УДК 791.662
ББК 85.37
П12
ВСоставитель серии
АЛЕРИЙ АНАШВИЛИ
ВДизайн серии
АЛЕРИЙ КОРШУНОВ
кРецензенты
ННА КУШНАРЕВА
П12 Павлов, А. В.
Вандидат философских наук
ИЯЧЕСЛАВ ДАНИЛОВ;
Расскажите вашим детям. Сто одиннадцать опытов о культовом
у кинематографе [Электронный ресурс] / А. В. Павлов ; Нац. исслед.
ия: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
сн-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текэтовые
дан. (1 файл pdf : 425 с.). — М. : Изд. дом Высшей школы
нкономики, 2018. — (Исследования культуры). — Систем. требоваISBN
978-5-7598-1478-8
Многие используют слово «культовый» в повседневном языке. Чаще всего
к этот термин можно встретить, когда речь идет о кинематографе. Однако далеповорить
трудно, и на самом деле очень сложно дать однозначный ответ на воо
не всегда это понятие употребляется в соответствии с его правильным знагчением.
Впрочем, о правильном значении понятия «культовый кинематограф»
ветить на вопрос, что же такое культовое кино — крос, что такое культовые фильмы. В этой книге предпринимается попытка отн
развивалось, каким было, каким стало и сохранилось ли вообще. И если сохраогда
и как оно зародилось, как
илось, то как о нем следует говорить сегодня.
Книга состоит из двух частей. В первой — теоретическо-методологирческом
введении — автор предлагает собственный взгляд на то, каким обсазом
сегодня можно рассуждать о культовом кино. Во второй части предмтавлен
фактический материал — сто одиннадцать эссе о культовых фильоах
в хронологическом порядке, чтобы читатель мог составить представление
сб эволюции феномена. Книга будет интересна не только культурологам и
социологам, но и всем тем, кто любит кино, а особенно тем, кто ценит нетандартный
кинематограф.
УДК 791.662
ББК 85.37
Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Расска[Текст]жите
вашим детям: Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе
/ А. В. Павлов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд.
дом Высшей школы экономики, 2016. — 424 с. — (Исследования культуры). —
ISBN 978-5-7598-1381-1.
нВ соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техшическими
средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от наруителя
возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-7598-1478-8
©© Павлов А.В., 2016
В Оформление. Издательский дом
ысшей школы экономики, 2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
ИГРАЯ В КУЛЬТОВОЕ КИНО ВСЕРЬЕЗ . . . . . . . . . . . . . . 11
БЛАГОДАРНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
КУЛЬТОВОЕ КИНО СЕГОДНЯ:
ОЧЕНЬ КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
КУЛЬТОВЫЕ ФИЛЬМЫ — ИЗВЕСТНЫЕ,
НЕИЗВЕСТНЫЕ, ПЛОХИЕ, ХОРОШИЕ,
ВОСХИТИТЕЛЬНЫЕ, НЕВЕРОЯТНО СТРАННЫЕ
И «ТАКИЕ ПЛОХИЕ, ЧТО ДАЖЕ ХОРОШИЕ»
1. «КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ» (1920),
РОБЕРТ ВИНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
2. «УРОДЦЫ» (1932), ТОД БРАУНИНГ . . . . . . . . . . . . . . . . . .65
3. «ПРОКУРЕННЫЕ МОЗГИ» (1936),
ЛУИ ДЖ. ГАНЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .68
4. «КАСАБЛАНКА» (1942), МАЙКЛ КЁРТИЦ . . . . . . . . . . . .71
5. «ПЛАН 9 ИЗ ОТКРЫТОГО КОСМОСА» (1959),
ЭДВАРД Д. ВУД-МЛАДШИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
6. «МАЛЕНЬКИЙ МАГАЗИНЧИК УЖАСОВ» (1960),
РОДЖЕР КОРМАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
