УДК 821(038)
ББК 83.3я2
Р93
Рецензенты :
д-р филол. наук, проф. Татьяна Владимировна Мальцева;
канд. филол. наук, гл. редактор Московского издательско-полиграфического
объединения «РЕПРО» Анатолий Викторович Тимофеев
Рыжкова-Гришина Л. В.
Р93
Художественные средства. Изобразительно-выразительные средства
языка и стилистические фигуры речи [Электронный ресурс] : словарь /
Л. В. Рыжкова-Гришина, Е. Н. Гришина. — 2-е изд., стер. — М.:
ФЛИНТА, 2020. – 337 с.
ISBN 978-5-9765-2122-3
Словарь впервые систематизирует изобразительно-выразительные средства
языка и стилистические фигуры речи на материале, ранее в таком качестве
не используемом. Кроме того, имеющиеся словари литературоведческих
терминов, представляющие важнейшие термины и понятия теории и истории
литературы, слишком обще отражают столь многогранную тему. Ценность
данного словаря заключается в его исключительной новизне (подобного в
практике лексикографии не было); сочетании академического подхода и
доступности изложения; привлечении материалов классиков отечественного
языкознания и литературоведения, чье наследие ныне мало востребовано;
широком охвате иллюстративного материала в виде примеров из литературы,
ранее не приводимых; наличии Указателя личных имен (по сути, словаря в
словаре); а также уникальном рассказе о языке художественной литературы,
его специфике, отличии от других стилей; о том, как и при каких условиях
обычная речь превращается в художественное слово.
Для специалистов, филологов, учителей, преподавателей вузов, так и
широкого круга читателей, интересующихся данной темой.
УДК 821(038)
ББК 83.3я2
ISBN 978-5-9765-2122-3
© Л. В. Рыжкова-Гришина, Е. Н. Гришина, 2015
© Издательство «ФЛИНТА», 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Список условных сокращений
Условные знаки
ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОВАРЯ
ВВЕДЕНИЕ
О ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Благородное благозвучие...
Когда «восторг рождается восторгом»...
Об умении видеть...
О емкости и лаконичности поэтической речи
Индивидуальный мир поэта и общественные процессы
Преемственность литературных традиций
В единой литературной вселенной...
Как обычная речь превращается в художественное слово?
О научной терминологии
Когда «силлепсис – частный случай зевгмы...»
Начало – половина целого
О ценности старинных словарей... и душе
О необходимости прийти к общему знаменателю...
...И о целесообразности подобного словаря
ЧАСТЬ I
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Что такое изобразительно-выразительные средства языка и
стилистические фигуры речи
Изобразительно-выразительные средства языка
Звуковая организация речи
Лексические средства – тропы
Стилистические фигуры речи
АЛЛИТЕРАЦИЯ
331
52
52
52
53
53
55
АКРОМОНОГРАММА (См. СТЫК) 58
АЛЛЕГОРИЯ
58
60
АЛЛЮЗИЯ (См. НАМЁК) 66
АМПЛИФИКАЦИЯ (НАГРОМОЖДЕНИЕ)
66
4
4
5
10
10
12
14
16
19
21
32
34
37
40
43
46
48
49
Стр.331
АМФИБОЛИЯ (См. ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ) 68
АНАДИПЛОЗИС (См. СТЫК) 68
АНАДИПЛОСИС (См. СТЫК) 68
АНАКОЛУФ (См. НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ)
68
АНАСТРОФА (См. ПЕРЕВЕРТЫВАНИЕ) 68
АНАФОРА (ЕДИНОНАЧАТИЕ)
68
АНЖАМБЕМАН (См. ПЕРЕНОС СТИХА) 72
АННОМИНАЦИЯ (См. ПАРОНОМАЗИЯ) 72
АНТИТЕЗА (ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ, КОНТРАСТ,
ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ)
