Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637401)
Контекстум
Электро-2024

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук / доп. и изд. Высочайше учрежденною коммиссиею 1613-1645. Т. 3 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторАрхеографическая экспедиция (1828-1834)
Издательство[Б.и.]
Страниц520
ID69977
Археографическая, Э.(. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографическою экспедициею Императорской академии наук / доп. и изд. Высочайше учрежденною коммиссиею 1613-1645. Т. 3 / Э.(. Археографическая .— : [Б.и.], 1836 .— 520 с. — URL: https://rucont.ru/efd/69977 (дата обращения: 03.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Божіею милостію мы Великій Государъ Царь и Великій Князь Михайло едоровичъ, всеа Русіи Самодержецъ, пожаловали есыя богомолца своего. живоиачалныя Троицы Сергіева лонастыря архимарита Деоиисья, да келі^я старца Авраыія ГІалииіыііа съ братіею, или кто по нихъ въ томъ монастыр иный архимаритъ и келарь будутъ, что бнли намъ челоыъ, а сказали: преже де сего, блая^ешіъш памятіг прп прежнихъ Государ хъ Цар хъ и Великихъ Княз хъ, и ыежъ Государей при бояр хъ."^ ъ сов ту всей земли, съ грамотъ о Тронцнихъ д л хъ подписпыхъ и печатпцуг ^-пошлинъ не имали; а нын де у иихъ съ грамотъ иашихъ приказные люди просятъ пошлинъ: и иаыъ бы ихъ поя^аловати, съ Троицкихъ съ монастырьскнхъ д лъ съ грамотъ подписныхъ и печ_ат-ішхъ пошлинъ нмать не вел ти. <...> —И мы, Великіё Государь Царь и Великій Князь Михайло едоровичъ всеа Русіи, для ыилости лресвятыя и живоначалиыя Троицы и пречистыя Богородицы и великихъ Чюдотворцовъ Сергія и Никона, и для избавленія нын шнихъ настояицихъ шюгомятежныхъ б дъ, богомолца своего архимарнта Деоиисья, да келаря Аврамія съ братьею, или нто по пихъ въ томъ моиастыр ииый архиыарнтъ ІІ келарь будутъ, поя^аловали: съ ихъ ыонастырьТ о м ъ III. скихъ съ яіаловалныхъ и съ тархаппыхъ п съ N управіныхъ и со всякихъ грамотъ подппспыхъ и печатныхъ пошлниъ имати пе вел ли; и по сей нашей жалавалной грамот бояромъ нашиыъ, іі Оіфлішчіоіъ, и думньшъ дворяпомъ, и печатпику, п дьякомъ, и всякимъ приказпымт. людемъ, во вс хъ приказ <...>
Акты,_собранные_в_библиотеках_и_архивах_Российской_Империи_Археографическою_экспедициею_Императорской_академии_наук__доп._и_изд._Высочайше_учрежденною_коммиссиею_1613-1645._Т._3.pdf
Стр.1
/i АКТЫ, СОБРАННЫЕ ВЪ БИБЛЮТЕКАХЪ И АРХИВАХЪ РОССІЙСКОЙ ИМПЕРІИ АРХЕОГРАФИЧЕСКОЮ ЭКСПЕДИЦІЕЮ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМІИ НАУКЪ. Доподнены и изданы Высочанше учрежденною Коммиссіею. too ТОИЪ ТРЕТІЙ. 1615-1643. І .. САНКТПЕ-ТЕРБУРГЪ. Въ ТнпограФІи II Отд ленія Собствеиной Е. И. В. Канцелярія. 10 5 6.
