Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Проблемы современного образования

Проблемы современного образования №1 2020 (300,00 руб.)

0   0
Страниц263
ID695905
АннотацияЖурнал осуществляет оперативное распространение результатов актуальных теоретических и практико-ориентированных исследований в области образования, философии, педагогики и психологии, а также организацию обсуждений и дискуссий по проблемам развития отечественной науки и образования. Журнал основан в 2009 году на базе Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского. С октября 2015 г. издателем и распространителем журнала является Московский педагогический государственный университет. Тематика издания: журнал носит гуманитарный междисциплинарный характер и осуществляет публикацию статей по проблемам философии, психологии и педагогики, а так же широкому спектру исследований в сфере отечественного и зарубежного образования
Проблемы современного образования .— Москва : МПГУ .— 2020 .— №1 .— 263 с. — URL: https://rucont.ru/efd/695905 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Проблемы_современного_образования_№1_2020.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Проблемы_современного_образования_№1_2020.pdf
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий Лабораторией истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», главный научный сотрудник Учебно-научного центра приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (главный редактор) Богоявленская Д. Б., доктор психологических наук, профессор, руководитель группы диагностики творчества ФГНУ «Психологический институт РАО», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Брызгалина Е. В., кандидат философских наук, заведующая Кафедрой философии образования философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Вачков И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры общей психологии факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волкова Е. Г., кандидат философских наук, доцент Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Гончаров М. А., доктор педагогических наук, доцент, директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Грифцова И. Н., доктор философских наук, профессор, заведующая Кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Дмитриева Н. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Куликова С. В., доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», профессор РАО Лопаткова И. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Микешина Л. А., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Заслуженный деятель науки РФ Милованов К. Ю., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Обухов А. С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования современного детства Института образования ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Овчинников А. В., доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Поддьяков А. Н., доктор психологических наук, ординарный профессор, ведущий научный сотрудник лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента психологии факультета социальных наук ФГАОУ ВО НИУ «Высшая школа экономики» Семёнов А. Л., доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН, академик РАО, профессор Кафедры математической логики и теории алгоритмов механико-математического факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Семья Г. В., доктор психологических наук, профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Сорина Г. В., доктор философских наук, профессор Кафедры философии языка и коммуникации, руководитель Научно-образовательного центра «Философско-методологическое проектирование и принятие решений» философского факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Трифонова Е. В., кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Швецова М. Н., кандидат психологических наук, профессор Кафедры психологии образования Факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шелковников А. Ю., доктор философских наук, профессор Кафедры философии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Шнейдер Л. Б., доктор психологических наук, профессор, заведующий Кафедрой педагогической психологии ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», профессор Кафедры психологической антропологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 2
Стр.2
THE EDITORIAL BOARD M. V. Boguslavsky, ScD in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Senior Research Fellow at the Educational Scientific Center of Priority Researches and Problems of Preparation of Teaching Staff, Moscow Pedagogical State University (Editor in Chief) D. B. Bogoyavlenskaya, ScD in Psychology, Professor, Head of the Creativity Diagnostics Laboratory at “Psychological Institute of the Russian Academy of Education”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University E. V. Bryzgalina, PhD in Philosophy, Head of the Philosophy of Education Department at the Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University I. V. Vachkov, Professor at the General Psychology Department, Psychology Faculty of the the Institute of Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration E. G. Volkova, PhD in Philosophy, Assistant Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University M. A. Goncharov, ScD in Education, Associate Professor, Director of the Institute “Higher school of education”, Moscow Pedagogical State University I. N. Griftsova, ScD in Philosophy, Professor, Head of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University N. A. Dmitrieva, ScD in Psychology, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University S. V. Kulikova, ScD in Education, Professor, Rector, Volgograd State Academy of Postgraduate Education, Professor of the Russian Academy of Education I. V. Lopatkova, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University L. A. Mikeshina, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University, Honored Science Worker of Russian Federation K. Yu. Milovanov, PhD in History, Senior Researcher at the Laboratory of History of Pedagogy and Education at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. S. Obukhov, Leading Research Fellow at the Center for the modern childhood research, the Institute of Education, National research university Higher School of Economics, PhD in Psychology A. V. Ovchinnikov, ScD in Education, Associate Professor, Deputy Head, History of Pedagogics and Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education A. N. Poddyakov, ScD in Psychology, Full Professor, Senior Research Fellow at the Laboratory for experimental and behavioral economics of National Research University Higher School of Economics, Professor of Psychology Department at Faculty of Social Sciences of National Research University Higher School of Economics A. L. Semenov, ScD in Physics and Mathematics, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Academician of the Russian Academy of Education, Professor, Mathematical Logic and Theory of Algorithms Department, Mechanics and Mathematics Faculty, Lomonosov Moscow State University G. V. Sem’ya, ScD in Psychology, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University G. V. Sorina, ScD in Philosophy, Professor of the Philosophy of Language and Communication Department, Head of the Research-Educational Centre “Philosophical and methodological design and decision-making”, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University E. V. Trifonova, PhD in Psychology, Associate Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of childhood, Moscow Pedagogical State University M. N. Shvetsova, PhD in Psychology, Professor of the Education Psychology Department at the Moscow Pedagogical State University A. Yu. Shelkovnikov, ScD in Philosophy, Professor of Philosophy Department at the Institute of Social and Humanitarian education, Moscow Pedagogical State University L. B. Shneider, ScD in Psychology, Professor, Head of the Department of Pedagogical Psychology, Educational autonomous non-profit organization of Higher Education “Moscow Psychological and Social University”, Professor of the Psychological Anthropology Department at the Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 3