7. «ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА» (1962), КРИС МАРКЕР . . . . . . . .81
8. «ПЛАМЕНЕЮЩИЕ СОЗДАНИЯ» (1963),
ДЖЕК СМИТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84
9. «ОБНАЖЕННЫЙ ПОЦЕЛУЙ» (1964),
СЭМЮЭЛ ФУЛЛЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
10. «МАНОС: РУКИ СУДЬБЫ» (1966), ХЭЛ УОРРЕН . . . . . .90
11. «Я ЛЮБОПЫТНА — ФИЛЬМ В ЖЕЛТОМ» (1967),
ВИЛЬГОТ ШЁМАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
12. «НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (1968),
ДЖОРДЖ А. РОМЕРО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
13. «ВЕЛИКОЕ МОЛЧАНИЕ» (1968),
СЕРДЖИО КОРБУЧЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .99
Стр.5
14. «УБИЙЦЫ МЕДОВОГО МЕСЯЦА» (1969),
ЛЕОНАРД КАСТЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102
15. «САНТО И БЛУ ДЕМОН
ПРОТИВ МОНСТРОВ» (1970),
ХИЛЬБЕРТО МАРТИНЕС СОЛАРЕС . . . . . . . . . . . . . . . .105
16. «ИЗНАНКА ДОЛИНЫ КУКОЛ» (1970),
РАСС МАЙЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .108
17. «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» (1970),
ДОНАЛЬД КЭММЕЛЛ, НИКОЛАС РОУГ . . . . . . . . . . . . .111
18. «КРОТ» (1970), АЛЕХАНДРО ХОДОРОВСКИ . . . . . . . . .114
19. «ДВУХПОЛОСНОЕ ШОССЕ» (1971),
МОНТЕ ХЕЛЛМАН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .117
20. «ВАМПИРШИ-ЛЕСБИЯНКИ» (1971),
ХЕСУС ФРАНКО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
21. «ГАРОЛЬД И МОД» (1971), ХЭЛ ЭШБИ . . . . . . . . . . . . . .125
22. «ДОЧЕРИ ТЬМЫ» (1971), ГАРРИ КЮМЕЛЬ . . . . . . . . . .128
23. «ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН» (1971),
СТЭНЛИ КУБРИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
24. «ВИЛЛИ ВОНКА И ШОКОЛАДНАЯ
ФАБРИКА» (1971), МЭЛ СТЮАРТ . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
25. «УБРАТЬ КАРТЕРА» (1971), МАЙК ХОДЖЕС . . . . . . . . .137
26. «ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ» (1972),
ПЕРРИ ХЕНЦЕЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
27. «МИЛАНСКИЙ КАЛИБР 9» (1972),
ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143
28. «РОЗОВЫЕ ФЛАМИНГО» (1972), ДЖОН УОТЕРС . . . .146
29. «ПЛЕТЕНЫЙ ЧЕЛОВЕК» (1973), РОБИН ХАРДИ . . . . .149
30. «ТРИЛЛЕР: ЖЕСТОКИЙ ФИЛЬМ» (1973),
БО АРНЕ ВИБЕНИУС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
31. «ОНО ЖИВО» (1974), ЛАРРИ КОЭН . . . . . . . . . . . . . . . .155
32. «ЭММАНУЭЛЬ» (1974), ЖЮСТ ЖЭКИН . . . . . . . . . . . . .158
33. «ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ» (1974),
ТОУБ ХУПЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
34. «РЕЗНЯ В СТИЛЕ МАФИИ» (1974/1978),
ДЮК МИТЧЕЛЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164
6
Стр.6
35. «САЛО, ИЛИ 120 ДНЕЙ СОДОМА» (1975),
ПЬЕР ПАОЛО ПАЗОЛИНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
36. «МОНТИ ПАЙТОН И СВЯЩЕННЫЙ
ГРААЛЬ» (1975), ТЕРРИ ГИЛЛИАМ,
ТЕРРИ ДЖОНС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .170
37. «ШОУ УЖАСОВ РОККИ ХОРРОРА» (1975),
ДЖИМ ШАРМЕН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .173
38. «СЕРЫЕ САДЫ» (1975), ЭЛЛЕН ХОВДИ,
АЛЬБЕРТ МЭЙСЛЕС, ДЭВИД МЭЙСЛЕС . . . . . . . . . . . .176
39. «ПРИЗРАК РАЯ» (1975), БРАЙАН ДЕ ПАЛЬМА . . . . . . .179
40. «ТОММИ» (1975), КЕН РАССЕЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
