Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторСпивак Рита Соломоновна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц408
ID713133
АннотацияПервое учебное пособие к спецкурсу по русской философской лирике начала XX века, содержащее системное осмысление феномена философской лирики как специфической структурной общности и ее типологических разновидностей, выявляет своеобразие предмета художественного изображения, сюжета, пространственно-временной и объектно-субъектной организации философской лирики, влияние на нее исторических тенденций русского общественного сознания 1910-х годов. В свете предложенной теории вопроса анализируются художественные картины мира в лирических системах крупнейших представителей русской литературы XX столетия - И. Бунина, А. Блока, В. Маяковского.
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников.
ISBN978-5-89349-281-1
УДК821.161.1.0(075.8)
ББК83.3(2Рос=Рус)я73
Спивак, Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский : учеб. пособие / Р.С. Спивак .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021 .— 408 с. — ISBN 978-5-89349-281-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/713133 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская_философская_лирика._1910-е_годы._И._Бунин,_А._Блок,_В._Маяковский.pdf
Предисловие 1 Р.С. Спивак РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА 1910-å годы И. БУНИН А. БЛОК В. МАЯКОВСКИЙ Учебное пособие 4-е издание, стереотипное Москва Издательство «ФЛИНТА» 2021
Стр.1
2 Предисловие УДК 820/89.0 ББК 83.3 Ñ72 Ñ72 Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, À. Áëîê, Â. Маяковский : у÷åáíîå пособие / Ð.Ñ. Ñïèâàê. — 4-е изд., стер. — Ìосква: ÔËÈÍÒÀ, 2021. — 408 ñ. — ISBN 978-5-89349-281-1. — Текст : электронный. Первое учебное пособие к спецкурсу но русской философской лирике начала XX века, содержащее системное осмысление феномена философской лирики как специфической структурной общности и ее типологических разновидностей, предложенной выявляет теории своеобразие вопроса предмета художественного изображения, сюжета, пространственно-временной и объектно-субъектной организации философской лирики, влияние на нее исторических тенденций русского общественного сознания 1910-х годов. В свете анализируются художественные картины мира в лирических системах крупнейших представителей русской литературы XX столетия – И. Бунина, А. Блока, В. Маяковского. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. УДК 820/89.0 ББК 83.3 ISBN 978-5-89349-281-1 © Спивак Р.С., 2016 © Издательство «ÔËÈÍÒÀ», 2016
Стр.2
404 Г л а в а IV. Социально-философская лирика В. Маяковского Оглавление Ïðåäèñëîâèå……………………… ........................................................................................... 3 Г л а в а I ФИЛОСОФСКАЯ ËÈÐÈÊÀ: ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ......................................... 7 1. Философская лирика и предмет художественного изображения ................................................................................... 7 2. Субъектная организация философской лирики ....................... 17 3. Особенности сюжета философской лирики ................................ 18 4. Структура и система художественных образов философской лирики ................................................................... 28 5. Художественный универсум философской лирики .................... 36 6. Целостный анализ произведения философской лирики ............ 38 7. Структурная общность философской лирики, прозы и драмы ............................................................................................ 42 8. Художественная структура философской лирики, прозы и драмы в ряду категорий ìåòîäà, стиля и жанра ........................ 49 9. Понятие метажанра. Разновидности метажанра ........................ 54 Понятие метажанра в контексте современной науки ........... 60 10. Общественное сознание начала XX века как фактор активизации философского начала в литературном процессе ..... 66 Роль научно-технической революции в концептуализации русской мысли ..................................... 67 Сознание причастности к единому человечеству ................. 69 Концепция человека — субъекта творчества ......................... 81 Г л а в а II НАТУРФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА È. БУНИНА ................................... 92 1. Философские аспекты мироощущения .................................. 92 2. Животворный Космос .......................................................... 99 Человек как неотъемлемая часть мироздания ...................... 99 Образ света .......................................................................... 106
Стр.404
Оглавление 405 Образ осени ......................................................................... 112 Образ движения ................................................................... 114 Красота природы ................................................................. 115 Импрессионизм поэзии Бунина ......................................... 118 На периферии подсистемы ................................................. 122 3. Грозный Космос ......................................................................... 126 Хрупкость человеческой жизни ........................................... 126 Образ Силы ......................................................................... 131 Тема Апокалипсиса ............................................................ 134 Библейские ситуации .......................................................... 136 Коран в поэзии Бунина ...................................................... 138 4. Подсистема Кругооборота жизни .............................................. 141 Идея смерти ......................................................................... 