Стр.2
CV ІгЕБЛИОТЁІД^
Стр.3
A К Т Ы АРХЕОГРАФИЧЕСКОЙЧ Э1ССПЕДИЦІМ. XII. ЦАРСТБОВАШЕ МИХАИЛА ЕОДОРОБИЧА, 1615 - 1643. 1,—1615 Мая20, ЖАЛОВАННАЯ ЦАРСКАЯ ГРАМОТА ТРОИЦКОМУ СЕРГІЕВУ МОИЛСТЫРЮ, об% иаълтіи его грамотъ отъ пяапгежа подписньисъ и пештныхъ пошлинъ. Божіею милостію мы Великій Государъ Царь и Великій Князь Михайло едоровичъ, всеа Русіи Самодержецъ, пожаловали есыя богомолца своего. живоиачалныя Троицы Сергіева лонастыря архимарита Деоиисья, да келі^я старца Авраыія ГІалииіыііа съ братіею, или кто по нихъ въ томъ монастыр иный архимаритъ и келарь будутъ, что бнли намъ челоыъ, а сказали: преже де сего, блая^ешіъш памятіг прп прежнихъ Государ хъ Цар хъ и Великихъ Княз хъ, и ыежъ Государей при бояр хъ."^ ъ сов - ту всей земли, съ грамотъ о Тронцнихъ д л хъ подписпыхъ и печатпцуг ^-пошлинъ не имали; а нын де у иихъ съ грамотъ иашихъ приказные люди просятъ пошлинъ: и иаыъ бы ихъ поя^аловати, съ Троицкихъ съ монастырьскнхъ д лъ съ грамотъ подписныхъ и печ_ат-ішхъ пошлинъ нмать не вел ти.—И мы, Великіё Государь Царь и Великій Князь Михайло едоровичъ всеа Русіи, для ыилости лресвятыя и живоначалиыя Троицы и пречистыя Богородицы и великихъ Чюдотворцовъ Сергія и Никона, и для избавленія нын шнихъ настояицихъ шюгомятежныхъ б дъ, богомолца своего архимарнта Деоиисья, да келаря Аврамія съ братьею, или нто по пихъ въ томъ моиастыр ииый архиыарнтъ ІІ келарь будутъ, поя^аловали: съ ихъ ыонастырьТомъ III. скихъ съ яіаловалныхъ и съ тархаппыхъ п съ N управіныхъ и со всякихъ грамотъ подппспыхъ и печатныхъ пошлниъ имати пе вел ли; и по сей нашей жалавалной грамот бояромъ нашиыъ, іі Оіфлішчіоіъ, и думньшъ дворяпомъ, и печатпику, п дьякомъ, и всякимъ приказпымт. людемъ, во вс хъ приказ хъ, жнвоначалныя Троіщы Сергіева морастыря съ грамотъ съ жаловалпыхъ и съ <^'хашіыхъ и съ управпыхъ и со всяішхъ грамотъ подпнспыхъ и печатныхъ пошлипъ пе имати; а кто учиетъд лати черезъ сю пашу яіаловалпую грамоту, и тому отъ насъ Великаго Государя Царя и Великого Кпязя Михаила едоровпча всеа Русіи быти въ велпкой опал й въ казни. Дана ся паша жаловалная грамота въ царьствующемъ град Москв л та 7121 Маія въ 20 деиь.—На грамот подгаісь: „Царь и Великій Князь Михайло едоровичъ, всеа Русіи Самодержецъ." Припись дьяка Иваиа Болотшікова. Печать у грамоты ирасная. Випнсано нзъ ССорпнка грамотъ и проъ. Тропцкоп Сергіевоіі лаоры, находлщагосл оъ тамошпе.ш архпв подъ №• ±-мъ (Трал. ild.J 2.—1613 Мая 21. ЦАРСКАЯ ГРАМОТА, О переписаніи въ 'Углицкомъ у здгь вс хъ сшолщихъ no Волгть судовъ и о приставлепіи къ иимъ страяш. Отъ Цоря и Великого Князя Михаила едоровнча всеа Русіи, иа Углечь, воевод иаше
Стр.4
2 1615 ыу едору Ивановичу Погожево. Указали есмя: которые суды стоятъ на Волг , по ыопастырсмъ, и по селомъ и по деревпямъ, на вс хъ перевоз хЪ; въ Углицкоыъ у зд , переписати и привезти къ берегу къ городу къ Углечю п беречи подъ городомъ.—И какъ къ теб . ся иаша граыота придетъ, и ты бъ тотчасъ подъ Углечемъ и въ Углецкомъ во вселъ у зд суды, по ыонастыремъ, и по селомъ и по деревнямъ, что есть, вс вел лъ переписати н вел лъ ихъ свезти подъ городъ въ одно ы сто іі приставилъ ЕЪ нвмъ стр лцовъ, и вел лъ бы ecu судовъ берсчп накр пко, чтобъ никто изъ подъ города судовъ не отвозилъ; а сколко на Углеч судовъ отпишешъ, и ты бъ о томъ къ памъ отписалъ, чтобъ иамъ было в домо. Писанъ на Москв ,л - та 7121, Маія въ 21 депь. Подлпппнкъ изъ архива Углпцкаго УпзЬнаго Ст/да^ писаиъ на лпстпк , безь скрппы; бывъ сложенъ пакето.чъ^ пмпетъ на оборогть надппсы На Углечь, воевод нашему едору РІвановичу Погожеву.—121 Іюня въ 12 ^ань привезъ Гаврило Скрыплевъ.—Сослать изъ Кашшіа на Углечь съ парочыымъ гонцомъ. о . —1613 Мая 24. ЦА.