41. «УБИЙСТВО В ШКОЛЕ» (1976), РЕНЕ ДААЛДЕР . . . . .185
42. «ТАКСИСТ» (1976), МАРТИН СКОРСЕЗЕ . . . . . . . . . . . .189
43. «ЧУЖЕРОДНЫЙ ФАКТОР» (1978), ДОН ДОЛЕР . . . . . .192
44. «ЗМЕЯ В ТЕНИ ОРЛА» (1978), ЮЭНЬ ВОО-ПИН . . . . .195
45. «ИНФЕРНО» (1980), ДАРИО АРДЖЕНТО . . . . . . . . . . . .198
46. «АД КАННИБАЛОВ» (1980), РУДЖЕРО ДЕОДАТО . . . .201
47. «СЕДЬМЫЕ ВРАТА АДА» (1981), ЛУЧИО ФУЛЬЧИ . . . .204
48. «ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ» (1981), СЭМ РЭЙМИ. . . . . .207
49. «СУЩЕСТВО В КОРЗИНЕ» (1981),
ФРЭНК ХЕНЕНЛОТТЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .210
50. «ЮЖНОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО» (1981),
УОЛТЕР ХИЛЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
51. «БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ» (1982), РИДЛИ СКОТТ . . . .216
52. «ЖИДКОЕ НЕБО» (1982), СЛАВА ЦУКЕРМАН . . . . . . .219
53. «ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СПАС МИР» /
«ТУРЕЦКИЕ ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ» (1982),
ЧЕТИН ИНАНЧ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
54. «ВИДЕОДРОМ» (1982), ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ . . . . . . . .225
55. «МОЙ ЗАВТРАК С БЛЭССИ» (1983),
ЛИНДА ЛОТРЕК, ДЖОННИ ЛЕДЖЕНД,
МАРК ШЕПАРД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .228
56. «ТЕРМИНАТОР» (1984), ДЖЕЙМС КЭМЕРОН . . . . . . .231
57. «ЭКСПРОПРИАТОР» (1984), АЛЕКС КОКС . . . . . . . . . .234
7
Стр.7
58. «РАСПУТИН — ОРГИИ ПРИ ЦАРСКОМ
ДВОРЕ» (1984), ЭРНСТ ХОФБАУЭР . . . . . . . . . . . . . . . . .237
59. «НИНДЗЯ III: ГОСПОДСТВО» (1984),
СЭМ ФЁРСТЕНБЕРГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .240
60. «ТОКСИЧНЫЙ МСТИТЕЛЬ» (1984),
МАЙКЛ ХЕРЦ, ЛЛОЙД КАУФМАН . . . . . . . . . . . . . . . . . .243
61. «БРАЗИЛИЯ» (1985), ТЕРРИ ГИЛЛИАМ . . . . . . . . . . . . .246
62. «ЛОФТ» (1985), ЭКХАРТ ШМИДТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
63. «КЛУБ “ЗАВТРАК”» (1985), ДЖОН ХЬЮЗ . . . . . . . . . . . .252
64. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (1985),
ДЭН О’БЭННОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .255
65. «ЛУЧШИЙ СТРЕЛОК» (1986), ТОНИ СКОТТ . . . . . . . . .258
66. «ГЕНРИ: ПОРТРЕТ СЕРИЙНОГО
УБИЙЦЫ» (1986/1990), ДЖОН МАКНОТОН . . . . . . . . .261
67. «37.2 ПО УТРАМ» (1986), ЖАН-ЖАК БЕНЕКС . . . . . . . .264
68. «УИТНЕЙЛ И Я» (1986), БРЮС РОБИНСОН . . . . . . . . .267
69. «ПРИНЦЕССА-НЕВЕСТА» (1987), РОБ РАЙНЕР . . . . . .270
70. «ИГЛА» (1988), РАШИД НУГМАНОВ . . . . . . . . . . . . . . . .273
71. «НАЕМНЫЙ УБИЙЦА» (1989), ДЖОН ВУ . . . . . . . . . . .276
72. «СМЕРТЕЛЬНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ» (1989),
МАЙКЛ ЛЕМАНН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .279
73. «ЧУЖИЕ СРЕДИ НАС» (1989),
ДЖОН КАРПЕНТЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
74. «ВСПОМНИТЬ ВСЕ» (1990), ПОЛ ВЕРХОВЕН . . . . . . . .285
75. «КЛАСС 1999» (1990), МАРК Л. ЛЕСТЕР . . . . . . . . . . . . .289
76. «ДЕЛИКАТЕСЫ» (1990), МАРК КАРО,
ЖАН-ПЬЕР ЖЁНЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292
77. «НЕВОЗМУТИМЫЙ» (1991), КРЭЙГ Р. БЭКСЛИ . . . . . .295
78. «ЖИВАЯ МЕРТВЕЧИНА» (1992),
ПИТЕР ДЖЕКСОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299
79. «НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ» (1993), ТОНИ СКОТТ. . . . . .302
