Издается при поддержке:
Межрегиональной общественной организации
«АССОЦИАЦИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
№ 1, 2019 год
Серия
«Содержание, организация и технологии социального обслуживания:
практика деятельности социальных служб»
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ
И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
Сборник материалов научно-методических пособий
и рекомендаций, изданных в регионах Российской Федерации
Выпуск IV
Составитель:
А. М. Панов
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Москва
Стр.2
УДК 364(470–25) + 364.42/.44.043(072)
ББК 60.9 + 65.272я73
Эффективные технологии, формы и методы социального обслуживания семьи
и детей: Сборник материалов научно-методических пособий и рекомендаций,
изданных в регионах Российской Федерации. — Выпуск IV / Составитель
А. М. Панов // Профессиональная библиотека работника социальной
службы. — 2019. — № 1. — 256 с.
Учреждениями социального обслуживания практически каждого субъекта
Российской Федерации накоплен уникальный опыт эффективного
предоставления социальных услуг нуждающимся в них семьям и детям.
Наряду с инновационными технологиями, формами и методами широко
практикуются те из них, которые проверены временем, и в течение ряда лет
показывают высокую эффективность использования.
Сборник содержит материалы научно-методических пособий и рекомендаций,
подготовленных и изданных органами государственной власти, выполняющими
функции по социальной защите населения субъектов Российской
Федерации, учреждениями, осуществляющими повышение квалификации
и методическое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания,
а также ресурсными учреждениями социального обслуживания.
В сборник включены следующие материалы: методические рекомендации
по организации работы по профилактике семейного неблагополучия
(Министерство социальных отношений Челябинской области); сборник
информационных и методических материалов о комплексная социальная
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
(Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской
области); материалы выступлений участников Всероссийского форума
специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей «Мегаполис.
Территория детства» (Администрация городского округа город Уфа Республики
Башкортостан, Благотворительный фонд профилактики социального
сиротства, г. Москва); методическое пособие «Особенности психологического
сопровождения кандидатов в замещающие родители, обучающихся
в «Школе замещающих семей» (автор — Д. В. Елсуков, г. Екатеринбург).
© ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2019
© Департамент труда и социальной поддержки населения
Ярославской области, 2019
© Министерство социальных отношений Челябинской области, 2019
© Администрация городского округа город Уфа
Республики Башкортостан, 2019
© Благотворительный фонд профилактики социального сиротства, Москва, 2019
© Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский государственный
профессионально-педагогический университет», 2018
© Авторы материалов, включенных в сборник, 2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
2
Стр.3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА
СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Профессиональный научно-теоретический
и научно-методический журнал
Издается с 2001 года
№ 1 (113), 2019 год
ООО Издательство «Социальное обслуживание»
Издается при поддержке:
Учредитель и издатель журнала:
Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация работников социальных служб»
(Президент — А. М. Панов)
Совета директоров учреждений, осуществляющих повышение
квалификации и методическое обеспечение деятельности организаций
социального обслуживания
Беличева С. А., доктор психологических наук, профессор;
Дементьева Н. Ф., доктор медицинских наук, профессор;
Павленок П. Д., доктор философских наук, профессор;
Панов А. М., кандидат педагогических наук, доцент;
Топчий Л. В. кандидат философских наук, профессор;
Фокин В. А., доктор педагогических наук, профессор;
Холостова Е. И., доктор исторических наук, профессор;
Ярская-Смирнова Е.Р., доктор социологических наук, профессор.
(Председатель Совета директоров Е. И. Холостова)
Редакционная коллегия:
Объединенная редакция изданий МОО «Ассоциация работников
социальных служб»
Панов Андрей Михайлович – главный редактор;
Топчий Леонид Васильевич – заместитель главного редактора;
Чулкова Елена Андреевна
– ответственный секретарь;
Ланкевич Ольга Владимировна – главный бухгалтер.
