Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Брак у чуваш (190,00 руб.)

0   0
Первый авторПрокопьев Константин Прокопьевич
ИздательствоТипо-лит. Ун-та
Страниц65
ID66059
Прокопьев, К.П. Брак у чуваш / Свящ. К. Прокопьев; К.П. Прокопьев .— : Типо-лит. Ун-та, 1903 .— 65 с. — URL: https://rucont.ru/efd/66059 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БРАКЪ У ЧУВАПІЪ. (jpgl'b разное время и разными лицами написано не >Щмало статей и зам токъ о брак чувашъ. <...> Они благосклонно удостоили своего вййманія и чувашъ. <...> Во вс хъ указанныхъ трудахъ, за исключеніемъ статьи г. Магнитскаго (въ Каз. <...> При томъ, вс указанные авторы, говоря о брак чувашъ, им і и въ виду чувашъ только Казанской губ., преимущест венно Чебоксарскаго и Ядринскаго у здовъ, и совершенно не касаются чувашъ другнхъ губорній. <...> Между т мъ, насколько можно судить по им ющимся у насъ св д ніямъ 8 ), брачный ритуалъ въ наибол е полной форм сохранился у чувашъ Симбирской губ. <...> Для знакомства съ молодежью чужихъ деревень служатъ „посид нки а 2}. катанья съ горъ, куда выходятъ и прі хавшія изъ чужихъ деревень на посид нки д вушки (ларма хёрсем), и базары. <...> Поэтому нисколько не удивительно, что самъ женихъ у чувашъ на сватовство не здитъ. <...> 2 ) Чуваш, д вушки очень любятъ здить зимою къ родственникамъ съ пряжей на жосид нки. <...> Разспросивъ о состояніи родителей жениха, о ихъ родн , родители нев сты, еслинайдутъ возможнымъ принять предложеніе, посылаютъ къ дочери сноху (если есть таковая въ дом , а если н тъ, идетъ сама мать) спросить, согласна-ли она выйти заму'жъ за такого-то. <...> Въ составъ приданаго входятъ: лошадь (кобыла) или, по б дности, жеребенокъ, ко рова или телка, н сколько штукъ овецъ, шуба, кафтанъ, пе рина, подушки, войлокъ, женскія туалетныя, головныя и нагрудныя принадлежности изъ бусъ и серебряныхъ монетъ, какъ-то: хушпу, тевет, алка, шелкеме и др. <...> ^. Вс хъ туалетныхъ принадлежностей въ общей сложности бываетъ на сумму отъ 10 до 100 руб. и бол е; кром того выговари вается н сколько рубахъ и портовъ для жениха, подарки <...>
Брак_у_чуваш.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Брак_у_чуваш.pdf
Свящ. К. Прокопьевъ. тп у тт% ^ SUISSE 3 TEffl т[ Типо-литографія ИМПЕРАТОРСКАГО Университета 1 О О 3
Стр.1
Печатано по опред ленінх Оов та Общества Арх ологія, Исторіи Этнографіи при Императорском^ Казанскомъ Универснтет . Секретарь Общества И. Горталовъ. Оттискъ иаъ Изв стій Общества Археологіи, Исторіи и Этнографія при Импсраторскомъ Каванскомъ Университет* 1903 г. т. XIX.
Стр.2
БРАКЪ У ЧУВАПІЪ. (jpgl'b разное время и разными лицами написано не >Щмало статей и зам токъ о брак чувашъ. КратЕІя зам тЕи по этому вопросу находятся въ этнографическихъ трудахъ исторіографа Миллера ^, академиковъ Палласа, Георги, Рычкова и Лепехина 2 ). Но эти зам тки весьма кратки, неполны, при томъ—въ нихъ немало опіибокъ и неточностей. Это вполн понятно: указанные ученые пробыли въ Казанскомъ кра сравнительно не долго; языка м стныхъ инородцевъ они не понимали, поэтому знакомились съ бытомъ инородцевъ черезъ толмачей; некоторые изъ нихъ сами лично не были даже ни въ одномъ инородческомъ селеніи и свои зам тки писали на основаніи разсказовъ разныхъ служилыхъ людей г. Казани. Бол е подробныя описанія чувашскаго брака находимъ въ этнографическихъ трудахъ и зам ткахъ, от^ Возвращаясь въ 1743 г. изъ ученаго путешествія по Сибири, опъ остановился въ Казани, собралъ нисколько св - д ній объ инородцахъ зд шней губерніи и составилъ сочиненіе „Описаніе живущихъ въ Казан, губ. языческихъ народовъ". 2 ) Въ 1768—1773 гг. по повел нію Императрицы Екатерины II многіе изъ членовъ Академіи Наукъбыли отправлены въ ученое путепіествіе для описанія Россіи. Изъ нихъ названные выше академики пос тили и описали между прочимъ и Казанскій край. Они благосклонно удостоили своего вййманія и чувашъ. * 1
