БРАКЪ У ЧУВАПІЪ. (jpgl'b разное время и разными лицами написано не >Щмало статей и зам токъ о брак чувашъ. <...> Они благосклонно удостоили своего вййманія и чувашъ. <...> Во вс хъ указанныхъ трудахъ, за исключеніемъ статьи г. Магнитскаго (въ Каз. <...> При томъ, вс указанные авторы, говоря о брак чувашъ, им і и въ виду чувашъ только Казанской губ., преимущест
венно Чебоксарскаго и Ядринскаго у здовъ, и совершенно не касаются чувашъ другнхъ губорній. <...> Между т мъ, насколько можно судить по им ющимся у насъ св д ніямъ 8 ), брачный ритуалъ въ наибол е полной форм сохранился у чувашъ Симбирской губ. <...> Для знакомства съ молодежью чужихъ деревень служатъ „посид нки а 2}. катанья съ горъ, куда выходятъ и прі хавшія изъ чужихъ деревень на посид нки д вушки (ларма хёрсем), и базары. <...> Поэтому нисколько не удивительно, что самъ женихъ у чувашъ на сватовство не здитъ. <...> 2
) Чуваш, д вушки очень любятъ здить зимою къ родственникамъ съ пряжей на жосид нки. <...> Разспросивъ о состояніи родителей жениха, о ихъ родн , родители нев сты, еслинайдутъ возможнымъ принять предложеніе, посылаютъ къ дочери сноху (если есть таковая въ дом , а если н тъ, идетъ сама мать) спросить, согласна-ли она выйти заму'жъ за такого-то. <...> Въ составъ приданаго входятъ: лошадь (кобыла) или, по б дности, жеребенокъ, ко
рова или телка, н сколько штукъ овецъ, шуба, кафтанъ, пе
рина, подушки, войлокъ, женскія туалетныя, головныя и нагрудныя принадлежности изъ бусъ и серебряныхъ монетъ, какъ-то: хушпу, тевет, алка, шелкеме и др. <...> ^. Вс хъ туалетныхъ принадлежностей въ общей сложности бываетъ на сумму отъ 10 до 100 руб. и бол е; кром того выговари
вается н сколько рубахъ и портовъ для жениха, подарки <...>
Брак_у_чуваш.pdf
Свящ. К. Прокопьевъ.
тп у тт%
^ SUISSE
3 TEffl
т[
Типо-литографія ИМПЕРАТОРСКАГО Университета
1 О О 3
Стр.1
Печатано по опред ленінх Оов та Общества Арх ологія, Исторіи
Этнографіи при Императорском^ Казанскомъ Универснтет .
Секретарь Общества И. Горталовъ.
Оттискъ иаъ Изв стій Общества Археологіи, Исторіи и Этнографія при
Импсраторскомъ Каванскомъ Университет* 1903 г. т. XIX.
Стр.2
БРАКЪ У ЧУВАПІЪ.
(jpgl'b разное время и разными лицами написано не
>Щмало статей и зам токъ о брак чувашъ. КратЕІя
зам тЕи по этому вопросу находятся въ этнографическихъ
трудахъ исторіографа Миллера ^, академиковъ Палласа,
Георги, Рычкова и Лепехина 2
). Но эти зам тки весьма кратки,
неполны, при томъ—въ нихъ немало опіибокъ и неточностей.
Это вполн понятно: указанные ученые пробыли въ Казанскомъ
кра сравнительно не долго; языка м стныхъ инородцевъ
они не понимали, поэтому знакомились съ бытомъ
инородцевъ черезъ толмачей; некоторые изъ нихъ сами лично
не были даже ни въ одномъ инородческомъ селеніи и свои
зам тки писали на основаніи разсказовъ разныхъ служилыхъ
людей г. Казани. Бол е подробныя описанія чувашскаго брака
находимъ въ этнографическихъ трудахъ и зам ткахъ, от^
Возвращаясь въ 1743 г. изъ ученаго путешествія по
Сибири, опъ остановился въ Казани, собралъ нисколько св -
д ній объ инородцахъ зд шней губерніи и составилъ сочиненіе
„Описаніе живущихъ въ Казан, губ. языческихъ народовъ".
2
) Въ 1768—1773 гг. по повел нію Императрицы Екатерины
II многіе изъ членовъ Академіи Наукъбыли отправлены
въ ученое путепіествіе для описанія Россіи. Изъ нихъ
названные выше академики пос тили и описали между прочимъ
и Казанскій край. Они благосклонно удостоили своего
вййманія и чувашъ.
*
1
Стр.3
носящихся къ прошлому вКжу, именно: у г-жи А. А. Фуксъ 1
у В. Сбоева 2
минскаго 4
нитскаго 6
), у Прот. В. П. Вишневскаго 3
), у священника Н. Каменскаго 5
), у свящ. Гр. Львова 7
),
J, у г. Нур),
у В. К. Маг).
