Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Искусство Кузбасса: от Позднего Средневековья до середины XX века (220,00 руб.)

0   0
Первый авторОленич Людмила Владимировна
АвторыПопова Наталья Сергеевна, КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц116
ID683251
АннотацияУчебное пособие направлено на формирование знаний об основных тенденциях в истории искусства Кузбасса. Текст пособия включает в себя материалы исследования архитектуры и изобразительного искусства, бытовавшего на территории Кузбасса с XVII века до середины 1950-х годов.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК
Кому рекомендованоПособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и ссузов культуры и искусства, а так-же всех интересующихся вопросами регионального искусства.
ISBN978-5-8154-0442-7
УДК7.036.1(571.17)(075.8)
ББК85.103(2) +85. 113(2)(253.3)я73
Оленич, Л. В. Искусство Кузбасса: от Позднего Средневековья до середины XX века : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 "Теория и история искусств", профиль "Искусствоведение", квалификация (степень) выпускника "бакалавр" / Н. С. Попова; КемГИК; Л. В. Оленич .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2018 .— 116 с. — Библиогр.: с. 96-98. — ISBN 978-5-8154-0442-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/683251 (дата обращения: 30.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Искусство_Кузбасса_от_Позднего_Средневековья_до_середины_XX_века.pdf
УДК 7.036.1(571.17) (075.8) ББК 85.103(2)+85.113(2)(253.3)я73 О53 Утверждено на заседании кафедры культурологии социально-гуманитарного факультета КемГИК 26.02.2018 г., протокол № 7. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социально-гуманитарного факультета КемГИК 26.03.2018 г., протокол № 6. доцент кафедры теории искусства и культурологии Алтайского государственного университета, Рысаева Т. Д., кандидат искусствоведения, член ВТОО «Союз художников России». Нехвядович Л. И., доктор искусствоведения, Рецензенты: О53 Оленич, Л. В., Попова, Н. С. Искусство Кузбасса: от Позднего Средневековья до середины ХХ века [Текст]: учеб. пособие для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Л. В. Оленич, Н. С. Попова. – Кемерово: КемГИК, 2018. – 116 с. ISBN 978-5-8154-0442-7 Учебное пособие направлено на формирование знаний об основных тенденциях в истории искусства Кузбасса. Текст пособия включает в себя материалы исследования архитектуры и изобразительного искусства, бытовавшего на территории Кузбасса с XVII века до середины 1950-х годов. Пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств», профиль «Искусствоведение», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и ссузов культуры и искусства, а также всех интересующихся вопросами регионального искусства. УДК 7.036.1(571.17)(075.8) ББК 85.103(2) +85. 113(2)(253.3)я73 ISBN 978-5-8154-0442-7 © Л. В. Оленич, Н. С. Попова, 2018 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2018 2
Стр.2
ОТ АВТОРОВ Пластические искусства в Кузбассе имеют очень древнюю историю, восходящую к каменному веку. Ее вершили десятки разных этносов, языки которых отразились и в местной топонимике, вобравшей кетские, южносамодийские, тюркские диалекты. В течение столетий многие сибирские племена сосуществовали, культурно обогащая друг друга. Искусство этих народов, представленное в музеях как археологические объекты, далеко не всегда имеет генетическую связь с современными жителями Сибири. Уже нет ираноязычных скифов и сменивших их согдийцев, которые жили в Южной Сибири больше тысячи лет назад. С VI века н. э. на территорию Кузбасса проникают тюрки, потомками которых в настоящее время являются татары нижнетомские, шорцы, телеуты и другие коренные народы. Их этнокультурные традиции отразились в народном искусстве, стали образной формой ритуальных и бытовых предметов, сохраняющих актуальность и в современной жизни этих национальных общностей. С XVI века в историю Притомья вошли русские переселенцы, которые расширили морфологию местной художественной культуры, ввели в нее новые виды и жанры искусства, отделили народное творчество от высокоспециализированного мастерства. Осваивая чужое пространство, русские люди вступали в культурный диалог с аборигенами. По соседству с юртами и чумами появлялись православные церкви, а шорские способы металлообработки стали известны кузнецам-переселенцам. XVII столетие – последний этап Средневековья, обозначенный глубокими переменами в культурной жизни, ускорением ее развития, – соединяет Западную Сибирь с общероссийским процессом исторического перехода в Новое время. В XVIII веке вместе с реформами Петра I изменялось и искусство. Секуляризация проникала во все слои сибирской реальности. Становление городов вело к активизации каменного строительства. Возникли артели зодчих, которые специализировались на возведении масштабных церковных зданий. Кроме местных иконописных школ, где развивалось церковное искусство, появились отдельные светские художники: и русские, и иностранцы – члены научных экспедиций или пленные после войны со шведами. При некотором отставании художественного развития сибирское искусство тоже воспринимает новые стилистические веяния. Доминирующим стилем становится барокко, которое проявляется синтетически: в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. В домах 3
