Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637162)
Контекстум
Электро-2024

... Русское просвещение и магометанская пропаганда в селе Б. Гондыре (Осинского уезда, Пермской губернии) (60,00 руб.)

0   0
Первый авторРыбаков Сергей Гаврилович
ИздательствоСинод. тип.
Страниц9
ID65927
Рыбаков, С.Г. ... Русское просвещение и магометанская пропаганда в селе Б. Гондыре (Осинского уезда, Пермской губернии) / С. Рыбаков; С.Г. Рыбаков .— : Синод. тип., 1900 .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/65927 (дата обращения: 30.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С* Рыбаковъ. •и *& SSx, ъ РУССКОЕ ПРОСВ^ЩЕНІЕ ^ II ^ МАГОМЕТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА . <...> Церковь и мечеть въ селеніи Большомъ ГондырЪ, Осинскаго у зда, Пермской губерніи. (сп хи нашей культуры иум ряются млстико-пантепстическаго учеши; уче ^ не одними вн шними пріобр тенія- т е п нравственное тщравленіе, каког \ ми, не одиимъ расширеніемъ рус сообщаютъ ордена свопмъ носл доваской народности или распространеніемъ телямъ, обезпечпваютъ для ислама русскаго языка. <...> Это лишь вн шніе усп - готоішхъ на всякое самопожсртвовахи; гораздо валш е внутреиніе духовные ніе, изступленпыхъ, фаіі€*ітп:шрованііыхі> усп хи культуры, усвоеніе ея вс ми пспов дішковъ. <...> Усп хи татаро-магометанвильно, является могучнмъ и в рнымъ скихъ вліяній на лицо: начиная съ средствомъ борьбы иротивъ распро- 80-хъ годовъ XIX стол тія, инородцы странснія татаро-мусульманской куль Поволжья и Пріуралья (особенно туры. <...> Но названная система далеко Уфимской и Пермской губерній), еще не всюду прим пена въ ц ляхъ крещеные и некрещеные, все бол е пнородческаго просв щеііія и самое иодпадаютъ подъ вліяніе татаръ: сна првм неніе ея но везд совершается чала м няютъ свой костюмъ и обста правильно. новку на татарскіе, а зат мъ объ Поэтому татаро-мусульманская куль являюсь себя магометанами. тура еще живуча на Восток Россіии Широко располояшлось на берегу въ современные намъ дни то тамъ, то р ки Буя <...>
..._Русское_просвещение_и_магометанская_пропаганда_в_селе_Б._Гондыре_(Осинского_уезда,_Пермской_губернии).pdf
С* Рыбаковъ. SSx, РУССКОЕ ПРОСВ^ЩЕНІЕ ^ II ^ МАГОМЕТАНСКАЯ ПРОПАГАНДА .ВЪ СЕЛ Б. ГОНДЫР (Осиискаго у зда. Пермской губерніи). •и *& ъ •.:.,^ і-< . м». С.-ПЕТЕРБУРГЪ. . С НОДАЛЬНАЯ ІИПОГРАФІЛ^ 1900..
