УДК 79(076.5)
ББК 85.3я73
Б91
Практикум подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по направлению подготовки «Режиссура театрализованных представлений
и праздников», профиль «Театрализованные представления и праздники»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр».
Утвержден на заседании кафедры культурологии КемГИК 30.10.2018 г.,
протокол № 4.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного
факультета КемГИК 19.11.2018 г., протокол № 3.
Бураченко, А. И.
Б91
История искусств (история театра и кино) [Текст] : практикум
для обучающихся по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура
театрализованных представлений и праздников», профиль «Театрализованные
представления и праздники», квалификация (степень)
выпускника «бакалавр» / авт.-сост. А. И. Бураченко ; Кемеров.
гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2018. – 48 с.
ISBN 978-5-8154-0477-9
Практикум предназначен для организации аудиторных занятий и самостоятельной
работы студентов при изучении курса. Представленные в практикуме задания
позволят студентам закрепить лекционный материал, расширить представление
об изучаемом предмете. Практические работы содержат подробную технологию
выполнения.
УДК 79(076.5)
ББК 85.3я73
ISBN 978-5-8154-0477-9 © Бураченко А. И., 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории искусств – неотъемлемая часть профессионального
становления студента-режиссера. Очевидно, что дисциплины практической
части, формирующие общепрофессиональные и профессиональные
компетенции, должны быть обеспечены освоением опыта
предшествующих эпох. В каждой эпохе, с одной стороны, формируется
некий стандарт, или идеал произведения искусства, благодаря которому
возникает феномен «шедевра», становящегося классикой не только в
эпоху возникновения, но и в последующие времена. С другой стороны,
каждый этап развития искусства формирует сумму технологических
приемов, знание о которых позволит обучающимся расширить палитру
практических умений и выразительных средств при постановке номеров,
концертов и пр.
Такой – практический – подход к истории искусств нацеливает
студентов на изучение комплекса исторических условий, которые привели
к возникновению различных феноменов; жанров, синтезировавших
в себе не только каноны создания произведений искусства, но специфический
код, организующий зрительское восприятие; персоналий,
в творчестве которых воплотились типичные черты художественной
эпохи. В курсе лекций задаются основные координаты художественного
процесса и его истории, а самостоятельно и на практических занятиях
студенты конкретизируют полученные знания. Следовательно, в рамках
данного практикума подлежат рассмотрению следующие параметры:
– представитель литературной профессии (драматург в театре),
– произведения искусства (спектакли, фильмы),
– формально-содержательные особенности фильмов (жанры кино),
– «великие» создатели явлений и направлений в искусстве (режиссеры
театра и кино).
Закрепление полученных знаний на лекциях, практических занятиях,
в период самостоятельной работы осуществляется в автотесте
и тесте. Автотест – метод самоконтроля, осуществляемый самим
студентом, заключающийся в создании вопросов с вариантами ответов.
Такая форма позволяет обучающемуся повторить пройденный материал,
в том числе, самими студентами изученный, а также вычленить в нем
3
Стр.3
главное. Вопросы, созданные в автотесте, становятся основой для разработки
теста, являющегося итоговым испытанием при промежуточной
аттестации. Тест составляется преподавателем и включает вопросы
как по лекционным темам, так и по аспектам, рассматриваемым на
практических занятиях. В этой паре («автотест – тест») роль преподавателя
значительна: именно он формирует основу для автотеста, распределяя
темы для практического занятия, оценивает выполнение заданий,
а также разрабатывает содержание итогового теста, обобщающего
пройденный раздел курса.
Цели курса – выявление места и специфики искусства в системе
подготовки режиссеров ТПП; изучение эволюции развития искусства;
освоение выразительных средств театра и кино.
Курс «История искусств (история театра и кино)» относится к базовой
части учебного плана. Он в дальнейшем способствует обобщению
знаний и представлений, полученных студентами в области их профессиональной
деятельности с целью перехода на новый уровень решения
профессиональных задач, связанных с присвоением определенного художественного
опыта предшествующих эпох. Данный курс базируется
на основе ранее изученных дисциплин: «История», «Литература», «История
и теория праздничной культуры», «РТПП», «Сценарное мастерство»,
«Мастерство актера». Для его освоения также необходимы знания,
умения и навыки, сформированные в практической деятельности обучающихся.
Каждое искусство – театр и кино – изучается один семестр.
Изучение дисциплины направлено на формирование следующих
компетенций:
• владение культурой мышления, способность и готовность
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору
путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано
и ясно строить устную и письменную речь (ОК-9);
• владение способами применения разнообразных средств художественной
выразительности в процессе создания различных театрализованных
или праздничных форм (ОПК-4);
• обладание развитой способностью к чувственному восприятию
мира, образному мышлению, ярко выраженной творческой фантазией
(ПК-5).
4
Стр.4