Адрес редакции (для писем и корреспонденции):
129075, г. Москва, а/я 23
Тел. (495) 616 57 98
E-mail: panovam06@mail.ru
Интернет-сайт: http://www.socialmag.info
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
3
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
От редакции ........................................................................................ 9
Методические рекомендации по организации работы по
профилактике семейного неблагополучия / И. А. Гехт, О. Л. Кучерина,
B. C. Васильева, И. Ю. Околелова, М. Л. Зарезина. — Челябинск:
Министерство социальных отношений Челябинской области.
Введение .......................................................................................... 11
1. Основные понятия, используемые при работе
по профилактике семейного неблагополучия ............................... 12
2. Примерный перечень документов, регламентирующий работу
по профилактике семейного неблагополучия ............................... 13
3. Ведение необходимой документации при организации
деятельности отделений помощи семье и детям ............................ 17
4. Структура работы с семьями и детьми, находящимися
в социально опасном положении, с семьями «группы риска» ...... 18
5. Принципы работы с семьей «группы риска» и семьей,
находящейся в социально опасном положении ............................ 25
6. Рекомендации по разработке реабилитационной карты
(индивидуальной программы реабилитации семьи ....................... 27
7. Пример работы с неблагополучной семьей ................................ 28
Приложение 1. Должностная инструкция социального педагога ... 32
Приложение 2. Должностная инструкция специалиста
по социальной работе ...................................................................... 35
Приложение 3. Должностная инструкция психолога .................... 39
Приложение 4. Примерное положение об отделении социальной
помощи семье и детям в центре социального обслуживания ........ 43
Приложение 5. Индивидуальная программа социальной
реабилитации семьи ........................................................................ 47
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
4
Стр.5
Комплексная социальная реабилитация несовершеннолетних,
находящихся в конфликте с законом. Сборник информационных
и методических материалов / Под ред. Л. М. Иванова,
С. Н. Тимофеевой. — Ярославль: Департамент труда и социальной
поддержки населения Ярославской области.
Введение .......................................................................................... 50
Сапожникова Т. Н. Современные подходы к социальной
реабилитации несовершеннолетних, находящихся в конфликте
с законом ......................................................................................... 51
Киселева Т. Г. Причины преступного поведения
несовершеннолетних ...................................................................... 69
Осипова А. Е. Комплексная социальная реабилитация
несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
(по материалам проекта программы «Твой выбор»,
реализованного в ГКУ социального обслуживания Ярославской
области «Социально-реабилитационный центр «Медвежонок») ... 84
Социальный проект «Равновесие»: работа с условно осужденными
подростками (опыт государственного казённого учреждения
социального обслуживания Ярославской области «Рыбинский
социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Наставник») ................................................................................... 90
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних «Мы вместе» (опыт государственного
казённого учреждения социального обслуживания
Ярославской области социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Искорка» (Борисоглебский район) .... 98
Кольцова И. А., Кукушкина Е. В. Реабилитация детейправонарушителей
в условиях социально-реабилитационного
центра (опыт государственного казённого учреждения
социального обслуживания Ярославской области «Социальнореабилитационный
центр для несовершеннолетних «Огонек»
(г. Ростов) ....................................................................................... 101
Тарханова И. Ю., Никитина И. Б. Особенности социальнопедагогической
реабилитации воспитанников СРЦ, склонных
к противоправному поведению .................................................... 103
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
5
Стр.6
КВН как форма реабилитации воспитанников социальнореабилитационных
центров, детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации и детей из социально опасных семей
(опыт государственного казённого учреждения социального
обслуживания Ярославской области социальнореабилитационный
центр для несовершеннолетних «Радуга»
(г. Углич) ........................................................................................ 110
Проект комплексной социальной реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом
«Поверь в себя» (опыт государственного казённого учреждения
социального обслуживания Ярославской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Вертикаль» (Ярославский район) ............................................... 115
Материалы выступлений участников Всероссийского форума
специалистов по вопросам защиты прав и интересов детей
«Мегаполис. Территория детства» / Сост.: Т. Ю. Квасникова,
В. П. Каганская, С. Н. Дегтева, Н. М. Каганская. — Уфа:
Администрация городского округа город Уфа Республики
Башкортостан, Управление по опеке и попечительству,
Благотворительный фонд профилактики социального сиротства.