80. «КЛЕРКИ» (1994), КЕВИН СМИТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305
81. «КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО» (1994),
КВЕНТИН ТАРАНТИНО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .308
8
Стр.8
82. «ШОУГЕЛЗ» (1995), ПОЛ ВЕРХОВЕН . . . . . . . . . . . . . . . .312
83. «ШОССЕ В НИКУДА» (1996), ДЭВИД ЛИНЧ . . . . . . . . .316
84. «НА ИГЛЕ» (1996), ДЭННИ БОЙЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .320
85. «БОЛЬШОЙ ЛЕБОВСКИ» (1998),
ДЖОЭЛ КОЭН, ИТАН КОЭН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323
86. «СЧАСТЬЕ» (1998), ТОДД СОЛОНДЗ . . . . . . . . . . . . . . . .326
87. «АКАДЕМИЯ РАШМОР» (1998),
УЭС АНДЕРСОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329
88. «ЗЕЛЕНЫЙ СЛОНИК» (1999),
СВЕТЛАНА БАСКОВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .332
89. «ОФИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО» (1999),
МАЙК ДЖАДЖ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .336
90. «ОБОРОТЕНЬ» (2000), ДЖОН ФОУСЕТ . . . . . . . . . . . . . .339
91. «ДОННИ ДАРКО» (2001), РИЧАРД КЕЛЛИ . . . . . . . . . . .342
92. «ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» (2002),
ЙОНАС ОКЕРЛУНД . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .345
93. «КОМНАТА» (2003), ТОММИ ВАЙСО . . . . . . . . . . . . . . .348
94. «ТРИ ЭКСТРИМА» (2004), ФРУТ ЧАН,
ТАКАСИ МИИКЕ, ПАК ЧХАН-УК . . . . . . . . . . . . . . . . . . .351
95. «МАШИНИСТ» (2004), БРЭД АНДЕРСОН . . . . . . . . . . .354
96. «КИРПИЧ» (2005), РАЙАН ДЖОНСОН . . . . . . . . . . . . . .357
97. «ТАКСИДЕРМИЯ» (2006), ДЬЁРДЬ ПАЛЬФИ . . . . . . . . .360
98. «ЗАЛЕЧЬ НА ДНО В БРЮГГЕ» (2007),
МАРТИН МАКДОНА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .363
99. «ЧЕРНЫЙ ДИНАМИТ» (2009),
СКОТТ САНДЕРС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .366
100. «ПЛОХОЙ ЛЕЙТЕНАНТ» (2009),
ВЕРНЕР ХЕРЦОГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369
101. «СУПЕР» (2010), ДЖЕЙМС ГАНН . . . . . . . . . . . . . . . . . .373
102. «ХОЛОДНАЯ РЫБА» (2010), СИОН СОНО . . . . . . . . . .377
103. «СПИСОК СМЕРТНИКОВ» (2011),
БЕН УИТЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .380
104. «В ФИНАЛЕ ДЖОН УМРЕТ» (2012),
ДОН КОСКАРЕЛЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .383
9
Стр.9
105. «ОГРАБЛЕНИЕ КАЗИНО» (2012),
ЭНДРЮ ДОМИНИК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .386
106. «НЕПРАВИЛЬНО» (2012), КВЕНТИН ДЮПЬЁ . . . . . . . .389
107. «ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ» (2013),
ДЖИМ ДЖАРМУШ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .393
108. «РЕАЛЬНЫЕ УПЫРИ» (2014),
ДЖЕМЕЙН КЛЕМЕНТ, ТАЙКА ВАЙТИТИ . . . . . . . . . . .396
109. «БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ» (2015),
ДЖОРДЖ МИЛЛЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .399
110. «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МНОГОНОЖКА 3» (2015),
ТОМ СИКС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .402
111. «ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ СЕРОГО» (2015),
СЭМ ТЕЙЛОР-ДЖОНСОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .406
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: «ЛОБСТЕР»
НА ПУТИ К КУЛЬТУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411
БИБЛИОГРАФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414
Стр.10