Николай Кун
Источник: Большая Советская энциклопедия. <...> []
ЭСХИЛ (Aischylos) (525 -- 456 до хр. эры), старейший из трех великих греческих трагиков (Э.,
Софокл, Еврипид). <...> В конце своей жизни, после столкновения с гражданами Афин, вызванного крайним консерватизмом его
убеждений (см. ниже), окончательно переселился в Сицилию и жил в добровольном изгнании в городе
Геле до своей смерти. <...> Жизнь его совпала со временем
обостренной классовой борьбы в Афинах, когда стоявшая во главе государства землевладельческая
аристократия принуждена была уступить первенствующую роль торговой и денежной аристократии, а на
место преобладавше-го крестьянства Аттики выдвигался городской демос Афин как торгового центра. <...> Выразитель традиционной аристократической идеологии, Э. вместе с тем отразил в своем творчестве
современные ему религиозно-этические брожения в массах (религия Диониса, орфизм). <...> Энгельс называет его "отцом трагедии" [Архив
Маркса и Энгельса, том I (VI), Москва, 1932, стр. <...> Доэсхиловская трагедия была по существу лирикоэпической кантатой. <...> Сообщения единственного актера имели
целью мотивировать смену настроений и лирических излияний хора, которому принадлежала центральная
роль. <...> Драматургическое новшество Эсхила заключалось в введении второго актера, что привело к
непосредственному показу на сцене действий героев и их конфликтов и усилению диалогического
момента в структуре трагедии. <...> Однако рост значения драматического действия и диалога в творчестве Э.
происходил медленно. <...> Лишь в более поздних его драмах действие и индивидуальные характеристики
начинают играть значительную роль (исследователи усматривают здесь влияние молодого Софокла, у
которого Э. позаимствовал и техническое нововведение -- третьего актера). <...> Свои сюжеты Э. обычно
черпал из различных мифологических циклов, развивая их в трех последовательных трагедиях -"трилогический"принцип, -- за которым следовала <...>
Эсхил.pdf
Николай Кун
Источник: Большая Советская энциклопедия. Том шестьдесят четвертый. М.: ГСЭИ "Сов.
Энциклопедия", 1934. Стр. 724 -727.
OCR: В. Есаулов, декабрь, 2008.
[]
ЭСХИЛ (Aischylos) (525 -- 456 до хр. эры), старейший из трех великих греческих трагиков (Э.,
Софокл, Еврипид). Родился в Элевсине; во время греко-персидских войн принимал участие в битвах при
Марафоне, Саламине и Платее. По приглашению сиракузского тирана Гиерона дважды посетил Сицилию.
В конце своей жизни, после столкновения с гражданами Афин, вызванного крайним консерватизмом его
убеждений (см. ниже), окончательно переселился в Сицилию и жил в добровольном изгнании в городе
Геле до своей смерти.
По происхождению Э. был аристократом-землевладельцем. Жизнь его совпала со временем
обостренной классовой борьбы в Афинах, когда стоявшая во главе государства землевладельческая
аристократия принуждена была уступить первенствующую роль торговой и денежной аристократии, а на
место преобладавше-го крестьянства Аттики выдвигался городской демос Афин как торгового центра.
Выразитель традиционной аристократической идеологии, Э. вместе с тем отразил в своем творчестве
современные ему религиозно-этические брожения в массах (религия Диониса, орфизм).
Значение Э. для греческой трагедии огромно. Энгельс называет его "отцом трагедии" [Архив
Маркса и Энгельса, том I (VI), Москва, 1932, стр. 318]. Доэсхиловская трагедия была по существу лирикоэпической
кантатой. Действие в ней происходило за сценой. Сообщения единственного актера имели
целью мотивировать смену настроений и лирических излияний хора, которому принадлежала центральная
роль. Драматургическое новшество Эсхила заключалось в введении второго актера, что привело к
непосредственному показу на сцене действий героев и их конфликтов и усилению диалогического
момента в структуре трагедии. Однако рост значения драматического действия и диалога в творчестве Э.
происходил медленно. Лишь в более поздних его драмах действие и индивидуальные характеристики
начинают играть значительную роль (исследователи усматривают здесь влияние молодого Софокла, у
которого Э. позаимствовал и техническое нововведение -- третьего актера). Свои сюжеты Э. обычно
черпал из различных мифологических циклов, развивая их в трех последовательных трагедиях -"трилогический"принцип,
-- за которым следовала драма сатиров -- гротеск на тему, относящуюся к тому
же циклу мифов. Свою деятельность драматурга (который в эту эпоху был также режиссером и актером)
Э. начал около 500 до хр. э. Из написанных им, по античному сообщению, 90 пьес известны по заглавию
79. Сохранилось 7 трагедий. При рассмотрении их в хронологическом порядке становится очевидной
огромная эволюция, происшедшая в творческом методе Э. и постепенно приведшая его к созданию
подлинной трагедии действия и характеров. Наиболее ранняя пьеса "Просительницы" -- первая часть
трилогии (следовали "Египтяне" и "Данаиды"), посвященной мифу о дочерях Даная, которые бегут в
Аргос, прося убежища и защиты от насильственного брака. Следующая по времени историческая трагедия
"Персы" (472) входила в состав трилогии, не объединенной единством сюжета. Трагедия, трактующая о
победе греков над персами при Саламине и о бегстве царя Ксеркса, представляет панегирик свободным
Афинам, вложенный в уста персов. В обеих названных трагедиях еще отсутствуют действие и
индивидуальные характеристики и преобладают хоровые партии. Следующая трагедия "Семеро против
Стр.1