Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Г. Ф. Квитка: биобиблиографический очерк

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID7242
АннотацияОб авторе (Квитка-Основьяненко Григорий Федорович). Очерк Е. В. Милюковой
Кому рекомендованоОб авторе
Г. Ф. Квитка: биобиблиографический очерк : Очерк .— : [Б.и.], 1990 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/7242 (дата обращения: 12.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КВИТКА, Григорий Федорович, известен как Квитка-Основьяненко, псевдонимы -- Фалалей Повинухин, Евстратий Мякушкин, Г-а, Грицько Основьяненко [18(29). <...> И Квитки, богатого украинского помещика, потомка легендарного основателя Харькова Андрея Квитки. <...> В письмах К. упомянуты домашний театр, забавы "театральной банды", обсуждаются планы постановок на сельских ярмарках (Собр. соч.-- Т. <...> С декабря 1806 г. К. числился в составе Харьковского ополчения в должности управляющего канцелярией, в ноябре 1808 г. был избран секретарем дворянского съезда. <...> По словам К., после открытия университета (1805) и театра (1808) весь "род жизни" в Харькове "переменился" (Собр. соч.-- Т. <...> Литературный дебют К. был связан с университетским журналом "Украинский вестник"; Будучи одним из редакторов-издателей (1816--1819), К. публиковал в нем отчеты о деятельности Благотворительного общества, председателем которого являлся с 1811 г., и "хроники" всесословного Института благородных девиц, созданного в 1812 г. по его инициативе. <...> Судьба института всегда особенно волновала К.; против "предрассудков", мешавших его работе, направлены сатирические "Письма к издателю", выходившие в "Украинском вестнике" (I--IX. <...> Вслед за Н. И. Новиковым К.-О. высмеивал "фалалейство" помещиков, "простодушно" оправдывавших и собственный разврат, и взяточничество чиновников, и продажность суда. <...> К. опубликовал также восемь стихотворений на русском языке в юмористическом журнале "Харьковский Демокрит" и в "Украинском вестнике". <...> Многие из них по содержанию напоминали "письма" Фалалея. <...> 1818--1827 гг. не сохранились, чем, скорее всего, объясняется появление биографической легенды об увлечении К. дворянской службой, "затормозившей" его "творческую активность" (См. <...> Русская проза Г. Ф. Квитки и Е. П. Гребенки в контексте русскоукраинских литературных связей.-- С. <...> К. направил в Московский цензурный комитет несколько комедий: "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном <...>
Г._Ф._Квитка_биобиблиографический_очерк.pdf
КВИТКА, Григорий Федорович, известен как Квитка-Основьяненко, псевдонимы -- Фалалей Повинухин, Евстратий Мякушкин, Г-а, Грицько Основьяненко [18(29).XI.1778, с. Основа, ныне в черте Харькова -- 8(20).VIII.1843, Харьков] -- прозаик, драматург, поэт, автор исторических и этнографических очерков. Наиболее известный псевдоним Основьяненко (впервые: Грицько Основьяненка. Салдацький патрет // Утренняя звезда.-- 1833.-- Кн. 2). Писал на украинском и русском языках. Родился в семье полковника Ф. И Квитки, богатого украинского помещика, потомка легендарного основателя Харькова Андрея Квитки. Самым ярким детским впечатлением К. было "чудесное" избавление от слепоты во время молитвы в Озерной пустыни (около 1784 г.). С этого времени он посещал школу при Куряжском Преображенском монастыре. В 1790 г. под влиянием настоятеля монастыря архимандрита Наркиза (дяди К.) он решил постричься в монахи. Отец К., стремясь удержать сына, в декабре 1793 г. определил его в лейб-гвардии конный полк вахмистром. Некоторое время (около XII. 1794--IX. 1796 г.) К. "по слабости здоровья" служил в герольдмейстерской конторе Харькова. В 1796 г. был приписан ротмистром к Северному карабинерскому полку, а затем (1797) к Харьковскому кирасирскому. В 1796--1797 гг. участвовал в военных сборах дворян. Однако вскоре вышел в отставку (около 1796 г.) и в июне 1804 г. поступил послушником в Куряжский монастырь. Сведения о его жизни в поместье отца и в монастыре скудны и противоречивы. В письмах К. упомянуты домашний театр, забавы "театральной банды", обсуждаются планы постановок на сельских ярмарках (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 163--166). В монастыре К. "со всей строгостью исполнял монастырский устав", усердно штудировал священную историю, сочинял "духовные концерты для пения" (Корсун А. А. Воспоминания о Г. Ф. Квитке.