УДК 793.31(075.8)
ББК 85.325я73
Б72
Утверждено на заседании кафедры народного танца
КемГИК 24.04.2018 г., протокол № 9.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
факультета хореографии КемГИК 25.04.2018 г., протокол № 8.
декан факультета хореографии Кемеровского государственного
института культуры;
Палилей А. В., кандидат педагогических наук,
профессор кафедры балетмейстерского творчества,
Рецензенты:
Сингач Н. П., профессор кафедры хореографии
Алтайского государственного института
декан факультета хореографии Кемеровского государственного
института культуры.
Палилей А. В., кандидат педагогических наук,
профессор кафедры балетмейстерского творчества,
культуры, заслуженный работник культуры РФ.
Ответственный редактор:
Б72
Бочкарева, Н. И.
Теория, методика и практика русского народного танца [Текст]:
учебно-методическое пособие для обучающихся по направлению
подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство» / Н. И. Бочкарёва.
– Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. – 128 с.
ISBN 978-5-8154-0446-5
Пособие содержит материалы, освещающие региональные особенности
исполнения русского народного танца, рассматривает роль педагога в формировании
творческой направленности обучающихся, вопросы теории,
методики и практики преподавания русского народного танца. Пособие
может быть использовано в учебном процессе студентами направления
подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (Руководство
любительским хореографическим коллективом), а также педагогами по
русскому народному танцу, балетмейстерами ансамблей народного танца.
УДК 793.31(075.8)
ББК 85.325я73
ISBN 978-5-8154-0446-5
© Бочкарева Н. И., 2018
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2018
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
«Теория, методика и практика русского народного танца»
как предмет обучения является одной из профилирующих дисциплин
по хореографическому искусству в вузах культуры.
Цель данной дисциплины – изучение хореографической
культуры России, ее стилистики, разнообразной манеры исполнения
народных танцев в различных регионах, краях, областях
России. Знание хореографической культуры не самоцель, а фундамент,
который служит развитию профессиональных способностей
обучающихся, их творческого потенциала, реализация которого
возможна через знание народного танцевального творчества,
праздников, обрядов, обычаев, традиций, музыкального и
танцевального фольклора. Данная дисциплина имеет непосредственный
выход на практическую деятельность будущих балетмейстеров.
Данное
учебно-методическое пособие соответствует цели
дисциплины и способствует формированию таких профессиональных
компетенций, как:
умение применять полученные знания в творческопрактической
и научной деятельности;
самостоятельность, инициатива, способность к самообразованию
на протяжении всей творческой карьеры;
знание типологии хореографических форм русского народного
танца в их стилевом многообразии в различном жанровом
материале;
умение анализировать особенности творческого почерка,
стилистику и постановочные методы мастеров русской народной
хореографии;
способность анализировать факторы формирования и закономерности
развития современного пластического языка;
умение оценить перспективы развития хореографического
искусства.
3
Стр.3
Материалы для учебной дисциплины «Теория, методика и
практика русского народного танца» накоплены благодаря усилиям
выдающихся мастеров сцены и хореографической педагогики.
Так, книга А. Лопухова, А. Ширяева, А. Бочарова «Основы
характерного танца» (1939 г.) стала отправной вехой в становлении
и развитии школы русского народного танца. Педагогические
труды и исследования балетмейстеров Т. Устиновой,
Т. Ткаченко, К. Голейзовского, О. Князевой, А. Климова, Н. Надеждиной
и в настоящее время считаются базовыми в подготовке
специалистов. Заметное место в обогащении теории и практики
русского народного танца занимают труды хореографовсовременников
– Г. Богданова, Н. Заикина, Н. Сингача, Г. Власенко,
А. Мельника, А. Палилея и др.
Сегодня ведущими педагогами страны издаются учебные
пособия с описанием как традиционных, так и авторских русских
народных танцев. В течение длительного времени был накоплен
богатый опыт в теории и практике предмета, тем не менее,
ощущается потребность в дальнейшем обогащении материала,
в его систематизации. В зависимости от поставленных в
работе целей, предмет обучения рассматривается представителями
разных хореографических направлений по-разному, а отсюда
существует противоречивость суждений и подходов к его
преподаванию. Кроме того, множество педагогических приемов,
способов подачи материала, принципов отбора изучаемых элементов
и танцев порождает стихийность в образовательном процессе.
В
данном учебно-методическом пособии логически обобщен
материал по методике преподавания одного из основных
разделов дисциплины в профессиональном хореографическом
образовании: «Региональные особенности русского народного
танца и его сценическое воплощение».
При подготовке учебно-методического пособия автором
использованы собственные статьи по указанной тематике, опуб4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности исполнения русского
народного танца……………………………………………. 7
1.1. Традиции танцевального творчества регионов России……………………………………………………………….
7
1.2. Методика изучения различных групп движений на примерах
региональных отличительных признаков народного
танца……………………………………………………............. 17
1.3. Принципы сочинения танцевальной комбинации……..... 47
Глава 2. Развитие профессиональных качеств в подготовке
балетмейстеров в вузах культуры………………….. 54
2.1. Сценическое воплощение русского народного танца и
художественно-эстетические принципы народного костюма……………………………………………………………….
54
2.2. Традиции и новации в преподавании русского народного
танца и их влияние на развитие профессиональных качеств
обучающихся……………………………………………. 64
2.3. Формирование профессиональных умений и навыков
обучающихся в процессе прохождения практики…………… 75
Глава 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
и условия ее реализации.…………………………………….. 80
3.1. Методические указания по работе с учебно-методической
литературой…………………………………………….. 80
3.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы обучающихся………………………………… 92
3.3. Вопросы и задания для текущего и промежуточного
контроля………………………………………………………… 96
Заключение.................................................................................. 119
Список рекомендуемой литературы и источников…………... 120
Приложение……………………………………………………. 125
127
Стр.127