Стр.3
носящихся къ прошлому вКжу, именно: у г-жи А. А. Фуксъ 1 у В. Сбоева 2 минскаго 4 нитскаго 6 ), у Прот. В. П. Вишневскаго 3 ), у священника Н. Каменскаго 5 ), у свящ. Гр. Львова 7 ), J, у г. Нур), у В. К. Маг). Во вс хъ указанныхъ трудахъ, за исключеніемъ статьи г. Магнитскаго (въ Каз. Губ. В д.), чувашскій бракъ описывае^я г ШЩк рсц стороны обрядовой, и то часто съ ошибкам^ и штШ Её%атрогиваются водросы юридическаго (правового) дарактера, какъ-то: о возраст брачущихся, о родств , о лравахъ мужа и жены и др. При томъ, вс указанные авторы, говоря о брак чувашъ, им іи въ виду чувашъ только Казанской губ., преимущественно Чебоксарскаго и Ядринскаго у здовъ, и совершенно не касаются чувашъ другнхъ губорній. Между т мъ, насколько можно судить по им ющимся у насъ св д ніямъ 8 ), брачный ритуалъ въ наибол е полной форм сохранился у чувашъ Симбирской губ. Поэтому, кажется, не лишня и не безъинтересна будетъ для желающихъ познакомиться съ бытомъ и положеніемъ инородцевъ наша попытка описанія и изсл доваяія брака чувашъ. ^ Записки о Чувашахъ; стр. 26—71; также въ сборн. „Этнографія и статистика Каз. Губ." 1834 г., стр. 162— 170, 211—212. 2 стр. 26—40; 75—76; 81, 158—162. 3 4 ' ь ) Изсл дованіе объ инород. Каз. г б. Казань, 1856 г., ) О религ. пов рьяхъ чувашъ, стр. 20—25. ) „Инор. приходы." Прав. Обозр. 1863 г., ноябрь. ) Соврем, остат. языч. и проч. Казань, 1879 г., стр. 26—29. 6 ) „Очеркъ юридич. быта чувашъ". Каз. Губ. В д. 1868 г., №№ 85—89, 93; его же „Матер, къ объясн. стар, чув. в ры., стр. 200—218. 7 8 ) „Языч. браки чув." Изв ст. по Каз. еп. 1898 г. № 10. ) Осенью 19 0Г г. нами были разосланы вопросные пункты относительно брака чувашъ къ знакомымъ инородческимъ священникамъ разныхъ губерній, на которые и получены отв ты отъ сл дующихъ священниковъ: с. ПІемурши, Симбир. г.. Ф. И. Иванова; с. Новыхъ Алгашей, Симб. г., В.
Стр.4
о Форма заключенія брака. Брачный ритуаіъ у чувапть бываетъ полный и неполный. Первый—когда чувашинъ женитъ сына „Qypacjca", т. е. по предварительному согласгю и договору съ нев стой и ея родителями. Второй—когда "чувашинъ женитъ сына „вйрласа", т, е. похищая нев сту. Бъ посл днемъ случа свадебный ритуалъ совершается наскоро, съ значительными сокращеніями. Опишемъ первый, предварительно зам тивъ, что брачный ритуалъ совершается у чувашъ одинаково какъ у язычннковъ, такъ и у христіанъ. Сватовство. Чувашская молодежь знакомится другъ съ другомъ чаще всего въ хороводахъ, которые начинаются нед ли за три до Троицы и продолжаются до „Семика" 1 ), а м стами до с нокоса. Для знакомства съ молодежью чужихъ деревень служатъ „посид нкиа 2 }. катанья съ горъ, куда выходятъ и прі хавшія изъ чужихъ деревень на посид нки д - вушки (ларма хёрсем), и базары. „Едва-ли кто такъ любитъ пос щать базары, какъ чуваши; нер дко они здятъ на нихъ ни для чего бол е, какъ, по ироническому выраженію русскихъ, „базаръ д лать", и не отказываютъ въ этомъ удовольствіи обоего пола молодежи, гд посл дняя и знакомится для будущихъ супружескихъ связей" 3 ). Поэтому нисколько не удивительно, что самъ женихъ у чувашъ на сватовство не здитъ. Родители, задумавшіе женить сына, спрашиваютъ его, есть-ли у него на прим т нев ста, и въ болыпинств слуД. Дмитріева; с. Табурданова, Еаз. г., В. Е. Ефремова; с. Стюхина, Самар. г., А 0. Михайлова. Многое о брак чувашъ изв стно пишущему эти строки, какъ природному чувашину, изъ личныхъ наблюденій и разспросовъ чувашъ разныхъ м стностей. 1 2 ) Праздяикъ, начинающійся въ четвергъ предъ Троицей. ) Чуваш, д вушки очень любятъ здить зимою къ родственникамъ съ пряжей на жосид нки. 3 ) Магнитскій, Еаз. Туб. В д. 1868 г., № 86. 1*
Стр.5