РСКАЯ ГРАМОТА СТРОГАПОЕЫМЪ, объ уплат7ь с^ггъдуюш^ссб сб ниссб въ казлу до&одовъ и объ отпускгь въ займъъ денегъ и рашыссъ припасоач, на войско. Отъ Царя п Великого КІІЯЗЯ Михаила едоровича всеа Русіи, къ Солп-Вычегоцкой, Максиму Яковлевичу даі Микит Григоръевичу, Андрею да Петру Семеповичаыъ, Строгановымъ. Быотъ намъ челомъ, ца Москв , дворяия и д ти боярскіе, п атамапы и казаіш, и стр лцы и всякіе ратпые людн, что опи, будучи подъ Москвою, от7> Московскаго разоренья ыногія нужи и страсти терп лп и кровь пролнвали, и съ Полскими и съ ЛІІТОЕСКПМИ людми, съ городскнми с д лцы іі которые прнходплн къ нигіъ въ помоіць, бплііся, ие и^адя головъ своихъ, и Московского Государьства доступали, и отъ дшогихъ служебъ оскуд лн; іі пом стья и вотчипы, у дворяиъ н у д тей боярсішхъ, отъ мпогія войпы стали въ великомъ разореяь н запуст ли, ислужбы своей всякон пополнить неч мъ; а атаманы, и стр лцы, и казаки, служивую рухлядь про ли и-на пашеп служб имъ быти, за*великою б дностыо, не мочно; а въ нашей кази , на Москв , денегъ и хл бныхъ запасовъ въ житиицахъ н тъ, ц дво ряігоііъ п д темъ боярскимъ, ц атаманомъ и казако.мъ, и стр лцомъ, и всякимъ слулшвыыъ людемъ, жалованья дати нечего. А дворяне и д - тіі боярскіе, и атаманы и казаки, и стр лцы, и всякіе служивые люди, посяг.) ста за образъ пречпстыя Богородицу и за нашу православпуіо христіяискую в ру стоятъ въ кр пости, намъ служатъ н съ непріятели ііашимн и разорители в ры крестьяігскія съ Полскігаи и съ Лнтовскими людмн бьются, не щадя головъ своихъ, и об тъ Богу н пречистой Богородиц далп, что имъ за образъ пречистыя Богородицы, и за православную крестьянскую в ру, и за ііасъ, и за в.^^ъ васъ православныхъ крестьянъ, битися до смерти и съ Москвы безъ указу никуды не хаживати, толко бы имъ дати жаловаиье, ч мъ сытымъ быти и служба своя пополнитіі-, а выходцы и языки въ роспросъ бояроыъ нашимъ сиазываютъ, что .Л.итовскіе люди хотятъ итти подъ Москву; а въ нашеіі казн денегъ ц въ житниі^ахъ хл ба, на Москв , н тъ ни сколко; а что вы^ съ своихъ вотчинъ,. въ нашу казну какихъ денежныхъ доходовъ платите, и намъ про то подлинно нев домо. — И иын , по нашему указу, посланъ къ вамъ Ондрей Игиатьевичь Вельяминовъ, а вел но ему съ вашихъ вотчпнъ, на прошлые годы и на нып шней на 121-п годъ, по киигамъ и по отгшсямъ., наши денежные доходы взяти сполна и привезти къ иамъ, къ Москв , иа жалованье дворянсшъ и д темъ боярскимъ, и атаманомъ и казаколъ, и стр лцомъ, и всякимъ ратнымъ людемъ. Да у васъ же указали есмя просити въ займы, для крестьялского покою и ТІЦШІНЫ, денегъ и хл ба, и рыбы, и соли, и суконъ, и всякнхъ товаровъ, что дати ратнымъ людемъ, которые стоятъ за
Стр.5
Акты,_собранные_в_библиотеках_и_архивах_Российской_Империи_Археографическою_экспедициею_Императорской_академии_наук__доп._и_изд._Высочайше_учрежденною_коммиссиею_1613-1645._Т._3_(1).pdf
1628 Випксано И5І! Сборннка грамотъ к всякнхь актовъ fcnnc. еь І633 zodyj, находлщагосл еъ архт Солоеецкаго монастиря. 114. — 1628 Маія. ПАТРІАРШАЯ ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА СЫНУ БОЯРСКОМУ ЕДОРУ РАГОЗИНУ на помпстное влад ніе noловиною деревни Теремца, да жеребьемъ села ЯрославлЯ) ео Владимірскомъ у зд . Бошіею милостію се язъ смиренпый Ведикій Государь свят йшій Филаретъ, Патріархъ Московскій и всеа Русіи, пожаловалъ есми своего сына боярского едора Темирева сына Рагозина, домовымъ пречистыя Богородицы и великихъ Чудотворцовъ Петра и Алекс я и Іоны и своимъ патріаршимъ жалованьемъ, въ Володимерскомъ у зд , въ Ополскомъ стаиу, половиною деревнй Теремца, да жеребьемъ села Ярославдя, что было прежъ сего въ пом сть за нимъ же за едоромъ, опричь снохи его вдовы Мавры Аксаковы жепы Рагозина, да сына ее