Петр КРАСНОВ
Жемчужины в имперской короне
OCR, корректура: Бахурин Юрий, e-mail: www.georgi21@inbox.ru
"Родина", No 5, 2004 год
Генерал-лейтенант Петр Николаевич Краснов (1869-1947) был известен советскому
читателю исключительно как ярый враг советской власти. Соратник Керенского по октябрю 17-го,
белоказачий атаман, автор лозунга "Хоть с чертом, но против большевиков", эмигрант,
гитлеровский пособник, казненный по приговору Военной коллегии Верховного суда... О том, что
рожденный в Петербурге сын генерала, казака донской станицы Каргинской, являлся личностью
куда более глубокой, читатель смог узнать лишь в последние годы. Атаман Краснов, к удивлению
многих, оказался плодовитым литератором, автором почти двух десятков романов и повестей,
неутомимым путешественником, наблюдательным военным корреспондентом. Льва Толстого из
генерала конечно же не получилось, но стиль и дарование Петра Николаевича вполне позволили бы
ему занять далеко не последнее место в иерархии современных ему советских литераторов. Пример
тому -- небольшой очерк конца 1930-х годов, который предлагается вниманию читателей.
Одиннадцать казачьих войск -- одиннадцать жемчужин в блистательной короне Российской
Империи. Три городовых казачьих полка -- три бурмицких зерна Белого Царя. Донское, Кубанское,
Терское, Уральское, Сибирское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Семиречен-ское, Амурское
и Уссурийское казачьи войска -- у каждого своя история, -- у кого, уходящая в даль веков, к истокам
земли Русской, у кого еще недолгая, молодая жизнь искусственно продвинутых "на линию" полков, -- все
покрыты неувядаемой славой походов и боев, сражений и побед. У каждого был свой неприятель, свой
театр военных действий, свои в песнях воспетые герои.
Три городских полка -- Красноярские, Иркутские и Енисейские казаки -- три горододержца,
хранителя порядка в Сибири, на далеком Сибирском тракте.
Кроме Астраханцев и Красноярцев -- я знал их всех. С одними прожил тесною жизнью на
протяжении десятков лет, с другими связан годами, проведенными вместе в трех войнах, третьих видал
только в лагерях, на ученьях. Всех успел оценить и горячо полюбить.
* * *
Казаки приходили на службу на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со
своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и
пиками. Как поется в казачьей песне:
...Он с походом нас поздравил,
Отдавал строгой приказ: -Чтобы
были у вас, ребята,
Ружья новыя Берданы.
Шашки вострыя в ножнах...
Казаки снаряжались дома и вполне готовыми приходили в полки. Юношами-"малолетками" они
обучались военному зелу, жили в лагерях, и полковая жизнь им была знакома и не страшила их.
Они не боялись лошади. Конь входил в семью казака, был тесно связан с его бытом. Казаки
любили своего коня, как члена семьи, как связь с домом.
Казаки несли воинскую повинность все поголовно, без льгот. В казачьей семье -- и отец, и дед, и
прадед -- и, далеко в века уходя, все были воины; служили и старший, и младший брат, и оттого
создавалась традиция службы и уважения к ней.
По стенам казачьего куреня висели фотографии тех, кто служил раньше, портреты начальников и
героев. О них пели песни казачки, их поминали и знали.
Стр.1