142 Образ памяти .................................................................... 143 Образ скорби ....................................................................... 146 5. Космос культуры ....................................................................... 151 Арабский Восток .................................................................. 152 Россия ................................................................................... 157 Бунин — Âÿ÷. Èâàíîâ, Мандельштам, Хлебников ............ 161 6. Природа-храм в лирике Бунина ................................................ 170 Тема храмового сознания ................................................. 171 Мотив «Божественной гармонии Ñîçäàíüÿ» ...................... 177 Архитектурность поэзии Бунина ........................................ 179 Идея вечности ...................................................................... 181 Красочное решение ............................................................. 182 Культовые символы ............................................................. 185 Художественная концепция Бога ....................................... 187 Художественный образ храма ............................................. 197 7. Художественное ïðîñòðàíñòâî…………… .................................................. 199 Измерения художественного пространства ........................ 200 Отношение пространства и человека .................................. 205 В ы в о д ы ................................................................................... 215 Г л а в а III НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА À. БЛОКА ...................... 217 1. Субстанциальные основы мировидения .................................... 217
Стр.405
406 Г л а в а IV. Социально-философская лирика В. Маяковского Оглавление Хаос и Космос .................................................................... 218 «×óâñòâî èäåàëà» .................................................................. 224 2. Проблема пути. Система образов и нравственнофилософский сюжет лирики Блока 1910-õ годов ................... 227 «Ñòðàøíûé ìèð» и «Âîçìåçäèå» ......................................... 228 «ßìáû»…………………………………………………… ................................................................................ 237 «Итальянские ñòèõè» ........................................................... 240 «Ðàçíûå ñòèõîòâîðåíèÿ»………………………………… ...................................................... 250 «Àðôû и ñêðèïêè»… ............................................................... 254 «Êàðìåí» ............................................................................. 256 «Ðîäèíà»…………………… .............................................................................. 260 3. Структурные разновидности философской лирики. Роль контекста .................................................................................... 269 4. Лирическая ñèòóàöèÿ. Система и структура слов-образов ......... 277 В ы в о д ы ...................................................................................... 287 Г л а в а IV СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА Â. МАЯКОВСКОГО .......... 290 1. В контексте философских исканий âðåìåíè……………… ............................. 290 2. Êîíôëèêò. Ñþæåò. Проблематика .............................................. 296 Разобщение двух íà÷àë: материального и духовного .......... 296 Образ толпы ......................................................................... 301 Лирический герой ............................................................... 307 3. Система и структура художественных образов .................... 323 Двоецентрие образной системы .......................................... 323 Генерализация образов ....................................................... 328 4. Сюжетная ñèòóàöèÿ, художественное пространство и время ....... 335 Условность сюжетной ситуации ......................................... 335 Обобщенность ситуации ..................................................... 337 Открытость художественного пространства ...................... 340 Художественное время ........................................................ 341 5. Поэтическая ðå÷ü: тропы ........................................................... 349 Метафора ............................................................................ 350 Персонификация и олицетворение .................................... 354 6. Лирический герой и àâòîð………………………………… ......................................................... 358 «Собственно àâòîð» ............................................................ 360 Лирический герой ............................................................... 361 Полисубъектность лирической системы .............................. 363
Стр.406
Оглавление 407 7. Отдельное произведение в контексте лирической системы ...... 371 «Ðåâîëþöèÿ. Поэтохроника» ............................................... 372 «Ðîññèè» ............................................................................. 375 «Îáëàêî в øòàíàõ» ............................................................... 379 8. Маяковский и экспрессионизм ................................................. 384 Маяковский — ðîìàíòèê? ................................................... 384 Маяковский, Л. Андреев, немецкие экспрессионисты — картина художественного мира ........................................... 386 Словесная образность .......................................................... 392 В ы в о д û……………………………… ................................................................................... 398 Заключение ..................................................................................... 400
Стр.407

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