Микиткииы половины, въ его окладъ, въ дв ст четыі, что билъонъ намъ челомъ, а сказэлъ: нашего жалованья пом стья за нимъ, что ему дано изъ домовыхъ земель, въ Володимерскомъ у зд , въ Ополскомъ стану, половина деревни Теремца да жеребей въ сел Ярославл , и т мъ де онь пом стьемъ влад лъ по грамот Іева, Патріарха Московского и всеа Русіи, 105 году; а нын де у иего грамоты на то пом стье н тъ, и ему де т мъ своимъ пом стьемъ влад ти не по чему. И мы Великій Государь свят йшій Филаретъ, Патріархъ Московскій и всеа Русіи, его едора пожаловалъ, на то его старое пом стье вел лъ ему датинашу грамоту нанаше государьское имя, по чему ему т мъ своимъ пом сть^мъ влад ть; a no грамот Іева, Патріарха Московского и всеа Русіи, какову положилъ на то пом стье едоръ Рагозинъ, 105 году, въ томъ его едоров пом сть , въ половин деревниТеремца да въжеребь селаЯрославля, написано четвертныя пашнн шестьдесятъ дв чети безъ третника въ пол , а въ дву потому жъ: Томъ ПІ. J?57 и кто у него едора въ томъ его пом сть N' 174 живутъ людей его и крестьянъ, u впередъ учпутъ —175. жити, и волостели наиш и прикащики т хт, его людей и крестьянъ не судятъ ни въ чемъ и не въ зжаютъ къ нему и не всылакт> пи по что, а в даетъ ихъ и судптъ едоръ самъ или его прикаіцикъ; а случится судъ см сной пашимъ людемъ, селчаномъ или деревеныцикомъ, съ его людми и со крестьяпы, и волостели наши и прикащнки т хъ его людей и крестьянъ судятъ, а едоръ съ ними жъ судитъ, а присудомъ д - лятся на полы; а кому будетъ чего искати на едор , или на его прпкащик ^ ино его сул?у язъ Великій Государь свят йшій Филаретъ, ПатріархъМосковскій и всеа Русіи, илимоибояре. Писанъ въ царствуюіцемъ град Москв , въ д с иу пречистыя Богородицы и велшшхъ Чудотворцовъ Петра иіоны, л та 7136 Маія въ..депь. Подлпнннкъ находптся -у Гг. Рагозпныхь, Владнтірскои губерпін въ Гороховецкомъ у зд ; пиcam на большожъ лпстп, съ красною восковою на красномъ шелковомъ шнурк патріаршсю неtanibio. Въ коиц сооеруъная подппсь: смнрепиыіі Фи.іаретъ, Божіею мп.іостію Патріархъ Москопскіи и всеа Руси. П5. — 1628 Іюпя 1. ПАТРІАРШАЯ ЖАЛОВАНІІАЯ НЕСУДИМАЯ ГРАМ0ТА МАКАРЬЕВУ ЯІЕЛТОВОДСКОМУ МОНАСТЫРЮ no его возобновленіл. Бояиею милостію се азъ смпреітын велнкій господинъ и Государь свят йшіп Фпларетъ, Патріархъ царьствуюі^аго града Москвы и всеа Русіи, пожаловалъ есми Нижегородского у зда пресвятыя и живопаталпыя Троицы и прсподобпого Макарія, Желтоводского Чудотворца, новыя пустыныш строителя Аврамія съ братьею, что оии памъ билн челомъ о жаловалпой несудимой грамот , чтобъ въ тое пустыпьку пашимті десятииникомъ и поповскихъ старостамъ въ зжать ие вел ть. И азъ смиреішып великіГі господинъ и Государь свят пшш Филаретъ^ Патріархъ царьствующаго града Москвы и всса Русін, 33 слуіаю
Стр.1
258 Ne 1628 175. строителя Аврамія съ братьею пожадовалъ, свою жадованную несудимую грамоту дати имъ вел лъ: и непадобе тое пустыньки строителю Аврамію Сборное, ни Петровское, ни къстаростамъ поповскимъ съ тяглыми попы не тянуть, и иашимъ десятишшкомъ и поповскимъ старостамъ въ зжать въ тое пустыньку ни по что не вел ть, іі кормовъ своихъ и конскихъ и иныхъ никакііхъ пошлинъ не емлютъ, и тое пустыпьки строителя и старцовъ, слугъ и всего прпчету церьковнаго не судятъ ни въ чемъ; а кому будетъ тое пустыныш до строителя и до старцовъ, и до олугъ, н до крестьянъ, и до всего ирпчету церковпаго какое д ло, ино ихъ сужу язъ смиренііый велнкій господнпъ и Государь свят йшій Фил-аретъ, Патріархъ царьствующаго града Москвы и всеа Русіи, или кому прикажу бояромъ и приказнымъ своиыъ людемъ; а срочатъ нмъ иаши приставы передъ пами стати па три сропа. въ году, на Семень день Л топроводца, на Рождество Христово, ііа Троицыпъ депь, a MK.