Баязитов С. Б. О создании единой системы органов
и учреждений, осуществляющих работу по защите прав детей
в городском округе город Уфа Республики Башкортостан .......... 119
Марова А. М. Основные направления модернизации
региональных систем социальной защиты детства ..................... 122
Виниченко Е. А. Организация работы по профилактике
социального сиротства в центре социальной помощи семье
и детям ........................................................................................... 125
Каганская В. П. Управление деятельностью коллектива центра
психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи «Саторис» по профилактике социального сиротства .... 129
Кривошеева И. В. Территориальная служба примирения
как инновационный метод работы по профилактике
правонарушений среди несовершеннолетних ............................. 132
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
6
Стр.7
Крючкова О. Ю. Особенности сопровождения семьи
с родственной опекой ................................................................... 135
Кушпелева Е. В., Миненкова В. В. Клубная работа в условиях
социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних ... 137
Макушина Е. А. Создание системы раннего выявления,
реабилитации и сопровождения семей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации и социально опасном положении ............. 140
Фроленко Т. В. Предупреждение семейного насилия и жестокого
обращения в отношении детей на примере деятельности
социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних .................................................................... 144
Шаршина Е. В. О межведомственном взаимодействии в рамках
программы «в контакте», направленной на социальную
реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении ...................................................................... 147
Ахметова А. А. Проблема установления контакта с кровной
семьей ............................................................................................ 148
Бегова С. В. Социальная реабилитация семей, находящихся
в социально опасном положении, в условиях детского
социозащитного учреждения ........................................................ 151
Бердышева Е. С. Путешествие в страну буквография:
формирование и развитие речи у детей с социальнопедагогической
запущенностью ................................................... 154
Бирзгал К. А. Формирование у детей — социальных сирот
представления о семье как ценности ........................................... 157
Галеева А. А. Работа психолога по реабилитации детей,
испытавших жестокое обращение в семьях, отягощенных
алкогольной зависимостью ........................................................... 159
Гилимшина Л. Н. Использование арт-методов в коррекционной
работе психолога при жестоком обращении с детьми ................. 162
Денисюк О. И. Технология ранней профилактики и раннего
выявления семейного неблагополучия ........................................ 166
Ибрагимова Л. С. Оздоровительный отдых как эффективная
форма социальной реабилитации и адаптации детей
и подростков .................................................................................. 169
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
7
Стр.8
Елсуков Д. В. Особенности психологического сопровождения кандидатов
в замещающие родители, обучающихся в «Школе замещающих
семей». — Екатеринбург: Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования «Российский
государственный профессионально-педагогический университет».
Введение ........................................................................................ 172
1. Вторичный отказ от ребёнка: кто виноват, и что делать? ......... 174
2. Тренинг «Прошлое — будущее, настоящее» ............................. 178
2.1. Вступительное слово ведущего .......................................... 179
2.2. Некоторые правила группы ............................................... 179
2.3. Представление участников ................................................. 180
2.4. Упражнение «Ассоциации» ................................................ 180
2.5. Упражнение «Наследие моих родителей» .......................... 183
2.6. Упражнение «Я — родитель» .............................................. 186
2.7. Информационное сообщение «Семья как система» ......... 190
2.8. Групповая дискуссия «Кто виноват? и Что делать?» ......... 192
2.9. Групповая дискуссия «Роли в семье» ................................. 195
2.10. Разминка «Самые яркие моменты моей жизни
с родителями» ............................................................................ 197
2.11. Упражнение «Моя семья: прошлое и будущее» ............... 198
2.12. Упражнение «Идеальный» родитель. Какой он?» ........... 200
Заключение .................................................................................... 207
Список использованных источников ........................................... 208
Приложения .................................................................................. 209
Монографии, пособия, сборники статей и материалов,
изданные в рамках журнала «Профессиональная библиотека
работника социальной службы» ................................................... 216
О подписке на журналы издательства
«Социальное обслуживание» ....................................................... 246
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА РАБОТНИКА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ № 1, 2019
8
Стр.9