Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638907)
Контекстум
Электро-2024

Алексей Степанович Хомяков (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБоголюбов Николай Михайлович
Издательствотип. Губ. правл.
Страниц72
ID66168
Боголюбов, Н.М. Алексей Степанович Хомяков : (Ист.-психол. очерк) / Н. Боголюбов; Н.М. Боголюбов .— : тип. Губ. правл., 1905 .— 72 с. — URL: https://rucont.ru/efd/66168 (дата обращения: 14.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1-го мая 1904-то года исполнилось 100 л тъ со дня рожденія Алекс я Степановича Хомякова. <...> Не по мотивамъ досужаго историка, охотно стирающаго пыль в ковъ со всякой давно забытой гробницы, не въ качеств и любителя—психо лога, съ интересомъ всматривающагося въ духовный ростъ всякой личности, я стараюсь воспроизвести предъ читателемъ образъ Алекс я Степановича Хомякова. <...> Интересы спеціальнаго знанія мн въ данномъ случа чужды. <...> Мысли, продуманныя въ свое время Алекс емъ Степановичемъ, могутъ помочь намъ разр шить воп росы, которые и въ настоящую минуту не мен е настоятель но требуютъ себ разр шенія. <...> Д ло Хомякова, его взгляды еще не стерты временемъ, они не сд лались еще исключительнымъ достояніемъ архива; напротивъ, въ настоящую мину ту его слово можетъ встр тить даже бол е горячіі и бол е. разумный откливъ, ч мъ въ свое время. <...> Хомяковъ первый открылъ положительныя начала русской" жизни, уясяилъ ихъ и поставилъ предъ мыслящимъ созна-4 ніемъ въ качеств живыхъ началъ. <...> - 2 Память же о тавихъ лицахъ, которые ум ли отыскать д йствительныя, истинныя начала, созидающія жизнь, отыс кать лоложителышя с мена жизни среди всевозможныхъ наслоеній и наростовъ, подъ которыми они скрываются въ по вседневной житейской сутолок , выд лить ихъ и поставить отчетливо предъ разумнымъ сознаніемъ людей—память о такихъ лицахъ навсегда должна остаться въ народ живой; эти лица всегда будутъ производить благотворное вліяніе. <...> Каждый челов къ, старающійся жить осмысленно,—рано или поздно,—но всегда неизб жно сталкивается съ д йствительной жизнью и ея обычнымъ теченіемъ; и это <...>
Алексей_Степанович_Хомяков.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Алексей_Степанович_Хомяков.pdf
-N •' - ' чь — -^^Г^І^^Г^ ^ ^ А Ш т. {Шсторжко-ііеііісологжч[есяі& оч ркъ). М№1 ІІх ^ ХАРЬКОВЪ. Типоірафія Губернскаю Правленія Петровскій пер., д. Ж 17. 19 0 6.
Стр.1
/ /ЧІ ; ZA ^ / i Отд льные оттиски изь №№ 20—22 зк. „В ра и Разумъ" за 1906 . /• •і ' + ь • ..,H(jTE«A.'t \ 200705060
Стр.2
Алеко й Степанович Хомяковъ. (ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСК1Й ОЧЕРКЪ) 1). 1-го мая 1904-то года исполнилось 100 л тъ со дня рожденія Алекс я Степановича Хомякова. Не по мотивамъ досужаго историка, охотно стирающаго пыль в ковъ со всякой давно забытой гробницы, не въ качеств и любителя—психолога, съ интересомъ всматривающагося въ духовный ростъ всякой личности, я стараюсь воспроизвести предъ читателемъ образъ Алекс я Степановича Хомякова. Интересы спеціальнаго знанія мн въ данномъ случа чужды. Вспомнить личность, родившуюся 100 л тъ тому назадъ, вспомнить ея живыя чувства и думы меня побуждаютъ вопросы и нужды сові)еменн^жи?ии. Мысли, продуманныя въ свое время Алекс емъ Степановичемъ, могутъ помочь намъ разр шить вопросы, которые и въ настоящую минуту не мен е настоятельно требуютъ себ разр шенія. Д ло Хомякова, его взгляды еще не стерты временемъ, они не сд лались еще исключительнымъ достояніемъ архива; напротивъ, въ настоящую минуту его слово можетъ встр тить даже бол е горячіі и бол е. разумный откливъ, ч мъ въ свое время. Хомяковъ первый открылъ положительныя начала русской" жизни, уясяилъ ихъ и поставилъ предъ мыслящимъ созна-4 ніемъ въ качеств живыхъ началъ. !) Источникомъ ж мавнымъ пособіемъ при составленіи настоящаго очерка: сагуяотли „'Полное собраніе сочинешй А. О. Хомяіова". Изд. 2. Москва 1878 и изд. 3. Москва. 1900; Завитневиіъ, А. С. Хомяковъ. (Труды Еіевской Духовное Академіи. 1898—1901). -
Стр.3