Стр.3
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ Бирман Н., доктор технических наук, ведущий специалист Информационного центра библиотеки Cecil H. Green Library Стэнфордского университета (США) Жадько Н. В., доктор педагогических наук, профессор Кафедры управления проектами ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Зинченко Ю. П., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, президент РАО, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» Ланин Б. А., доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Никандров Н. Д., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО, член президиума РАО THE EDITORIAL COUNCIL N. Birman, ScD in Technical sciences, Leading Expert at Cecil H. Green Library Information Center, Stanford University, USA N. V. Jadko, ScD in Education, Professor of the Projects management Department, Moscow City University Yu. P. Zinchenko, ScD in Psychology, Professor, Academician of the Russian Academy of Education, President of the Russian Academy of Education, Dean, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University B. A. Lanin, ScD in Linguistics, Professor, Senior Research Fellow at the Philological Education Center at the Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education N. D. Nikandrov, ScD in Education, Professor, Academician of the Russian Academy of Education РЕДАКЦИЯ Выпускающий редактор: Г. В. Альперина Редактор (перевод): М. А. Соколова Дизайн, верстка: Н. И. Лисова EDITORIAL STAFF Executive editor: G. V. Alperina Editor: M. A. Sokolova Design: N. I. Lisova Подписано к публикации 28.02.2020 © МПГУ, 2020 Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов, включенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук по следующим научным специальностям: 13.00.00 – Педагогические науки: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания; 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. 19.00.00 – Психологические науки: 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика; 19.00.04 Медицинская психология; 19.00.05 Социальная психология; 19.00.07 Педагогическая психология. 09.00.00 – Философские науки: 09.00.01 Онтология и теория познания; 09.00.03 История философии; 09.00.08 Философия науки и техники; 09.00.11 Социальная философия. Философские науки 09.00.00 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Родичева И. С., Суханова Н. П. Генезис идеи общественного прогресса в историко-философской мысли ................................................................................................................. 9 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Полянский Д. В. Страх как объект социального производства ............................................................ 16 Психологические науки 19.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Вачков И. В., Саликова Э. М. В. Метафорические представления о жизненном пути у студенческой молодежи ................................................................................................................. 24 Долганина В. В., Ширванян А. Э. Влияние социальных сетей на формирование психологической зависимости у студентов педагогического вуза: практический аспект ............ 39 Бочанцева Л. И., Завьялова А. Н. Групповой тренинг как психологическое средство коррекции школьной тревожности у детей младшего школьного возраста .................. 49 Москвина А. С. Формирование эстетической культуры детей младшего возраста: психолого-педагогические ориентиры ................................................................................... 61 Педагогические науки 13.00.00 МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Седых Т. Н. Концептуальный тупик в развитии современного российского образования и возможные пути выхода ................................................................................................... 70 Татаринцева Ю. А. Изменения профессиональных функций учителя в современной школе ................................................................................................................................... 84 Краснов С. В., Калмыкова С. В., Краснова С. А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации ......................................................................................................................... 89 Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ Матюшкина М. Д., Белоусов К. Ю. Исследование эффективности школы по различным критериям (результаты ЕГЭ и функциональная грамотность выпускников) ............................................................................................................................................... 102 ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Савченков В. И. Интегрированное прагматическое морально-нравственное воспитание старшеклассников ..................................................................................................................119 Реутова Л. П., Соловьева Е. В. Теоретические аспекты инкультурации личности иностранных студентов: ее сущность и структура ............................................................................. 126 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ Константинова Н. Д. Судьба учительских институтов в эпоху правления императора Александра II ........................................................................................................................ 133 Милованов К. Ю. Критика образовательной политики советской власти деятелями Российского педагогического Зарубежья .......................................................................... 139 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Третьяков А. Л. Научные основы организации экологического образования детей дошкольного возраста в педагогической теории .......................................................................149 Пекарь Е. В., Иваницкая Е. А. Развитие лидерских качеств в профессиональном становлении обучающихся на примере Школы кадрового резерва «Лидер» МГУ им. адм. Г. И. Невельского ............................................................................................................... 157 Шуайбова М. О., Минбулатова И. С. Системный подход к формированию безопасного образа жизни студенческой молодежи ............................................................................ 173 Штукарев Н. А. Терминологические аспекты взаимодействия основных категорий формирования антикоррупционной культуры бакалавра юриспруденции .......................................................................................................................................... 181 Корчемная Н. В. Системный анализ жизнедеятельности сообщества студентов, занимающихся киберспортом ................................................................................................................. 