Стр.3
зажиточных сибиряков рядом с иконами теперь находят место произведения светских мастеров. XIX век стал эпохой широкого распространения всех видов и форм профессионального искусства в Сибири. Важным стимулом для этого была интенсификация промышленности и вызванных ею новых волн переселенцев, имеющих свои эстетические потребности. Война 1812 года сплотила сибиряков вокруг идеи единства страны. Усилился интерес к окраинам России, удовлетворить его могли художники, имеющие академическое образование. Они добровольно приезжали в Сибирь, занимались педагогической деятельностью, продолжали участвовать в научных экспедициях, с натуры изображая пейзажи, этнические типы, бытовые сцены. К концу столетия прокладка железной дороги усилила культурный обмен. Искусство Томской губернии, куда входила и часть Кузнецких земель, преодолевало те же этапы художественной жизни, что и другие территории за Уралом. Вызревает интерес к реализму и модерну в творчестве живописцев и графиков. В зодчестве утверждается полистилизм. На рубеже XIX–XX веков в культуре отчетливей обозначаются противоречия между традициями и стремлением к новизне. Оленич Л. В. Искусство Кузбасса в I половине ХХ века переживает трудный, но интересный период. Разрыв с метрополиями, поставлявшими кадры художников и искусствоведов, атомизация творческого процесса, разнонаправленность художественных направлений и стилевых тенденций усложняют процесс осмысления современных проблем искусства. Однако именно в этот трудный период происходит становление в обществе устойчивого интереса к особенностям истории искусства сибирских регионов. Если в 1960–1970-е годы исследование искусства региона являлось неотъемлемой частью государственной политики в области культуры и искусства, то с 1980-х годов изучение тенденций и внутренних процессов в российских регионах стало обязанностью и прерогативой местных искусствоведов, заботой областных и городских музеев и региональных отделений ВТОО «Союз художников России». С 1990-х годов в региональных центрах Сибири издаются энциклопедии, именные справочники, сборники архивных материалов, освещающие художественную жизнь сибирских городов ХХ века. В основе мотивации авторов публикаций об искусстве лежит профессиональный интерес, сконцентрированный на работе с музейной коллекцией или на отражении деятельности регионального отделения ВТОО «Союз художников России». Данные публикации становятся фундаментом для исследований аналитического харак4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ От авторов………………………………………………………..……... 3 Введение.………………………………………………………..………. 6 Глава 1. Искусство Кузбасса периода Позднего Средневековья и начала Нового времени…………………..…………………… 7 1.1. Народное искусство коренных народов Сибири и русских переселенцев в структуре художественной культуры XVII – первой половины XVIII века (Оленич Л. В.)………………….………………. 7 1.2. Профессиональное искусство периода Позднего Средневековья. Архитектура (Оленич Л. В.)…………………………….………… 15 1.3. Профессиональное искусство периода Позднего Средневековья. Живопись (Оленич Л. В.)………………………………….……… 18 1.4. Церковное искусство Кузбасса в период второй половины XVIII–XIX веков. Архитектура (Оленич Л. В.)…………...………….. 21 1.5. Церковное искусство Кузбасса в период второй половины XVIII–XIX веков. Живопись (Оленич Л. В.)……….………………… 30 Глава 2. Изобразительное искусство и архитектура Кузбасса 1900–1950-х годов……………………………………………………… 34 2.1. Художественная жизнь городов Западной Сибири 1900–1930-х годов (Попова Н. С.)……………………………………...…………….. 34 2.2. Творчество живописца В. Д. Вучичевича-Сибирского (Оленич Л. В.) …………………………………………………….………….. 46 2.3. Тенденции в градостроительстве городов Кузбасса в 1910– 1930-е годы (Попова Н. С.)…………………………………………..… 66 2.4. Творчество Й. Б. ван Лохема в Кемерове (Попова Н. С.)…….…. 73 2.5. Стилевые тенденции в архитектуре Кузбасса второй половины 1920-х – 1930-х годов (Попова Н. С.)……...………………………….. 83 2.6. Художественная жизнь Кемерова и Новокузнецка 1940– 1950-х годов (Попова Н. С.) …………...……………………………… 90 Заключение……………………………………………………………… 95 Список использованной литературы……………. …………………… 96 Приложение. Краткий биографический справочник………………… 99 115
Стр.115

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