УДК 7
ББК 85
В41
Редакционная коллегия:
А. В. Шунков, ректор КемГИК, доктор филологических наук,
доцент (председатель); В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук,
доцент КемГИК; Л. Ю. Егле, кандидат культурологии, доцент КемГИК;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК (раздел 1);
Г. С. Елисеенков, профессор КемГИК (раздел 2);
Т. Ю. Казарина, доцент КемГИК (раздел 3); А. А. Гук, доктор философских наук,
профессор КемГИК; Е. Ю. Светлакова, кандидат философских наук, доцент
КемГИК (раздел 4); О. В. Ртищева, кандидат философских наук, доцент КемГИК.
Ответственные редакторы:
Т. Ю. Казарина, директор института визуальных искусств КемГИК, доцент;
Н. С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии КемГИК.
Рецензенты:
В. И. Марков, доктор культурологии, профессор КемГИК;
Т. М. Степанская, доктор искусствоведения,
профессор Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
В41
Визуальные искусства в современном художественном и информационном
пространстве [Текст]: сб. науч. ст. / под общ. ред.
А. В. Шункова; ред.: Н. С. Попова, Г. С. Елисеенков, А. А. Гук,
Е. Ю. Светлакова, Т. Ю. Казарина; предисл. Т. Ю. Казариной,
Н. С. Поповой; пер. О. В. Ртищевой. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т
культуры, 2017. – Вып. 2. – 378 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0403-8
Сборник включает научные статьи, в которых рассматриваются историкокультурные,
социокультурные, теоретические, практические и профессиональнопедагогические
аспекты изучения изобразительного искусства, дизайна, декоративно-прикладного
искусства, экранных искусств, фотографии, дизайн-образования и
художественного образования.
УДК 7
ББК 85
ISBN 978-5-8154-0327-7
ISBN 978-5-8154-0403-8
© Авторы статей, 2017
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………... 3
Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Фролова
Т. В. (г. Кемерово, Кемеровский областной художественный
колледж). Роль творческо-экспозиционной деятельности художественного
колледжа в контексте формирования социокультурного пространства………………………………………………………………………..
7
Дрозд А. Н. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Остров Ольхон как объект художественного осмысления
и графической интерпретации……………………………………………….. 18
Воронова И. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Образ Вильнюса: синтез стилей и форм…………………….… 30
Коробейников В. Н. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Особенности пейзажного жанра в произведениях
кемеровских художников……………………………………………………... 44
Щербакова Е. О. (г. Кемерово, Кемеровский областной художественный
колледж). Творческие поиски выразительности в станковой графике
А. М. Ананьина (из фондов Кемеровского областного художественного
колледжа)………………………………………………………………………. 55
Воронова И. В., Крюкова М. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный
институт культуры). Специфика формообразования в проектах
национального модерна Антонио Гауди……………………………….. 63
Шостацкая О. В. (г. Новосибирск, Новосибирский государственный
педагогический университет). Педагогические условия развития целостного
цветовосприятия учащихся в общеобразовательной школе на занятиях
по изобразительному искусству……………………………………….. 76
Беляева И. Г., Цаплина С. П., Федорова А. В. (г. Смоленск, Смоленский
государственный институт искусств). Выставочная деятельность учреждений
культуры г. Смоленска: художественный, культурологический,
педагогический аспект………………………………………………………… 80
Вовк Е. В. (г. Кемерово, МАОУДО «Детская художественная школа
№ 19»). Роль пленэра в образовательном процессе художественной
школы…………………………………………………………………………… 89
374
Стр.374
Боровинская А. В. (г. Новосибирск, Новосибирский государственный
педагогический университет). Развитие творческого мышления учащихся
детской художественной школы в процессе обучения станковой
композиции………………………..…………………………………………… 98
Попова Н. С. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Формотворчество Юрия Александровича Белокриницкого… 105
Раздел 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА
Елисеенков Г. С. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Концептуальные и художественные проблемы современного
дизайна…………………………………………………………………………. 114
Безрукова Е. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). К проблеме соотношения понятий «художник» и «дизайнер»,
их сущностных характеристик……………………………………………….. 122
Пашкова И. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Минимализм в графическом дизайне………………………….. 132
Соловьева Я. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Графический дизайн как тотальное проектирование………… 148
Мхитарян Г. Ю. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Фотографика в структуре дизайна……………………….. 155
