Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Философия языка (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторПесина Светлана Андреевна
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц376
ID711711
АннотацияПредложенный в пособии комплексный анализ философской проблематики, связанный с исследованием слова, понятия и концепта в коммуникативной деятельности, позволил противопоставить традиционный подход к исследованию языка как самодостаточной знаковой системы и когнитивный подход, предполагающий вывод знания не из догматических стандартов рациональности, а из свойств познающего субъекта и практических контекстов его деятельности и общения. Описанный феноменологический анализ вносит определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений: он помогает вскрыть и описать те инвариантные языковые структуры, с помощью которых формируется и функционирует сознание человека.
Кому рекомендованоДля магистрантов и преподавателей филологических факультетов вузов.
ISBN978-5-9765-1787-5
УДК811(075.8)
ББК81-923
Песина, С.А. Философия языка : учеб. пособие / С.А. Песина .— 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022 .— 376 с. — ISBN 978-5-9765-1787-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/711711 (дата обращения: 21.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия_языка.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Философия_языка.pdf
УДК 811(075.8) ББК 81-923 П28 Песина С.А. Философия языка : учебíîå пособие / Ñ.À. Ïåñèíà. — 4-е изд., стер. — Мîñêâà : ФЛИНТА, 2022. — 376 с. — ISBN 978-5-9765-1787-5. — Текст : электронный. Предложенный в пособии комплексный анализ философской проблематики, связанный с исследованием слова, понятия и концепта в коммуникативной деятельности, позволил противопоставить традиционный подход к исследованию языка как самодостаточной знаковой системы и когнитивный подход, предполагающий вывод знания не из догматических стандартов рациональности, а из свойств познающего субъекта и практических контекстов его деятельности и общения. Описанный феноменологический анализ вносит определенный вклад в понимание проблем усвоения и продуцирования значений языковых выражений: он помогает вскрыть и описать те инвариантные языковые структуры, с помощью которых формируется и функционирует сознание человека. Для магистрантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 811(075.8) ББК 81-923 ISBN 978-5-9765-1787-5 © Песина Ñ.À., 2014 © Издательство «ФлИнта», 2014
Стр.2
оГлАВлЕНиЕ ВВЕДЕнИЕ .........................................................................................5 Глава 1. языКОВая СПОСОБнОСть И КартИна МИра В ФИлОСОФИИ языКа ..................................................7 1.1. Соотношение языка и речи в философии языка и языкознании .....................................................................7 1.2. развитие языковой способности.......................................17 1.3. языковая способность и языковая картина мира ...........30 1.4. Философия языка и обыденное познание .......................41 Глава 2. языК И МыШлЕнИЕ. СлОВО В ФИлОСОФИИ языКа ................................................................................51 2.1. Когнитивный подход к взаимодействию языка и мышления .......................................................................51 2.2. Слово в понимании философов языка и лингвистов .....59 2.3. Природа значения слова ...................................................71 Глава 3. СлОВО В КОГнИтИВнОМ аСПЕКтЕ. лЕКСИЧЕСКИЙ ИнВарИант СлОВа .......................80 3.1. Слово и его общее значение .............................................80 3.2. Слово и его семантический инвариант ............................88 3.3. Интенсионал и содержательное ядро слова ....................94 3.4. Функционирование слов в лексиконе ............................106 Глава 4. ФЕнОМЕнОлОГИя И лЕКСИЧЕСКИЙ ЭЙДОС ....119 4.1. язык как объект исследования феноменологии. Интенциональность и значимость языка ......................119 4.2. Эйдетический анализ в феноменологии ........................127 4.3. Природа лексического эйдоса.........................................132 4.4. Осуществление эйдетического анализа ..........................137 4.5. Эйдетический анализ и многозначность........................144 4.6. лексический эйдос в ряду смежных терминов. Эйдетический анализ и интроспекция ..........................155 Глава 5. КОнЦЕПт И ФИлОСОФИя языКа ..........................163 5.1. Концепт как ментальная культурно-значимая сущность .......................................................................... 163 3
Стр.3
5.2. Структурирование концептов. Концептуальное ядро ....176 5.3. Врожденный и приобретенный характер концептуальной системы. лексикализованные концепты и семантические примитивы ........................193 5.4. Концепт vs значение ........................................................199 5.5. Природа смысла. Соотношение концепта, смысла и значения ..........................................................206 5.6. Концептуальный фокус и понятие .................................217 Глава 6. ПОнятИЕ, КОнЦЕПт И знаЧЕнИЕ В ФИлОСОФИИ языКа ..............................................226 6.1. Концепт и понятие ..........................................................226 6.2. типологизация понятий ..................................................233 6.3. Соотношение представления и логического понятия ............................................................................ 238 6.4. Формирование понятий ..................................................244 6.5. Понятие, представление и концепт в сопоставлении ....256 6.6. Соотношение («обыденного») понятия и значения лексемы ............................................................................ 265 6.7. Соотношение («обыденного») понятия и метафоры ....272 Глава 7. СлОВО И ОБраз (ФИлОСОФСКИЙ аСПЕКт) .......287 7.1. Образ как исходный элемент когнитивного осмысления слова ........................................................... 287 7.2. Виды и свойства образов .................................................292 7.3. Механизмы создания образов .........................................296 7.4. Образность во фразеологии и метафории......................299 Глава 8. КОГнИтИВныЙ ПОДХОД К ПрОЦЕССУ КОММУнИКаЦИИ (ФИлОСОФСКИЙ аСПЕКт) ....308 8.1. речь как целенаправленное социальное воздействие .....308 8.2. Когнитивный подход к процессу коммуникации .........320 8.3. Процессы порождения и восприятия речи ....................330 8.4. Ситуация протекания речемыслительного акта ............334 заКлюЧЕнИЕ .............................................................................. 345 лИтЕратУра ................................................................................. 350 СПИСОК СОКраЩЕнИЙ ........................................................... 374
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