Во вс хъ указанныхъ
трудахъ, за исключеніемъ статьи г. Магнитскаго (въ Каз.
Губ. В д.), чувашскій бракъ описывае^я г
ШЩк рсц стороны
обрядовой, и то часто съ ошибкам^ и штШ Её%атрогиваются
водросы юридическаго (правового) дарактера, какъ-то: о
возраст брачущихся, о родств , о лравахъ мужа и жены и
др. При томъ, вс указанные авторы, говоря о брак чувашъ,
им іи въ виду чувашъ только Казанской губ., преимущественно
Чебоксарскаго и Ядринскаго у здовъ, и совершенно не
касаются чувашъ другнхъ губорній. Между т мъ, насколько
можно судить по им ющимся у насъ св д ніямъ 8
), брачный
ритуалъ въ наибол е полной форм сохранился у чувашъ
Симбирской губ. Поэтому, кажется, не лишня и не безъинтересна
будетъ для желающихъ познакомиться съ бытомъ и положеніемъ
инородцевъ наша попытка описанія и изсл доваяія
брака чувашъ.
^ Записки о Чувашахъ; стр. 26—71; также въ сборн.
„Этнографія и статистика Каз. Губ." 1834 г., стр. 162—
170, 211—212.
2
стр. 26—40; 75—76; 81, 158—162.
3
4
' ь
) Изсл дованіе объ инород. Каз. г б. Казань, 1856 г.,
) О религ. пов рьяхъ чувашъ, стр. 20—25.
) „Инор. приходы." Прав. Обозр. 1863 г., ноябрь.
) Соврем, остат. языч. и проч. Казань, 1879 г., стр.
26—29.
6
) „Очеркъ юридич. быта чувашъ". Каз. Губ. В д.
1868 г., №№ 85—89, 93; его же „Матер, къ объясн. стар,
чув. в ры., стр. 200—218.
7
8
) „Языч. браки чув." Изв ст. по Каз. еп. 1898 г. № 10.
) Осенью 19 0Г г. нами были разосланы вопросные
пункты относительно брака чувашъ къ знакомымъ инородческимъ
священникамъ разныхъ губерній, на которые и получены
отв ты отъ сл дующихъ священниковъ: с. ПІемурши,
Симбир. г.. Ф. И. Иванова; с. Новыхъ Алгашей, Симб. г., В.
Стр.4
о
Форма заключенія брака. Брачный ритуаіъ у чувапть
бываетъ полный и неполный. Первый—когда чувашинъ женитъ
сына „Qypacjca", т. е. по предварительному согласгю
и договору съ нев стой и ея родителями. Второй—когда
"чувашинъ женитъ сына „вйрласа", т, е. похищая нев сту.
Бъ посл днемъ случа
свадебный ритуалъ совершается
наскоро, съ значительными сокращеніями. Опишемъ первый,
предварительно зам тивъ, что брачный ритуалъ совершается
у чувашъ одинаково какъ у язычннковъ, такъ
и у христіанъ.
Сватовство. Чувашская молодежь знакомится другъ съ
другомъ чаще всего въ хороводахъ, которые начинаются нед
ли за три до Троицы и продолжаются до „Семика" 1
), а
м стами до с нокоса. Для знакомства съ молодежью чужихъ
деревень служатъ „посид нкиа 2
}. катанья съ горъ, куда выходятъ
и прі хавшія изъ чужихъ деревень на посид нки д -
вушки (ларма хёрсем), и базары. „Едва-ли кто такъ любитъ
пос щать базары, какъ чуваши; нер дко они здятъ на нихъ
ни для чего бол е, какъ, по ироническому выраженію русскихъ,
„базаръ д лать", и не отказываютъ въ этомъ удовольствіи
обоего пола молодежи, гд посл дняя и знакомится для
будущихъ супружескихъ связей" 3
). Поэтому нисколько не
удивительно, что самъ женихъ у чувашъ на сватовство не
здитъ. Родители, задумавшіе женить сына, спрашиваютъ его,
есть-ли у него на прим т нев ста, и въ болыпинств
слуД.
Дмитріева; с. Табурданова, Еаз. г., В. Е. Ефремова; с.
Стюхина, Самар. г., А 0. Михайлова. Многое о брак чувашъ
изв стно пишущему эти строки, какъ природному чувашину,
изъ личныхъ наблюденій и разспросовъ чувашъ разныхъ
м стностей.
1
2
) Праздяикъ, начинающійся въ четвергъ предъ Троицей.
) Чуваш, д вушки очень любятъ здить зимою къ родственникамъ
съ пряжей на жосид нки.
3
) Магнитскій, Еаз. Туб. В д. 1868 г., № 86.
1*
Стр.5