П.Н. Краснов
Атаманская памятка
Краткий очерк истории Л.-Гв. Атаманского Его Императорского Высочества Государя Наследника
Цесаревича полка
1775-1900
ГЛАВА I. Прошлое донских казаков
Места, где жили казаки. -- Татары. -- Кто такие казаки. -Жизнь старых донцов. -- Поиски за
добычей. -- Присяга русскому Государю. -- Казачьи полки. -- Земледелие на Дону. -- Образование других
войск.
Лейб-Гвардии Атаманский полк с самого основания своего был казачьим полком. Все чины его
родились и выросли среди донских степей, и станицы и хутора Тихого Дона дороги нашему атаманскому
казачьему сердцу.
Казак -- тот же русский. И вера у казаков или православная, или по старому обряду, как у русских,
и говорят казаки тем же чистым русским языком, как говорят и на Руси, и любят матушку Россию и Царя
Батюшку, как любит их всякий русский человек.
Разница в службе казака и солдата, в обычаях, в самой одежде произошла давно вследствие того,
что все наши предки, кости которых покоятся под курганами в широкой степи, умерли не тихо и мирно на
постели от старости и болезней, а нашли славную смерть и мученический венец, защищая Россию от татар
и турок.
Триста пятьдесят лет тому назад на тех местах, где стоят русские города Николаев, Одесса,
Симферополь, Ялта, Азов, Ростов, где служат наши станичники в 7-м и 8-м донских полках, жили татары.
Все побережье Черного и Азовского морей, истоки Дона и Днепра были заселены татарами. Татары
пришли на русские земли давно, более шестисот лет назад, поработили русских и долго заставляли
предков Государя нашего, князей Московских, платить им дань.
Но русские собрались с силами и при князе Дмитрии Ивановиче Донском в 1380 году прогнали
татар за Воронеж, к полудню; при Царе Иване Грозном забрали Казань и Астрахань; татары остались
только в низовьях Дона, в Крыму да в заманычских степях.
Татары были народ беспокойный. Они мало занимались земледелием, а жили грабежами и войной.
То и дело они собирались и шли походом на Воронеж, Орел, Рязань, несколько раз доходили и до самой
Москвы. Они не объявляли войны, не предупреждали нашего Царя, а шли прямо, уничтожая города, села
и деревни и забирая крестьян в плен.
Как теперь для охранения покоя войск выставляют цепь сторожевых застав, так и тогда пришлось
за Воронежем постановить цепь таких застав, которые давали бы знать о приближении татар. Заставы эти
занимали казаки.
Казак -- слово татарское и значит "вольный", "свободный". Русские крестьяне не были
свободными, они принадлежали своим помещикам, были их крепостными. Кто из них уходил от
помещика, тот шел на границу русскую к Тихому Дону и записывался в казаки.
У казаков домов не было, земли они не обрабатывали, а тех, кто брался за плуг, нещадно били
плетьми, чтобы бросил мужицкую привычку. Жили они в камышовых шалашах, которые разоряли и
сжигали, как только прослышат о приближении татар, а питались тем, что удастся с бою отбить у татар,
охотой на зверя и рыбною ловлей.
На высоких местах они насыпали курганы, на курганах ставили вышки, откуда далеко наблюдали,
что делается в степи. Остатки курганов и вышек и теперь еще можно видеть кое-где на Дону.
Женатых между казаков не было. Не было потому и детей. Но число казаков не уменьшалось.
Постоянно приходили туда беглые люди, а также те, кому тесно было на земле, кому хотелось потешить
молодецкую руку в бою с татарином.
Никто не любопытствовал, откуда и почему идет человек к казакам. Спросят только: "В Бога
веруешь?" -- "Верую" -- "А ну перекрестись!" -- и если приходящий крестился, то его принимали к себе,
снабжали одеждой, оружием, давали коня, и становился он казаком.
Чтобы решать между казаками споры, начальствовать на походе, выбирали они себе старшого -атамана,
а в помощь ему есаулов. А дела поважнее решали все вместе казачьим кругом.
Стр.1