мо т хъ сроковъ по нихъ управныхъ и зазывныхъ. грамотъ. не емлютъ и приставовъ не посылаютъ. А платить съ тое пустыныш строителю наша церковная дань, въ нашу казиу, по окладнымъ ішигамъ, по новому дозору Ннжегородского Архапгелского протопопа Тимо ея съ товарыщи, 136 году, вдвое: дапи по двадцати по одному алтыну по четыре денги, десятплпичихъ по шти алтыпъ по четыре депгн, казен• ныхъ и платежпыхъ пошлинъ по семн алтыпъ, на годъ; а что впредь въ той пустын прибудетъ приходиыхъ людей, изъ пуста въ жпвущее, или отъ иныхъ церквей приходные людп учнутъ приходитп, и имъ съ того иовоприбылого приходу давати наша церковная дань въ нашу казuy по нашему уложенью. А в нчатн тое церкви б лымъ попомъ, въ своемъ прпход , отроковъ п вдовцовъ молитвы говоритп, и уыершпхъ скорою смертью похоронятн, безъ десятилничнхъ и отъ старостъ поповскихъ безъ знаменъ и безъ похоропиыхъ памятей- а похороняти т хъ людей, иадъ которы и учиіштся скорая смерть; . ^ кусомъ подавится, или кто кого ножемъ зар - жетъ^ или съ древа убьется, или утонетъ не купаючися, или отравною смертью умретъ, а не салъ себя отравить, н т хъ людей похороняти уцеркви Божін; а которой челов къ вина опьется, или удавптся, нли пожемъ зар жется, или съ качелей убьется, или своею охотою купаючися утопетъ, нли самъ себя отравитъ, или иное какое дурно самъ надъ собою учиіштъ своимн руками, и т хъ у церкви Божіи не похоропятп н иадъ ниыи не отп вати, а вел ть ихъ класть въ убогихъ дому, а не будетъ убогихъ дому, и ихъ класть въ пол , чтобъ отъ церкви далече. А про то сыскивати накр пко, чтобъ жешілись ни въ роду, ни въ племянн, ни въ куыоств , ни въ сватовств , и не четвертымъ бракомъ, ннеотъживыя жеиы мужъ, и неотъ жііва мужа жена; а ч^твертой бы бракъ отиюдъ не именовался. А в нечпыхъ пошлннъ имать: съ отрока по два адтыпа по три деиги, съдвоел?енца по четыре алтына по три денги, съ троеа^епца пошти алтынъ лотридепги; съ похоронной по гривп , съ почеревной по четыре алтына. по дв денги; да т в нечные знамена и имена женихомъ и нев стамъ вел ти писатн въ кігаги именно, каторого мясо ду и ы сяца и чиела, да т депги и т мъ денгамъ книги попомъ, за своими руками, привознть къ намъ къ Москв еъ даныо вм ст на срокъ, на Рояіество Христово, ежегодъ безпереводно; а изъ чужихъ прихсдовъ тое церкви попу отнюдъ, безъ десятилничья и отъ старостъ поповскихъ безъ знаменъ, свадебъ не в нчати и безъ похоронныхъ памятей умершихъ скорою смертію не похороняти. А дана сія наша жалованная грамота въ царьствуюіцеиъ град Москв . л та 7136 Іюня въ 1 деиь. — У подлинныя грамоты припись: «Филаретъ, Божіею милостію Патріархъ Московскій и всеа Pyciii.s Да у подлииныя жъ грамоты назади пишетъ: «Іоасафъ, Патріархъ Московскій и всеа Русіи, т> и Іо» спфъ, Патріархъ Московскій и всеа Русіи.а тСмиренііый Никонъ, Божіею ыилостію Патріархъ
Стр.2
ИІ Московскій и всеа Русіи.» «Божіею милостію Іоасафъ Патріархъ.» • Виписано пзъ Сборнпка грамотъ п другихъ актовъ Макаріева Желтооодскаго монастырл (конца XVII ».у, in fol", находліцагосл вь тамошнемь архтп. ІіО . — 1628 Августа 26. ПАТРІАРШАЯ ГРАМОТА въ НИЖЕГОРОДСКІЙ ПЕЧЕРСКІЙ МОНАСТЫРЬ о наказаніи дългка •эа найдениыл у него гадальныя тетради, Отъ Великого Государя свят ишаго Патріарха Фнларета Никитича Московского и воеа Русін, въ Нижней Иовгородъ, Печерского монастыря архимариту Рафаилу съ братьею. Писали есте къ намъ, что въ нын шнемъ во 136 году Марта въ 29 депь изв іцалъ теб архнмариту Рафаилу Кіевленинъ старецъ Варсунофей на церковного дьячка на Сеыейку Григорьева, что тотъ дьячокъ держнтъ у себя книпі недобрыя, ереспыя, да приговору полсемы строки; и, по нашему указу, тотъ дьячокъ Семейка про т тетрати роспрашиванъ, а въ роспрос сказалъ, что онъ т тетрати въ ііын шпемъ во 156 году Марта въ 4 день подпялъ .