АНТИФРАЗ (АНТИФРАЗИС, АСТЕИЗМ, ЭНАНТИОСЕМИЯ)
72
77
АНТИФРАЗИС (См. АНТИФРАЗ) 78
АНТОНОМАЗИЯ (АНТОНОМАСИЯ, ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ,
ПРОНОМИНАЦИЯ)
78
АПОКОПА (См. ОТСЕЧЕНИЕ) 79
АПОЗИОПЕЯ (См. УМОЛЧАНИЕ) 79
АПОСИОПЕЗА (См. УМОЛЧАНИЕ) 79
АРХАИЗМЫ (УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ)
79
86
87
90
94
95
97
АСИНДЕТОН (См. БЕССОЮЗИЕ) 86
АССОНАНС
АСТЕИЗМ (СМ. АНТИФРАЗ) 87
АФОРИЗМЫ
БАРБАРИЗМЫ (См. ВАРВАРИЗМЫ) 90
БЕССОЮЗИЕ (АСИНДЕТОН)
ВАРВАРИЗМЫ (БАРБАРИЗМЫ)
ВОЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКАЯ
ВСТАВКА (ПАРЕНТЕЗА)
ВЫПАДЕНИЕ (См. ЭЛЛИПСИС) 98
ВЫЧЛЕНЕНИЕ (См. СЕГМЕНТАЦИЯ) 98
ГИПЕРБАТОН
ГИПЕРБОЛА (ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ)
ГРАДАЦИЯ
ГРОТЕСК
ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ (АМФИБОЛИЯ)
ДИАЛЕКТИЗМЫ
98
99
101
104
105
106
ЕДИНОНАЧАТИЕ (См. АНАФОРА) 111
ЕДИНООКОНЧАНИЕ (См. ЭПИФОРА) 111
ЗАХВАТ (ЗЕВГМА, СОПРЯЖЕНИЕ, СИЛЛЕПС,
СИЛЛЕПСИС)
111
ЗВУКОПИСЬ (См. АЛЛИТЕРАЦИЯ, АССОНАНС) 113
ЗЕВГМА (См. ЗАХВАТ) 113
ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ТЕМЫ (См. СЕГМЕНТАЦИЯ) 113
332
Стр.332
ИНВЕРСИЯ (НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ)
ИНОСКАЗАНИЕ
ИРОНИЯ
ИСТОРИЗМ
КОЛЬЦО
КОМПОЗИЦИЯ
КОМПОЗИЦИЯ КОЛЬЦЕВАЯ
ЛИТОТА (ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ, МЕЙОСИС)
МЕЗАРХИЯ
МЕТАФОРА
МНОГОПАДЕЖИЕ (НАКЛОНЕНИЕ, ПОЛИПТОТОН)
МНОГОСЛОВИЕ (АМПЛИФИКАЦИЯ, НАГРОМОЖДЕНИЕ,
ПАРАПЛЕРОМА, ПЛЕОНАЗМ, ПОВТОРЫ, ТАВТОЛОГИЯ)
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН)
113
115
116
117
КЛИМАКС (См. ГРАДАЦИЯ) 119
КОДА
119
121
123
124
КОНТРАСТ (См. АНТИТЕЗА) 126
ЛЕЙТМОТИВ
МЕЙОСИС (См. ЛИТОТА) 136
МЕТОНИМИЯ (ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ)
140
142
НАГРОМОЖДЕНИЕ (См. АМПЛИФИКАЦИЯ) 144
НАКЛОНЕНИЕ (См. МНОГОПАДЕЖИЕ) 144
НАМЁК (АЛЛЮЗИЯ)
144
146
НЕДОГОВАРИВАНИЕ (См. УМОЛЧАНИЕ) 145
НЕОЛОГИЗМЫ (НОВЫЕ СЛОВА)
НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ (См. ИНВЕРСИЯ) 147
НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ СИНТАКСИЧЕСКАЯ
(АНАКОЛУФ)
ОБРАЗ
ОБРАЩЕНИЕ (в поэтической речи)
ОДУШЕВЛЕНИЕ (См. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) 155
ОККАЗИОНАЛИЗМЫ (АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ)
ОКРУЖЕНИЕ (ОХВАТ, СПЛЕТЕНИЕ, СИМПЛОКА)
ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН)
155
158
160
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (ОДУШЕВЛЕНИЕ, ПРОЗОПОПЕЯ,
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ)
ОТСЕЧЕНИЕ (АПОКОПА)
162
165
ОХВАТ (См. ОКРУЖЕНИЕ) 166
ПАЛИНДРОМ (См. ПАРОНОМАЗИЯ) 166
ПАРАЛЛЕЛИЗМ СИНТАКСИЧЕСКИЙ
ПАРАПЛЕРОМА
166
169
ПАРАФРАЗА (См. ПЕРИФРАЗ) 170
ПАРЕНТЕЗА (См. ВСТАВКА) 170
333
147
149
151
126
129
131
132
136
139
Стр.333
ПАРОНИМЫ (См. ПАРОНОМАЗИЯ) 170
ПАРОНОМАЗИЯ (ПАРОНОМАСИЯ, АННОМИНАЦИЯ)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
170
173
ПЕРЕБРОС (См. ПЕРЕНОС СТИХА) 174
ПЕРЕВЕРТЫВАНИЕ (ПРЕВРАЩЕНИЕ, АНАСТРОФА)
ПЕРЕИМЕНОВАНИЕ (См. МЕТОНИМИЯ) 175
ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ (ХИАЗМ, ЭПАНОДОС)
ПЕРЕНОС СТИХА (ПЕРЕБРОС, АНЖАМБЕМАН,
ЭНЖАМБЕМАН, СИНАФИЯ)
ПЕРИФРАЗ (ПАРАФРАЗА)
179
181
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ (См. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) 181
ПЛЕОНАЗМ (ТАВТОЛОГИЯ, ПАРАПЛЕРОМА, ПОВТОРЫ)
ПОВТОРЫ
183
ПОДХВАТ (См. СТЫК) 186
ПОЛИПТОТОП (См. МНОГОПАДЕЖИЕ) 186
ПОЛИСИНДЕТОН (См. МНОГОСОЮЗИЕ) 186
ПРЕВРАЩЕНИЕ (См. ПЕРЕВЕРТЫВАНИЕ) 186
