УДК 001.89(075.8)
ББК 72я73
М29
Утверждено на заседании кафедры технологии документальных
коммуникаций КемГИК 08.11.2017 г., протокол № 3.
факультета информационных и библиотечных технологий КемГИК
29.11.2017 г., протокол № 2
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Рецензенты:
М29
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Мартынова, Е. В., Щербинин, А. А.
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»;
Жегульская Ю. В., кандидат педагогических наук, доцент,
Кишина Е. В., кандидат филологических наук, доцент,
Информационное обеспечение профессиональных коммуникаций:
методика создания научной статьи [Текст]: учебное пособие по
направлению подготовки 51.04.06 «Библиотечно-информационная
деятельность», профиль «Теория и методология информационноаналитической
деятельности», квалификация (степень) выпускника
«магистр» / Е. В. Мартынова, А. А. Щербинин. – Кемерово: КемГИК,
2018. – 127 с.
ISBN 978-5-8154-0421-2
Пособие посвящено изучению основ подготовки научной статьи в сфере библиотечно-информационной
деятельности. Раскрыты базовые информационные
модели, используемые как основа изложения текста: жанровые, компонентов аналитического
текста, композиционные, смысловые. Представлены модели информационного
сопровождения текста научной статьи: аннотации, реферата, списка использованных
источников, рецензии. Аспектные модели рефератов демонстрируются
на русском и английском языках. Характеризуются информационные модели, отражающие
специфику содержания статей по библиотечному делу в научных и публицистических
профессиональных изданиях.
Учебное пособие имеет практическую направленность, раскрывая формализованные
правила и приемы подготовки научной статьи на основе информационных моделей.
Пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки
51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профиль «Теория и
методология информационно-аналитической деятельности», квалификация «магистр».
Оно может быть полезным широкому кругу специалистов в области библиотечно-информационного
дела.
УДК 001.89(075.8)
ББК 72я73
ISBN 978-5-8154-0421-2 © Е. В. Мартынова, А. А. Щербинин, 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Виды профессиональных публикаций могут быть различными:
тезисы, публицистические и научные статьи, монографии, методические
разработки, учебные пособия и др.
Лица, желающие получить научную степень, и специалистыпрактики,
представляющие опыт своей работы, чаще всего публикуют
статьи. Являясь малым жанром, статья способна передавать достаточно
многоаспектную информацию и демонстрировать высокий
уровень информативности при лаконичности изложения.
Нарастающий поток публикаций в изданиях по специальности
повышает и усложняет требования к качеству изложения, что затрагивает
не только содержательные характеристики статей, но и
их информационное сопровождение (аннотации, рефераты, ссылки,
списки использованных источников). В связи с указанными обстоятельствами
в данном учебном пособии предпринята попытка оказать
практическую помощь начинающим авторам в создании научной
статьи.
Изложение учебного материала построено на демонстрации
информационных моделей текстов, которые представляют собой
формализованные схемы, образцы, условные образы (речевые обороты,
синтаксические конструкции и т. п.). Такой подход оправдан,
поскольку формализованные приемы сочинения статьи в виде наглядных
моделей, построенных на конкретных примерах, заимствованных
из публикаций, делают текст данного учебного пособия воспроизводимым,
понятным и доступным для освоения начинающим
авторам – молодым ученым и практикам в области библиотечноинформационной
деятельности.
Ряд объективных обстоятельств обусловил формализованный
подход к созданию статей и демонстрации информационных моделей
текстов, направленных на формирование авторских навыков сочинения.
Прежде всего, это развитие моделирования как метода научного
познания.
3
Стр.3
Моделирование как метод научного познания стало активно
разрабатываться начиная со второй половины XX века. Внимание к
этой теме со стороны философов и других исследователей, заинтересованных
в обобщении конкретных результатов, не снижается до настоящего
времени.
Вопросами моделирования занимались такие известные философы
и ученые, как В. А. Штофф, Б. А. Глинский, И. Б. Новик, К. Б. Баторев,
А. И. Уемов, Я. Г. Неуймин, Г. И. Рузавин, С. В. Степнин и др.
Возрастающий интерес ученых, вызванный значимостью и актуальностью
данного метода познания во многих направлениях научных
исследований, заставил исследователей подвергнуть специальному
рассмотрению его роль в библиотековедении. Моделирование как метод
библиотековедческой науки представлен в коллективной монографии
«Библиотековедческие исследования: методология и методика»
[5], работах В. С. Крейденко [33, 34].
Модели в библиотековедении и практике работы библиотек
рассмотрены в монографии Н. С. Редькиной [57]. Она выделяет следующие
основные направления:
– концептуальные модели библиотек (В. Н. Маркова, О. Л. Лаврик,
И. П. Пикунова, Е. Ю. Гениева и др.);
– модели развития библиотек и управления библиотечными ресурсами
(Е. Б. Артемьева, Л. А. Кожевникова, Т. В. Дергилева,
Л. К. Бобров, Л. Л. Диденко и др.);
– метод моделирования в библиотечных технологических процессах
(Л. К. Голубев, С. А. Езова, Н. Н. Шабурова и др.);
– модели профессионального библиотечного образования и компетенций
библиотечных специалистов (О. В. Абалакова, Л. В. Грекова
и др.).
При этом рассмотрены различные модели, начиная с эмпирических
и кончая математическими.
В монографии Н. С. Редькиной особо отмечено значение информационно-аналитических
моделей. Этому направлению посвяти4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………. 3
Глава 1. Базовые информационные модели научной статьи……. 9
1.1. Статья: понятие, виды, модели жанрообразующих и аналитических
основ текста…………………………………………........ 9
1.2. Композиционная модель содержания научной практикоаналитической
статьи……………………………………………… 22
Резюме к главе 1……………………………………………......…... 43
Контрольные вопросы и задания к главе 1……………………….. 45
Список рекомендуемых источников к главе 1…………………… 45
Глава 2. Специфика моделей практико-аналитических статей
в профессиональных изданиях……………………………………. 47
2.1. Модели смыслового содержания знаний об объектах отображения:
характерные черты, роль автора. Модели информационного
сопровождения статьи..................................................... 47
2.2. Отличительные особенности моделей практико-аналитических
статей в публицистических периодических изданиях... 68
Резюме к главе 2…………………………………………………… 79
Контрольные вопросы и задания к главе 2………………………. 81
Список рекомендуемых источников к главе 2…………………... 81
Заключение…………………………………………………………. 84
Список использованной литературы и источников …………….. 86
Приложение А. Модели речевых оборотов и лексические единицы,
используемые в научных практико-аналитических статьях
(Справочный материал)……………………………...…………. 94
Приложение Б. Аспектные модели рефератов к научным практико-аналитическим
статьям по библиотечно-информационной
деятельности на русском и английском языках (Справочный
материал)……………………...…………………………………….. 103
Приложение В. Оценка качества научной практико-аналитической
статьи…………………………………………………….…. 124
126
Стр.126