по Печерской дорог въ Дмитровской въ каменпой бащц , перешедъ каменной мостъ въ камепномъ іі^иту въ заворт , связаны и обверчены бумагою, и про т де онъ тетрати сказывалъ головщпку старцу Исих е да тому Кіевленину старцу Варсунофыо; а память де полсемы строки писана къ борб , а далъ ему Каргополской стр лецъ едкою звали, прозвище Молодой, и того де стр лца убили Литовскіе люди. И мы т хъ тетратей смотр лн, и т тетрати гадалныя, шіяиуются Рафли^ и т тетрати и писмо на столбц вел ли сжечь, а дьячка указали есмя послати къ вамъ же въ ыопастырь. — И какъ къ вамъ ся наша грамота придетъ, а иашъ сыпъ боярской Олекс й Матовъ въ Ннжней прі детъ и того дьячка въ моиастырь привезетъ, а вы бъ того дьячка взяли и вел ли его сковатн въ пожіше жел за и быть въ монастырскихъ черныхт. Семейка 259 службахъ годъ; а какъ годъ отойдетъ, и вы бъ о томъ отписали къ намъ, къ Москв , а отписку вел ли отдати въ нашемъ въ Дворцовоыъ Приказ дворецкому иашему Ивапу Васильевичу Биркину да дьяку нашсму Грнгорью Ивапову; а причастья ему, разв смертного часу, до нашего указу давать не вел ли. Писанъ на Москв , л та 7156 Августа въ 26 день. Подлпннтъ паидснъ as архивп Пижегородскаго Пегерскаго монастырл; ппсанъ столбцемъ на лпсткті, к торып, бъть ипкогда слотет пакетомъ н запегатат^пм етъ па оборотп надліпсь: въНижнеи Новгородъ, Печерского монастыря архимариту РоФаилу съ братьею.—137 Сентября въ 14 день прпвезъ государеву патріаршу грамоту патріаргаь сыпъ боярской Алекс й Матовъ. ІП . — 1628 Октября 20. ПАТРГАРШАЯ ГРАМОТА въ КОРЕЛЬСКІЙ Никольскій моИАСТЫРЬ объ отправленном'6 яъ оііый сын оолрскомъ Нехорошкгь Семигов ш его беззаконную жизнъ, Отъ Великого Государя свят йшаго Филарета Никитича, Патріарха Московского н всеа Русіи, въ Кор лской въ Ннколской монастырь игумену Сергію съ братьею. По нашему указу посланъ къ вамъ въ Кор лской въ Ннколской монастырь подъ начало, скованъ въ жел захъ, сыпъ боярской Иехорошко Семичовъ, съ нед лщнкомъ съ Иваномъ Татаршювымъ, за его великое воровство и за беззаконное за блудпое д ло, что опъ воровалъ, съ робами своими съ д вками ынопіжда блудилъ и прижилъ съ ними семеро робятъ, а т д вки межъ себя двоюродпые сестры; а послапъ къ вамъ подъ пачало до Иашего указу.—И какъкъ вамъ въ мопастырь того Нехорошка нед ліцикъ Иванъ Татариповъ привезетъ, и ты бъ игуменъ Серг й съ братьею того Нехорошка у нед ліцика Ивана Татарипова взяли и вел ли его въ хл бн сковать въ жел за, и вел ли бы ему па братью с яти мука и изъ печи выгребати пепедъ и всякую моиастырьскуіо черную работу работать, а кормнть
Стр.3
260 1628 178. его вел ти хл бомъ противъ одного брата, a ству велите ему давати противъ одного брата въпольт, и вел ти надъ нимъ надзирать старцу доброму; а какъ у васъ подъ началомъ случится бол зиь, и вы бъ ему давъ отца духовного вел ли его испов дать, а будетъ его постигнетъ смертная бол знь и смертньш часъ, и вы бъ его при смерти вел ли причастнть, и указати еыу иноческое начало по монастырьскому чину; и того вел ти беречь накр пко, чтобъ съ ыонастыря не ушелъ и дурна надъ собою никакого не учинилъ, а кром смертного часа не давати ему никакой святыни; а которого числа у нед ліцика у Ивапа Татаринова того сына боярского Нехорошка Семичова возмете, и вы бъ о томъ отписали къ намъ къ Москв , а отписку свою вел ли отдати въ нашемъ Розряд государеву боярину и нашему князю Ондрею Васильевичу Хилкову да нашему боярину Ивану Александровичу Колтовскому да дьякомъ нашимъ едору Рагозину да Гаврилу Леонтьеву. Писанъ на Москв , л та 7137 Октября въ 20 день. скаго монастыря, писанъ столбцемъ на 2-хъ лнсткахъ, сь скрппою no склейк : діакъ Подлнннпкъ, тъ архива Ннколаевского Корельедоръ Рагозинъ. Бшъ сложснъ пакетожь п запегатанъ красною восковою пегатыо, импетъ на оСоротп надпись: въ Кор лскои Николскоп монастырь игумену Серг ю съ братьею. П8 . — 1628 Декабря 29. ПАТРІАРША.