХХ – начала ХХI века……………………………........… 48 1.5. Музыка США и Латинской Америки второй половины ХХ – начала ХХI века………………….................. 58 1.6. Массовая культура и музыка быта…......................... 67 Глава 2. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА....... 75 2.1. Обновление жанров и форм оперы…………............ 75 2.2. Поиски и открытия в балетном жанре……..…........ 95 2.3. Свободное толкование жанров симфонической музыки..................................................................................... 108 2.4. Жанр инструментального концерта во второй половине ХХ – начале ХХI века…....................................... 135 2.5. Новаторское преобразование кантатно-ораториальных и хоровых форм……….............................................. 150 2.6. Индивидуально-звуковой мир камерно-вокальных сочинений композиторов…………………....................... 170 2.7. Индивидуально-звуковой мир инструментальных сочинений композиторов…….........…………………….. 182 258
Стр.258
2.8. Жанровое расширение массовой музыкальной культуры на рубеже веков….............................................. 198 Заключение……………………………….......................... 206 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………....….......………........... 209 ГЛОССАРИЙ…………………………………………...... 219 ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ………....….......…………...... 234 ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ…………………….......... 239 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………............. 241 Приложение 1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ……............................................................................. 241 Приложение 2. ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ………................................................................... 243 Приложение 3. ФОТОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА........ 246 259
Стр.259

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