УДК 82-1/19:82-9
ББК 84-5*84
Т12
Т12
Татаринов А.В.
Дионис и декаданс: поэтика депрессивного сознания
[Электронный ресурс]: монография / А.В. Татаринов. —
3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2020. — 280 с.
ISBN 978-5-9765-2508-5
Книга А.В. Татаринова, профессора Кубанского госуниверситета,
посвящена декадансу как художественной,
психологической и религиозно-философской реальности,
которая не может быть ограничена рубежом XIX-XX
веков. Рассматривается становление сюжетов депрессивного
сознания в философской словесности (Шопенгауэр, Ницше,
Соловьев, Розанов, Мережковский), художественной
прозе (Квинси, Гоголь, Гюисманс, Гамсун, Уайлд, Конрад),
поэзии (Пушкин, Лермонтов, Бодлер, Юрий Кузнецов),
драматургии (Уайлд, Метерлинк, Стриндберг, Ибсен,
Гауптман, Верхарн), рок-текстах (братья Самойловы).
Адресуется преподавателям/студентам гуманитарных
факультетов и всем, кто считает декаданс значимой
проблемой культуры или видит в нем сложное пространство
собственной судьбы.
УДК 82-1/19:82-9
ББК 84-5*84
ISBN 978-5-9765-2508-5
© Татаринов А.В., 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………..….………................3
Шопенгауэр-Будда и Ницше-Дионис:
религиозно-философские основы декаданса …….......15
Шарль Бодлер и Юрий Кузнецов:
поэтические погружения в ад……………..……………….…70
Наоборот: поэтика декаданс-состояний
в европейской прозе XIX века……………..……………..104
«Исповедь англичанина, употреблявшего опиум»
Томаса де Квинси: под властью наркотического
вещества…………………………………………………………………….…105
Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот»:
под властью искусственной красоты ……………………….…...117
Роман Кнута Гамсуна «Пан»: под властью
уничтожающей любви …………………………………………….……...139
«Тюремная исповедь» Оскара Уайлда: под властью
автомифологизации………………………………………………...........150
Повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы»: под властью
трикстера, который хотел
стать культурным героем……………………………………..………….169
Гамлет и Саломея: мысль и страсть в драматургии
европейского декаданса …………………….……………..…….185
278
Стр.278
Пушкин, Лермонтов, Гоголь
как декаданс-герои русского религиозно-философского
сюжета……….……….……………………………………………………..…212
Братья Самойловы (группа «Агата Кристи»): поэтика
бесконечного эпилога …….…………..………………..……..256
Заключение………………………………………….…….……..…276
279
Стр.279