Я ЖАЛОВАПНАЯ ГРАМОТА РжЕВСКОМУ СЕЛИЖАРОВУ МОНАСТЫРЮ. Божіею милостію се азъ смиренный великій господинъ и Государь свят йшій Патріархъ Филаретъ царьствующаго града Москвы и всеа Русіи, пожаловалъ есаш Ржевского у зда Селижарова монастыря игумена Іосифа и братью и того ыонастыря слугъ и крестьянъ и бобылей, что опи иамъ били челомъ, а сказали: была де у шіхъ жаловалная грамота невъ зжая, блаженлыя памати Царя и Великого Князя Василья Ивановича всеа Русіи, и та де грамота въ розоренье отъ Литовскихъ людей утерялася, и противъ де то грамоты дана грамота невъ зжая изъ Приказу Болшого Дворца, запришісью дьяка Ивана Болотникова, и пын ча де тотъ Селижаровъ монастырь в даютъ судотіъ и управою въ нашемъ въ Казенномъ Прпказ и то де грамоты Ржевскіе воеводы и Осташковскіе не слушаютъ, потому что та грамота взята неизъ нашегоКазенного Приказу, и имъ деп крестьяномъ чинятся отъ сторонъ продажи и убытки великіи; и намъ бы ихъ пожаловати, Еел ти имъ дати наша жаловалная невъ зжая грамота. И азъ сыиренный великій господинъ и Государь свят йшій Филаретъ, Патріархъ царьствующаго града Москвы и всеа Русіи, игумена Іоснфа' съ братьею, или кто по немъ въ томъ ыонастыр иные игумены и братья будутъ, пожаловалъ, свою жаловалную иевъ зжую грамоту дати имъ вел лъ: которые того ыопастыря игуменъ или черные попы, и дьяконы, и братья, и слуги, и служебиики, и крестьяия, и весь причетъ церковпый, и того монастыря служекъ и служебниковъ и монастырьскіе вотчины крестьянъ и бобылей во всякихъ управныхъ и въ духовныхъ д л хъ судомъ и управою, кром розбойныхъ и татиныхъ и убивственныхъ Д лъ) которые межъ ими, судъ и росправа, или кто сторонней челов къ побьетъ челомъ того монастыря на игумена и на братыо, и на ихъ слугъ и на служебниковъ и на крестьянъ, намъ Патріарху, ино ихъ сужу азъ смиренныи великій господинъ и Государь свят йшій Филаретъ, Патріархъ царьствуюи^аго града Москвы и всеа Русіи, или кому прикажу бояромъ и прпказнымъ своимъ людемъ; или кто также сторонніе люди учнутъ бить челомъ того моиастыря на слугъ и на крестьянъ и на служебниковъ, о суд и о управ , и онъ такъ же бей челомъ того монастыря игумену н брать , и онъ ихъ во всемъ да судитъ н росправу межъ ими чинитъ во всемъ по розсуженію, и пошлины емлетъ по уложенью; а бояря, и дворецкой, и по городомъ воеводы и пам стницы, и ихъ тіупы, и:
Стр.4
1629 всякіе приказные люди, того Сели.йарова монастыря всякнхъ людей не судять ни въ ч мъ, н не в даютъ, и приставовъ по нихъ ни въ ч мъ не посылаютъ, опричь розбою и душегубства и татбы и смертныхъ убивственпыхъ д лъ. А будетъ того монастыря игуменъ и братья, и слуги, и крестьяня, и всякіе церковные люди, учнутъ на кого насторониихь людей бить челомъ въ управныхъ д л хъ о суд : и пмъ искать на т хъ люд хъ по приказомъ, гд кто судимъ по городу; а сторонніе люди будетъ учнутъ встр - шно искать, и они отв чаютъ тутъ же, въ которомъ прішаз какомъ на стороннихъ людей учнуіъ кто чего искати; а кто сторонніе люди учнутъ бить челомъ того монастыря на игумена и на братью, и на слугъ и на служебниковъ, и на крестьянъ, о суд намъ Патріарху или бояромъ нашимъ, и того моиастыря игуменъ и братья, и слуги и крестьяня, учнутъ на нихъ встр шно искать, и сторонніе всякіе люди отв чаютъ тутъ же, передъ нашими бояры и передъ приказньши людми. А кому будетъ до того монастыря и до всего причету церковного какое д ло, ино ихъ сужу азъ смиреипый великій господипъ и Государь свят йшін