198 Жуковска А. А. Трудности, с которыми сталкивается студент-иностранец во время обучения на первом курсе российского вуза на русском языке ....................................... 205 Алексеенко Т. В., Даваа Ч. О. Сравнительное исследование интернальности личности взрослых тувинцев и русских (в контексте семейной эмоциональной коммуникации) ............................................................................................................. 212 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Ростовцев А. С. Развитие беглости и оригинальности мышления старшеклассников при решении задач, связанных с числами Фибоначчи ................................... 223 Холманских Ю. С. Технология критического мышления на занятии иностранным языком как фактор подготовки квалифицированного специалиста .................... 233 Буковский С. Л., Литвинов А. В. Креативное обучение грамматическим средствам общения английского языка в неязыковом вузе ............................................................... 242 Низамова Ч. И., Добротворская С. Г. Частные навыки самоорганизации студентов в учебном процессе .................................................................................................................. 250 Хованская Т. В. Методические подходы к формированию навыка подготовки оригинальных текстов у студентов при написании учебных работ ............................................... 258 Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 6
Стр.6
CONTENTS Philosophical Sciences 09.00.00 HISTORY OF PHILOSOPHY Rodicheva I. S., Sukhanova N. P. Genesis of the ideas of social progress in historicalphilosophical thought ...................................................................................................................................... 9 SOCIAL PHILOSOPHY Polianski D. V. Fear as an object of social production ................................................................................. 16 Psychological Sciences 19.00.00 EDUCATIONAL PSYCHOLOGY Vachkov I. V., Salikova E. M. V. Metaphorical representations of the life path of the students ............. 24 Dolganina V. V., Shivranyan A. E. The influence of social networks on the development of psychological dependence of students of the pedagogical higher education institution: practical aspect ............................................................................................. 39 Bochantseva L. I., Zavyalova A. N. Group training as a psychological tool for correcting school anxiety in children of primary school age ............................................................. 49 Moskvina A. S. Forming young children’s aesthetic culture: psychological and pedagogical guidelines .......................................................................................................................... 61 Pedagogical Science 13.00.00 MODERNIZATION OF EDUCATION Sedykh T. N. Conceptual impasse in the development of modern Russian education and possible ways out .................................................................................................................................... 70 Tatarintseva Ju. A. Changes in the professional functions of the teacher in modern school ................. 84 Krasnov S. V., Kalmykova S. V., Krasnova S. A. Blended learning in the epoch of digital transformation ............................................................................................................................... 89 Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 7
Стр.7
CONTENTS Matyushkina M. D., Belousov K. Yu. Study on the efficiency of schools by different criteria (unified state examination results and functional literacy of school leavers) ......................... 102 THEORY OF EDUCATION Savchenkov V. I. Integrated pragmatic moral education of high school students ...................................119 Reutova L. P., Solovyova E. V. Theoretical aspects of the personality’s inculturation of foreign students: its essence and structure ........................................................................................... 126 HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION Konstantinova N. D. Teacher-training institutions under the reign of emperor Alexander II ................................................................................................................................................... 133 Milovanov K. Yu. Criticism of the soviet educational policy by the Russian émigré educators .......................................................................................................................................... 139 NEW RESEARCH IN EDUCATION Tretyakov A. L. The scientific basis for organizing environmental education of preschool children in pedagogical theory .............................................................................................149 Pekar E. V., Ivanitskaya E. A. Development of leadership skills in the professional formation of trainees as exemplified by “Leader” career reserve school of MSU named after admiral G. I. Nevelskoy ......................................................................................................... 157 Shuaybova M. O., Minbulatova I. S. System approach to forming a safe lifestyle of students ..................................................................................................................................................... 173 Shtukarev N. A. Terminological aspects of interrelation of main categories of forming the anti-corruption culture of the bachelor of laws .............................................................. 181 Korchemnaya N. V. System analysis of life activity of a community of students involved in e-sport ........................................................................................................................................ 198 Zhukovska A. A. Difficulties faced by a foreign student during their first year of study at a Russian university in the Russian language ....................................................................... 205 Alekseenko T. V., Davaa Ch. O. Comparative study of the internality of the personality of adult Tuvans and Russians (in the context of family emotional communication) .......................................................................................................................... 212 INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION Rostovtsev A. S. Developing fluency and originality in senior class students’ thinking when solving problems related to Fibonacci numbers ............................................................ 223 Kholmanskikh Yu. S. Technology of critical thinking at foreign language classes as a factor of training a qualified specialist .............................................................................................. 233 Bukovsky S. L., Litvinov A. V. Creativity-based technique of grammar teaching of the English language in non-linguistic university .............................................................................. 242 Nizamova Ch. I., Dobrotvorskaya S. G. Students’ particular skills of self-organization in the educational process ........................................................................................ 250 Khovanskaya T. V. Methodical approaches to students developing the skill of original texts preparation while academic writing ............................................................................. 258 Проблемы современного образования | № 1 | 2020 | http://www.pmedu.ru 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.