Мелкова С. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Стили фешн-иллюстрации в мире моды………………………. 163
Ковалева А. В., Харлова О. Н., Ваниева О. В. (г. Новосибирск, Новосибирский
технологический институт (филиал) Российского государственного
университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство),
Новосибирский государственный педагогический университет). Дизайн
одежды на основе методики «Позитивного восприятия целостного образа
коллекции»……………………………………………………………….. 169
Рысаева С. Ф. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Проблема становления промышленного дизайна в Кузбассе… 176
Казарина Т. Ю. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Типология изображений в композиции современного визуального
искусства………………………………………………………………… 187
Казарин С. Н. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Разработка стилистики графической композиции в работах
студентов-дизайнеров…………………………………………………………. 195
375
Стр.375
Алексеев А. Г. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Графические средства создания положительного образа
товара в рекламе……………………………………………………………….. 202
Карпенко В. О. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Концепция веб-сайта для Кемеровского регионального отделения
Союза дизайнеров России……………………………………………... 209
Раздел 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Галаганова
Е. З., Маркова Н. М. (г. Кемерово, Кемеровский областной
художественный колледж). Визуальный аспект городской культуры:
от места жительства к месту бытия………………………………………….. 216
Треска В. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Скульптура как элемент формирования городской среды…… 224
Беляева О. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Особенности декоративно-прикладного искусства русских
Западной Сибири……………………………………………………………… 232
Носова Е. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Анималистический жанр в современной художественной
керамике (на примере студенческих работ)……………………………..….. 240
Агеева Т. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Создание окарин и их разнообразие…………………………… 246
Егорова С. Е. (г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический
университет). Развитие декоративного мышления школьников
15–17 лет на занятиях резьбой по дереву в системе дополнительного
образования……………………………………………………………………. 254
Миненко Л. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Проблемы в обучении студентов дисциплине «Методика
преподавания декоративно-прикладного искусства и народного творчества»…………………………………………………………………………..
259
Шушарин П. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Общие проблемы передачи формы в живописи и рисунке
в современной высшей школе………………………………………………... 270
Раздел 4. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКРАННЫХ
ИСКУССТВ И ФОТОГРАФИИ
Гук А. А. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт культуры).
Фотографическое произведение как текстовое образование……... 279
376
Стр.376
Гулик В. Л. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Фотография художественная и функциональная……………… 286
Мерзликина А. Ю. (г. Москва, Московский государственный институт
культуры). У истоков отечественного фотографического образования… 295
Хилько Н. Ф. (г. Омск, Сибирский филиал Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева).
Экология культуры в кинообслуживании как часть культурного
ландшафта малых городов Омской области в поздний советский
период………………………………………………………………………….. 302
Генова Н. М. (г. Омск, Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского). Значение фестивального движения в подготовке
профессиональных кадров актеров театра и кино на факультете
культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского………………………. 311
Никольский А. В. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Мифология как инструмент современного визуального
искусства……………………………………………………………………….. 318
Светлакова Е. Ю. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Феномен правды в документальном кино: историкокультурный
аспект……………………………………………………………. 326
Баженов А. С. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Методика изучения дисциплины «Кино-, видеомонтаж»
на примерах экспериментальных работ Льва Владимировича Кулешова… 336
Светлаков Ю. Я. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Шахтёры Кузбасса на экране: исторический обзор…….. 341
Куркова Н. С. (г. Кемерово, Кемеровский государственный институт
культуры). Цифровые технологии и анимационное искусство…………… 351
Милькова А. С. (г. Новосибирск, Новосибирский государственный педагогический
университет). Мультипликация как синтез искусств……….… 365
377
Стр.377