Филаретъ, Патріархъ царьствующаго града Москвыи всеа Русіи, его игумена и братью, ^і слугь и служебниковъ, и крестьянъ, или кому прикажу бояромъ и приказнымъ своимъ людемъ. А срочатъ нмъ наши приставы передъ нами стати на три срока въ году: на Семепъ день Л топроводца, да на Рожество Христово, да па Троицыиъ день; а мимо т хъ сроковъ по нихъ управныхъ и зазывныхъ грамотъ и приставовъ не посылаютъ. А дана ему ся наша жаловаляая грамота въ л^арьствующемъ град Москв , л та 7157 Декабря въ 29 день. На подлинной грамотгь подписано: смиренный Филаретъ, Божіею милостію Патріярхъ Московскій и всеа Русн. Подлішшш, піісанніяіі на большомъ лнст съ красною внслою пеіатт, находптсл въ Селнхаровті монастырп. 261 П9 . —1629 Гепваря 51. ЦАРСКАЯ ГРА-]\а _179 ЫОТА НОВОГОРОДСКНМЪ ВОЕВОДАМЪ князю ПОЖАРСКОМУ и ГЛ ВОВУ каеательно дозволеніл хоЪитъ в% Новогородскіл церкви Русскимъ людлмъ, прі зж.имъ изъ уступлеН' пыссъ Швеціи земелъ. Отъ Царя и Велшого Князя Михаила едоровнча всеа Русіи, въ нашу отчину въ Великій Новгородъ, бояршіу нашему и воеводамъ кііязю Дмитрею Мцхайловичу Пожарсколу да Моис ю едоровичу Гл бову, да дъякомъ нашимъ Григорыо Волкову да Рахманину Болдыреву. Писали есте къ на.мь, что прі зжаютъ въ Ведикій Новгородъ съ Св йскія стороны изъгородовъ, изъ Ивапягорода, съ Лмы, съКопорья, изъ Ор шка, изъ Кор лы, ит хъ городовъ изъ у здовъ, для торгу, Рускіе люди, и бьютъ намъ челомъ, акъпамъ присыдаютъ челобитныя, чтобъ имъ поволити ходити въ Каменной городъ къ соборной церкв къ Соф и Премудрости Божіи и къ Новгородскшіъ Чудотворцомъ молитьея, а у васъ о томъ нашего указу н тъ; и }іамъ бы о томъ вел ти вамъ нашъ указъ учишіть.—И какъ къ вамъ ся наша грамота придетъ, а съ Св йскія стороны изъ городовъ, изъ Иванягорода, и изъ Ор шка, и изъ Кор лы, н т хь городовъ изъ у здовъ, учііутъ впредь для того Рускіе люди прі зжати и учнутъ намъ бити чсломъ, а къ вамъ присылать челобитпьи^ чтобъ имъ приходить молиться въ ГІов город въ соборную церковь Соф и Премудрости Божіи н къ Новгородскнмъ Чудотворцомъ, и вы бъ про т хъ людей вел ли розв дывать горазно, ис пошатались лн которые въ в р и пе присталпль къ люторской в р ; да будетъ которые въправославиой христіянской в р и посям ста тверды, и вы бъ т хъ людей вел ли пускать къ церквамъ, которые на посад , а въ Камепнои городъ въ соборную церковь Соф и Премудрости Бол^іи пускать ихъ не вел ли; а будетъ которыхъ розв даете, что оии въ православпой христіяпской в р пошатались, прпстали къ люторскуй в р , и вы бъ т хъ и на носад къ церквамъ
Стр.5
Акты,_собранные_в_библиотеках_и_архивах_Российской_Империи_Археографическою_экспедициею_Императорской_академии_наук__доп._и_изд._Высочайше_учрежденною_коммиссиею_1613-1645._Т._3_(2).pdf
24 1634. № Сшран. 514.—•ЛГагл.Огпискл СТГФЛЕЦКАГО сотнпкл. ЕСІІПОВХ о смерти ІІвана Шеіша 34 5 Маія 10. ПАМЛТ Ь СТР ЛЕЦКОМУ СОТИІІКУ Есппов т о препровождеши въ Ыоскву ^г да Ивана Шепна ' . 493 34 8 . . — 340.—Ьоня. ОТПІІСКА КЪГОСУДАГЮ НИЖЕГОГОДСКАГО ВОЕВОДЫ ШЕРЕМЕТЕВА О пріем у Лндрея Загряжскаго посланнаго въ Нижиій ІІовгородъ, на жптье, книзя Семеиа Прозоровскаго съ семегстБонъ 34 7 Сент. 20. ЦАГСКАЯ ГГАІЧОТА'НИЖЕГОР ОДСКОМ7 ВОЕВОДВ ШБРЕМЕТЕВТ ООЪ KS 1634. Спфан. отпуск въ Москву княая С.смспа Прозоров. скаго съ семейством-ь О.кт. У. ЦАРСКАЯ ГРАМОТА КАЗАНСКПМЪ ВОЕВОДАМЪ ШЕРЕМЕТЕВ У Н КОРОБЫІ - НУ ооъ отнуск изъ Казаші въ Москву Тимооея ІІзмаплова съ семеііствомъ. . . • . 4У4 . 495 349.— Окпі. І. ЦАРСКАЯ ГРАМОТА ЧЕБОКСАРСКОМУ ВОЕВОД ОПУХТИНУ о возвращеніп изъ Чебоксаръ въ Москву сыиа Артемія ПзмаГыова, Семеиа. . 494 — 350 . ВЫПИСКА II ЗЪ СТАТЕЙЫАГО СПІІСКЛ, СОДЕР;КАІЦАЯ ВЬ СЕВВ ЦАРСКІІІ УКАвТ. о срок д.ія сыска б глыхъ крестьянъ . . — Томъ Ш.
Стр.1