-- С. 767), что не мешало ему музицировать на флейте и фортепьяно, посещать литературно-музыкальные вечера в Основе. Его уход из монастыря (апр. 1805 г.) биографы объясняли по-разному: болезнью отца, врожденной веселостью (Данилевский Г. Основьяненко.-- С. 12), "склонностью к общественным развлечениям" (Науменко В. К пятидесятилетию со дня кончины Г. Ф. Квитки-Основьяненко.-- С. 11). С декабря 1806 г. К. числился в составе Харьковского ополчения в должности управляющего канцелярией, в ноябре 1808 г. был избран секретарем дворянского съезда. Однако более всего К. был захвачен идеей восстановления "основянского театра". С сезона 1808/1809 г. К. "сочлен" дирекции и актер Харьковского театра, а с 1812 по 1816 г.-- его директор. По словам К., после открытия университета (1805) и театра (1808) весь "род жизни" в Харькове "переменился" (Собр. соч.-- Т. 7.-- С. 94). Литературный дебют К. был связан с университетским журналом "Украинский вестник"; Будучи одним из редакторов-издателей (1816--1819), К. публиковал в нем отчеты о деятельности Благотворительного общества, председателем которого являлся с 1811 г., и "хроники" всесословного Института благородных девиц, созданного в 1812 г. по его инициативе. Судьба института всегда особенно волновала К.; против "предрассудков", мешавших его работе, направлены сатирические "Письма к издателю", выходившие в "Украинском вестнике" (I--IX. 1816) под псевдонимом Фалалей Повинухин. Сатирический герой К. возмущался женским воспитанием и модными увлечениями театром. Вслед за Н. И. Новиковым К.-О. высмеивал "фалалейство" помещиков, "простодушно" оправдывавших и собственный разврат, и взяточничество чиновников, и продажность суда. В 1822 г. К. опубликовал в журнале "Вестник Европы" "Письма к Лужницкому Старцу" (No 9--10), своеобразное продолжение исповеди Повинухина. В 1816--1818 гг. К. опубликовал также восемь стихотворений на русском языке в юмористическом журнале "Харьковский Демокрит" и в "Украинском вестнике". Многие из них по содержанию напоминали "письма" Фалалея. К. часто повторял: "Я непроизвольно, нечаянно, неумышленно попал в писаки" (Собр. соч.-- Т. 7.-С. 216). Рукописи К. 1818--1827 гг. не сохранились, чем, скорее всего, объясняется появление биографической легенды об увлечении К. дворянской службой, "затормозившей" его "творческую активность" (См.: Зубков С. Д. Русская проза Г. Ф. Квитки и Е. П. Гребенки в контексте русскоукраинских литературных связей.-- С. 30). С 1817 г. исполнял весьма хлопотные обязанности уездного предводителя дворянства. Его досрочную отставку (май 1828 г.) многие биографы связывали с первыми драматическими опытами. В 1828--1830 гг. К. направил в Московский цензурный комитет несколько комедий: "Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе" (1827), "Дворянские выборы" (1828), "Турецкая шаль, или Так водится" (1829), "Дворянские выборы, часть вторая, или Выбор исправника" (1829), "Шельменко -волостной писарь" (1829), "Ясновидящая" (1830). Каждая из них содержала как бы часть ответа на вопрос Фалалея Повинухина: "Хорошо ли мы живем? И так ли в нашем звании жить должно?" (Собр. соч.-- Т. 2.-С. 328). К. остроумно высмеивал нравы провинциального дворянства: чинопочитание, страсть к мошенничеству, суеверие, круговую поруку. Чиновники и дамы уездного города пытаются любыми средствами добиться покровительства мнимого ревизора Пустолобова ("Приезжий из столицы"), участники дворянского съезда стремятся соблюсти "справедливость", распределяя между собой выгодные должности ("Дворянские выборы"), беспаспортный бродяга правит целой волостью ("...Выборы исправника"), помещики, офицеры и ученый Точкин (пародия на М. П. Погодина) оправдывают свои
Стр.1