Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЧубаров Игорь
АвторыНац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»
ИздательствоМ.: Изд. дом Высшей школы экономики
Страниц345
ID703677
АннотацияЭта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, производственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая практика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознательного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проблем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освобождения. Мы обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Платонов, Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет столь различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности и альтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-вещей, позволяющий им одновременно выступать полезными и целесообразными, удобными и эстетически безупречными.
Кому рекомендованоКнига адресована широкому кругу гуманитариев — специалистам по философии литературы и искусства, компаративистам, художникам.
ISBN978-5-7598-1452-8
УДК130.2
ББК71.0
Чубаров, И. М. Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; И. М. Чубаров .— 3-е изд. (эл.) .— Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019 .— 345 с. — (Исследования культуры) .— Библиогр.: с. 329-342; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 345 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-7598-1452-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/703677 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коллективная_чувственность._Теории_и_практики_левого_авангарда.pdf
УДК 130.2 ББК 71.0Ч81 в рРабота выполнена при поддержке Alexander von Humboldt-Stiftung ЛЕРИЙ АНАШВИЛИ ЛЕРИЙ КОРШУНОВ (2010–2012 гг.) и РГНФ (2011–2013 гг.), проекты № 11-03-00600 и 12-03-00642. ВАСоставитель серии ВАДизайн серии дРецензент амках исследовательской стипендии 2006–2007 гг., фондов Volkswagen Моктор философских наук, профессор ВАГУ им. М. В. Ломоносова СИЛИЙ ВАНЧУГОВ Ч81 Чубаров, И. М. Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда [Электронный ресурс] / И. М. Чубаров ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 345 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — (Исследования культуры). — Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-7598-1452-8 Эта книга посвящена антропологическому анализу феномена русского левого изв авангарда, представленного прежде всего произведениями конструктивистов, про«ЛЕФ»одственников и фактографов, сосредоточившихся в 1920-х годах вокруг журналов и «Новый ЛЕФ» и таких институтов, как ИНХУК, ВХУТЕМАС и ГАХН. Левый пр авангард понимается нами как саморефлектирующая социально-антропологическая актика, нимало не теряющая в своих художественных достоинствах из-за сознабтельного обращения своих протагонистов к решению политических и бытовых проатонов, с Николай Евреинов и Дзига Вертов, Густав Шпет, Борис Арватов и др. Объединяет итоль различных авторов открытие в их произведениях особого слоя чувственности блем народа, получившего в начале прошлого века возможность социального освоментами анализа к таким разным фигурам, как Андрей Белый и Андрей Плождения. Мы обращаемся с соответствующими интердисциплинарными инструальтернативной буржуазно-индивидуалистической структуры бессознательного, которые описываются нами провокативным понятием «коллективная чувственность». Коллективность означает здесь не внешнюю социальную организацию, а имманентный строй образов соответствующих художественных произведений-веущей, позволяющий им одновременно выступать полезными и целесообразными,добными и эстетически безупречными. Книга адресована широкому кругу гуманитариев — специалистам по философии литературы и искусства, компаративистам, художникам. УДК 130.2 ББК 71.0 сДеривативное электронное издание на основе печатного издания: Коллективная чувтвенность. Теории и практики левого авангарда [Текст] / И. М. Чубаров ; Нац. исслед. ун-т Прозодежда актера № 7» к спектаклю «Великодушный рогоносец». 1922. «В оформлении обложки использован фрагмент эскиза Любови Поповой ческимВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техниISBN 978-5-7598-1452-8 ©© Чубаров И. М., 2014 и средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. В Оформление. Издательский дом ысшей школы экономики, 2014 «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1095-7.
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ...................................... 9 ВВЕДЕНИЕ. КОЛЛЕКТИВНАЯ ЧУВСТВЕННОСТЬ И ИДЕЯ ЛЕВОГО РУССКОГО АВАНГАРДА .............. 13 I. НАСИЛИЕ КАК ИСТОК ............................... 33 НЕЭТАБЛИРОВАННЫЕ ТЕОРИИ МИМЕСИСА (В. БЕНЬЯМИН, Т. АДОРНО, Р. ЖИРАР, Ж. ДЕЛЕЗ, В. ПОДОРОГА) ............................. 33 ИММАНЕНТНАЯ ПОЛИТИЧНОСТЬ ИСКУССТВА ....... 61 ПРИМЕР: ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ НА «ЗЕЛЕНОЙ УЛИЦЕ» ............................... 68 ЭКСКУРС 1. «ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ АФФЕКТОЛОГИЯ» АНДРЕЯ БЕЛОГО ................... 75 II. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КОНЦЕПТЫ БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА И КОМФУТУРИЗМА ................................... 91 МЕЖДУ БЕССМЫСЛИЦЕЙ И АБСУРДОМ: СТАТУС ФУТУРИЗМА И БЕСПРЕДМЕТНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ 1920-х ГОДОВ (В. ШКЛОВСКИЙ, Л. ВЫГОТСКИЙ, В. КАНДИНСКИЙ, Г. ШПЕТ И ГАХН) ................... 91 ОСВОБОЖДЕННАЯ ВЕЩЬ VS ОВЕЩЕСТВЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОНЯТИЙ «ОСТРАНЕНИЕ» (VERFREMDUNG) И «ОТЧУЖДЕНИЕ» (ENTFREMDUNG) В РУССКОМ АВАНГАРДЕ ............................ 110 ЭКСКУРС 2. «ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ» КАК СТРАТЕГИЯ ПОЛИТИЗАЦИИ ИСКУССТВА. Н.Н. ЕВРЕИНОВ .................................... 128
Стр.6
III. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ ФАКТА. ЛЕФ ............ 147 ПРОДУКЦИОНИЗМ И КОНСТРУКТИВИЗМ: ИСКУССТВО РЕВОЛЮЦИИ ИЛИ ДИЗАЙН ДЛЯ ПРОЛЕТАРИАТА? .............................. 147 СТАНОВЛЕНИЕ МАРКСИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ В 1920-е ГОДЫ. БОРИС АРВАТОВ ...................... 188 ПОЗИЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛЕМИКИ О ПРОЛЕТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ 1920-х ГОДОВ ............. 193 ЭКСКУРС 3. ДЗИГА ВЕРТОВ: КИНО КАК «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РАСШИФРОВКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ» ............................. 205 ЭКСКУРС 4. «ЛИТЕРАТУРНЫЕ МАШИНЫ» АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА .............................. 215 IV. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА И СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ В 1920-е ГОДЫ ..... 246 СТРАТЕГИИ НАУЧНОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ В ГАХН. УТРАТА ВИДИМОГО И ВИДИМОСТЬ УТРАТЫ ............................ 246 «ИСКУССТВО ПОРТРЕТА» В ОТСУТСТВИЕ САМОГО ПОРТРЕТА ................. 276 ЭКСКУРС 5. САМОЗНАЧИМОСТЬ И ИНОЗНАЧИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИСКУССТВА В ЗАОЧНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКЕ 1920-х ГОДОВ: ПАВЕЛ ПОПОВ И РИЧАРД ГАМАН .................... 301 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. АВТОР КАК ПРОИЗВОДИТЕЛЬ И СОБЫТИЕ РЕВОЛЮЦИИ ........ 314 ЛИТЕРАТУРА ...................................... 329
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.