УДК 001.8
ББК 30.2я73
Б27
Утверждено на заседании кафедры философии,
права и социально-политических дисциплин
социально-гуманитарного факультета КемГИК
11.03.2019 г., протокол № 7.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
социально-гуманитарного факультета КемГИК
29.03.2019 г., протокол № 5.
Рецензенты:
Г. Н. Миненко, доктор культурологии, профессор,
профессор кафедры культурологии ФГБОУ ВО «Кемеровский
государственный институт культуры»;
Е. Б. Паксина, кандидат культурологии,
директор ГУ ДПО «Кемеровский областной учебно-методический центр
культуры и искусства»
Басалаева, О. Г., Балабанов, П. И.
Б27
Теория и методология проектирования [Текст]: учеб. пособие для
обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм»,
профиль «Организация и управление туроператорской и турагентской
деятельностью» / О. Г. Басалаева, П. И. Балабанов. – Кемерово:
Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 160 с.
ISBN 978-5-8154-0488-5
Учебное пособие направлено на комплексное обеспечение бакалавров, обучающихся
по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», информацией теоретического,
нормативного, методического, организационного и справочного характера. В пособии
представлен теоретико-прикладной анализ основ проектирования, рассмотрены направления
его реализации в туристической отрасли и применяемые при этом научные
методы.
Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной работы бакалавров очной
и заочной форм обучения.
УДК 001.8
ББК 30.2я73
ISBN 9785-8154-0488-5
© О. Г. Басалаева, 2019
© П. И. Балабанов, 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2019
©
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Важной составляющей профессиональной подготовки бакалавров
в области организации и управления туроператорской и турагентской
деятельностью является формирование у них способности к
проектной деятельности. Трудовая занятость в форме выполнения
функционала определенной должности все больше заменяется занятостью
в форме участия в проектах, в проектных командах.
От выпускника-бакалавра ожидается, что он сможет включаться
в разработку и реализацию проектов, действовать адекватно в составе
проектной команды. В современном мире невозможно избежать
причастности к проектам. Можно быть субъектом проекта,
можно содействовать проекту, который инициирован другими.
Проектирование является как научно-теоретической, так и
предметно-практической деятельностью, направленной на создание
проектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые
потребности и интересы. Систематизация ряда теоретических положений
и методологических установок способствует формированию у
обучающихся навыков проектирования туристского продукта (услуги),
развитию познавательной деятельности. Проектно-творческая
деятельность способна выступать как адаптационная ценность в современном
мире. Проектирование является стимулятором развития
инновационно-творческого потенциала личности в современных социально-экономических
условиях, т. к. предполагает преобразование
реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую
можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. В то же время
проектная деятельность является совместной учебно-познавательной
и творческой деятельностью студентов, имеющей общую цель, согласованные
методы, способы, направленные на достижение общего
результата. Основное условие проектной деятельности – наличие заранее
выработанных представлений о ее конечном продукте, этапах
проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов
деятельности.
Настоящее пособие подготовлено на основе теоретико-методологических
и прикладных разработок отечественных и зарубежных
специалистов в области проектирования: Г. П. Щедровицкого,
В. И. Курбатова, О. В. Курбатовой, В. М. Розина, Дж. Джонса,
3
Стр.3
Я. Дитриха, П. Хилла, Ф. Ханзена, Дж. Диксона, а также собственных
научно-образовательных разработок авторов [3; 4; 5].
Учебное пособие представляет собой систематизированный материал,
посвященный теоретико-методологическому обоснованию
исследований перспектив туристической отрасли и включает: введение;
главу 1, посвященную теоретическим основам проектного творчества;
главу 2, содержащую методологические основы проектной
деятельности; заключение; список литературы; краткий терминологический
словарь; три приложения. Приложение 1 содержит SWOTанализ
туристического потенциала региона. В приложении 2 представлен
перечень ГОСТов, регламентирующих общую технологию и
последовательность формирования туристского продукта. Приложение
3 включает рекомендованный образец технологической карты
экскурсий. Для самоконтроля в конце каждого параграфа имеются
вопросы и задания для повторения.
В результате изучения представленного в учебном пособии материала
обучающиеся должны:
знать:
- существующие теоретико-методологические подходы, реализуемые
в проектировании; классификационные схемы методов проектирования;
характеристики и специфику применения основных
групп методов, моделей и технологий в социальной прогностике;
сущность и систему общих принципов проектирования; этапы формирования
проектов;
уметь:
- анализировать возможности проектирования в разработке туристского
продукта посредством формирования представления о
проектировании как форме опережающего отражения и реализации
социальной действительности; научно обосновывать процедуры выбора
методов и методик построения прогнозных моделей и проектов
в туристической индустрии;
владеть:
- понятийно-категориальным аппаратом проектирования; навыками
постановки задач по основным этапам процесса проектирования.
Учебное
пособие «Теория и методология проектирования»,
подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом высшего образования 3+ поколения.
4
Стр.4