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ (См. ГИПЕРБОЛА) 186
ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ (См. ЛИТОТА) 186
ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
186
ПРОЗОПОПЕЯ (См. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ) 187
ПРОНОМИНАЦИЯ (См. МЕТОНИМИЯ) 187
ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ (См. АНТИТЕЗА) 187
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (См. АНТИТЕЗА) 187
ПРЯМАЯ РЕЧЬ (в поэтической речи)
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ
РЕФРЕН
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
СЕГМЕНТАЦИЯ (ВЫЧЛЕНЕНИЕ, ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
ТЕМЫ)
187
189
192
193
195
196
197
СИЛЛЕПС (См. ЗАХВАТ) 198
СИЛЛЕПСИС (См. ЗАХВАТ) 198
СИМВОЛ
198
СИМПЛОКА (См. ОКРУЖЕНИЕ) 200
СИНАФИЯ (См. ПЕРЕНОС СТИХА) 200
СИНЕКДОХА
200
СИНКОПА (См. СОКРАЩЕНИЕ) 202
СИНХИЗИС (См. ГИПЕРБАТОН) 202
СОБСТВЕННЫЕ ИМЕНА (в поэтической речи)
СОКРАЩЕНИЕ (СИНКОПА)
СОЛЕЦИЗМ
202
203
205
334
175
176
177
Стр.334
СОПРЯЖЕНИЕ (См. ЗАХВАТ)
СПЛЕТЕНИЕ (См. ОКРУЖЕНИЕ)
СРАВНЕНИЕ
207
207
207
СТЫК (ПОДХВАТ, ЭПАНАЛЕПСИС, АНАДИПЛОЗИС или
АНАДИПЛОСИС, ЭПАНАСТРОФА, АКРОМОНОГРАММА)
ТАВТОЛОГИЯ (ПОВТОР, ПЛЕОНАЗМ, ПАРАПЛЕРОМА)
УДАРЕНИЕ. УДАРЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ. УДАРНЫЙ
СЛОГ
УДВОЕНИЕ
211
213
216
218
УДЕРЖАНИЕ (См. УМОЛЧАНИЕ) 219
УМОЛЧАНИЕ (НЕДОГОВАРИВАНИЕ, УДЕРЖАНИЕ,
АПОСИОПЕЗА, АПОЗИОПЕЯ )
ФОЛЬКЛОР
ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
ЭЛЛИПСИС (ВЫПАДЕНИЕ)
ЭМФАЗА
ЭНАНТИОСЕМИЯ (См. АНТИФРАЗ)
ЭНЖАМБЕМАН (См. ПЕРЕНОС СТИХА)
219
222
224
ХИАЗМ (См. ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ) 227
ЭКЗОТИЗМЫ
227
228
230
231
232
ЭПАНАЛЕПСИС (См. СТЫК) 232
ЭПАНАСТРОФА (См. СТЫК) 232
ЭПАНОДОС (См. ПЕРЕКРЕЩИВАНИЕ)
ЭПИТЕТ
ЭПИФОРА (ЕДИНООКОНЧАНИЕ)
ЧАСТЬ II
ИЗ ТЕОРИИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
АМФИБРАХИЙ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
АМФИМАКРА (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
АНАПЕСТ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
АРХИТЕКТОНИКА СТИХА
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА
ДАКТИЛЬ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
ДЛИНА СТИХА
ДЛИННЫЙ СТИХ
КАЛАМБУРНАЯ РИФМА
КОРОТКИЙ СТИХ
ЛИРИКА, ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ, ПОЭЗИЯ, СТИХИ
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ
335
232
232
234
236
236
236
236
236
238
239
239
241
242
244
245
250
251
Стр.335
ПЕОН (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР) 252
ПИРРИХИЙ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
ПОЭЗИЯ, ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
ПОЭМА
ПОЭТИКА (ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО)
РАЗМЕР СТИХА (МЕТР)
РИТМ
РИФМА (КРАЕСОГЛАСИЕ)
СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ
СТРОФА
ХОРЕЙ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
ЯМБ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР)
Приложение 1. Пророческий дар поэта
Приложение 2. О сферах применения функциональных стилей
Литература
Словарь личных имен
Послесловие, или Маленькая кода «ЗА ЛЮБОВЬ НАДО НЕ
ПОГИБАТЬ, А ЖИТЬ!»
252
252
253
254
255
260
262
265
СПОНДЕЙ (См. РАЗМЕР СТИХА, МЕТР) 266
СТИХИ (См. ЛИРИКА, ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ)
СТОПА
266
266
267
271
271
272
284
292
303
329
336
Стр.336