2 Память же о тавихъ лицахъ, которые ум ли отыскать д йствительныя, истинныя начала, созидающія жизнь, отыскать лоложителышя с мена жизни среди всевозможныхъ наслоеній и наростовъ, подъ которыми они скрываются въ повседневной житейской сутолок , выд лить ихъ и поставить отчетливо предъ разумнымъ сознаніемъ людей—память о такихъ лицахъ навсегда должна остаться въ народ живой; эти лица всегда будутъ производить благотворное вліяніе. Каждый челов къ, старающійся жить осмысленно,—рано или поздно,—но всегда неизб жно сталкивается съ д йствительной жизнью и ея обычнымъ теченіемъ; и это столкновеніе во многихъ случаяуъ завершается полним^ байкротствомъ со стороны чедов ка, нер дко челов ка, богато одареннаго и много, повидимому, об щавшаго. Зам чая несоотв тствіе д йствительной жизни своимъ идеальнымъ стремленіямъ, челов къ начинаетъ вид ть въ ней одни отрицательныя явленія, одни уродливости, и эти уродливости своей массой, своимъ безчисленныхъ количествомъ давятъ его; онъ не находитъ для себя здоровой атмосферы и всл дствіе этого гибнетъ. А между т мъ действительная жизнь таила въ себ положительные зародыши, воспринявши которые, онъ могъ бы развиться и усовершенствоваться, гибнетъ следовательно потому, что не обладалъ бол е чуткой душой и бол е острымъ зр - ніемъ. Такое явленіе можетъ произойти даже съ очень талантливою личностью. Вотъ почему такія лица, какъ Хо^яковъ, остаются въ качеств руководителей долгое время, и съ каждьщъ покол ніемъ ихъ образъ все бол е и бол е растетъ, ихъ слово становится бол е ^ивымъ и могучимъ, ихъ думы и ихъ вопросы бод е родственными ихъ отдаленнымъ потомкамъ, чіжь ихъ современности Конеці первой половины и начало второй прошедшаго стол тія занимаетъ литературная д ятельность Алекс я Степановича ^. Это время навсегда рстанется въ исторіи самосознанія русскаго народа знаменательной эпохой. < ?) Аіекс й Степановича родился Ьго мая 1804 года въ Москэ на Ордынх , въ приход Егорія, что на Всяоль . По отцу и матери, урожденной Кир » «ведой, онъ принадіежаіъ къ старинному русскому дворянскоиу роду.
Стр.4
3. Только что прозвучала, чаруя все русское общество, художественная п сня А. С. Пушкина. Какъ в яніе весны, она лилась свободно, легко, игриво; это была п сня начинающейся жизни, только что пробудившейся отъ долгол тней зимней спячки. Бодрая, св жая, гармоничная, очаровательная даже въ своихъ наивностяхъ, какъ сама юность, она въ звучныхъ аккордахъ изливала свое торжество, славила радость жизни, -св та солнца. Въ ней чувствовалось, что „съ улыбкой ясною природа сквозь сонъ встр чала утро годаа . Геній русскаго народа пробудился; обнаружилось его внутреннее богатство, •его глубокая чуткость къ гармоніи, къ идеальной красот . Между т мъ повседневная д йствительность представляла бо* л е, ч мъ ужасный видъ. Достаточно вспомнить, что въ это время Россія была еще кр постнической страной, что духъ кр постничества отравлялъ всю ея жизнь, чтобы понять, какъ глубоко долженъ былъ быть оскорбленъ такой д йствительностью геній народа, отразившійся въ поэзіи Пушкина, какъ онъ долженъ былъ быть ст сненъ въ своемъ развитіи, и какъ тяжелы должны были быть его страданія. Понятно, какъ должно было это отозваться на духовномъ развитіи русскихъ людей. Дв личности изъ этой эпохи выступаютъ, какъ характерные и въ высшей степени любопытные прим ры того гибельнаго сл дствія, которое производило отсутствіе сознанія живыхъ началъ русской жизни на нормальный расцв тъ талантливыхъ, богато одаренныхъ отъ природы натуръ. Это—Гоголь и Герценъ. Первый не могъ оторваться отъ родной почвы; его художественный талантъ, какъ онъ отравился въ Вечерахъ близъ Диканьки, кр пко соединялъ его съ русской душой, съ сердцемъ русскаго челов ка; онъ инстинктивно чувствовадъ зд сь что-то дорогое, великое и въ высшей степени сильное. Вспомнимъ его обращеніе къ Руси. „Русь! Русь! Вижу тебя, изъ моего чуднаго, прекраснаго далека тебя вижу. Б дно, разбросано и непріютно въ теб ; не развеселятъ, не испугаютъ взоровъ дерзкія дива природы, в нчанныя дерзкими дивами искусства... Открыто пустынно и ровно все въ теб ... Но какая же непостижимая, тайная сила влечетъ къ теб ? Почему слышится и раздается въ ушахъ немолчно
Стр.5