Стр.1
Церковь и мечеть въ селеніи Большомъ ГондырЪ, Осинскаго у зда, Пермской губерніи. (сп хи нашей культуры иум ряются ^ не одними вн шними пріобр тенія\ ми, не одиимъ расширеніемъ русской народности или распространеніемъ русскаго языка. Это лишь вн шніе усп - хи; гораздо валш е внутреиніе духовные усп хи культуры, усвоеніе ея вс ми т ми, кто им етъ съ ней то или другое соприкосновеніе, ея лучшихъ идей, формъ жизни. Стремленіе къ насажден а русской культуры среди подвластныхъ Россіи народностей зиждптся на уб жденіи въ истинности нашей культуры, ея основъ—и законно постольку, поскольку эти основы д йствительно истинны, жизненны. Безспорно, такое стремленіе можетъ быть закоинымъ, л мы им емъ право д йствовать, поскольку мы не уклоняемся отъ истины и справедливости. Мы несемъ съ собою въ глубь Азіи къ безчисленнымъ ея народамъ русскохристіанскую культуру. Мы идемъ туда не на свободное пустое поле, а на арену, гд сталкиваемся съ другими, 'не млстико-пантепстическаго учеши; учет е п нравственное тщравленіе, каког сообщаютъ ордена свопмъ носл дователямъ, обезпечпваютъ для ислама готоішхъ на всякое самопожсртвованіе, изступленпыхъ, фаіі€*ітп:шрованііыхі> пспов дішковъ. Пшаиы, пли шейхи, собираютъ вокругъ себя сл по повинующихся имъ ученпковъ—суффп илимюридовъ. Обрывки суфизма, мпстическихъ орденовъ существуютъ и средп лгусульманъ Спбпрп и Европейской Россіп. Въ Поволжь , на Урал , въ киргизскихъ степяхъ также встр чаются почтенные, с довласые представители мусульманской религіозностп, святости,—ишаны, им ющіе въ своемъ распоря;кеіііи многихъ посл дователей, сл пыхъ исполнителей ихъ плановъ. Распрострапеиіе ислама ведется д ямеы е, ч мъ наши, законченными и живучими культурами: язы-ествомъ (шаманство, ламаизмъ) д магоіетанствомъ и съ древнихъ временъ ^о настоящаго времени уб ждаемся въ ;ил ихъ, живучести и активности д й•твій. Исламъ, какъ изв стно, является особенно враждебной и настойчиво ; йствующей силой. Всюду, гд онъ ш свиваетъ себ уб жище, онъ притимаетъ положеніе д йственное и .іаступателыгое. • Въ Средней Азіи, на Еавказ , отчасти въ Крыму жизненную силу ислама составляютъ мистическіе мусульманскіе ордена, развившіеся на почв суфизма, тельно среди язычествующихъ финскихъ народностей Поволжья и Пріуралья уже издавна, со времени принятія ислама покорителями Руси татарами. Эта пропаганда то ослаб ваетъ, то усиливается въ зависимости отъ того, насколько энергично и целесообразно ведутъ просв тлтельную д ятельность русскіе. Знаменптыя отпаденія крещеныхъ инородцевъ Поволжья въ исламъ въ течете XIX стол тія, достигшая наибольшихъ разм ровъ въ 60-хъ годахъ, показывали всю энергію, неумираемость мусульманскихь стремлен! ft. Всевозможный попытки русскаго правительства и д ятелей просв щепія прекратить эти отпаденія не приводили къ какомулибо умеиыпенію или ограничен! то этого движенія, потому что зд сь сказалась вся слабость нашей культуры, ея внутреннее безсиліе. пока не явился
Стр.2
— 2 — IT. II. Ильмнпскій съ его спетемой инородческаго просв іцопія. Эта спСТСМІІ всюду, гд она прим ияется правильно, является могучнмъ и в рнымъ средствомъ борьбы иротивъ распространснія татаро-мусульманской культуры. Но названная система далеко еще не всюду прим пена въ ц ляхъ пнородческаго просв щеііія и самое првм неніе ея но везд совершается правильно. Поэтому татаро-мусульманская культура еще живуча на Восток Россіии въ современные намъ дни то тамъ, то зд сь заявляетъ себя новыми усп хами, д лаетъ культурный вызовъ намъ. I. Угркшъ, суровъ и далекъ Пермскій край. Издавна въ глублн л совъ, среди горъ и долинъ Уральскаго хребта, нев домыя никому и не знавшія никого жили въ этомъкра финскія народности—черемисы, вотяки, пермяки, также башкиры, среди прнмитивиыхъ формъ жизни преданные своему язычеству. Правда, еще въ первые в ка русской исторіи сталкивались они мирно и не мирно съ русскими, и н сколько позже съ татарами, покорителями Руси, но лишь въ Х Ш и XIX стол тіяхъ начала широко распространяться въ Пермскомъ кра русская колонизація; около того же времени проникли туда же начатки татарско-мусульманской культуры. Съ того времени среди первобытныхъ дикихъ племенъ этого края, погрязавшихъ въ язычеств , началось броженіе, выработка новыхъ формъ лшзни подъ двоякими вліяиіями — русскимъ и татарскимъ. Это броженіе, борьба двухъ культурныхъ началъ совершается съ полною силою въ наши дни. Мы не только свид тели, но и участники этой борьбы и отъ насъ зависитъ, какое начало одержитъ верхъ въ этой полной глубокаго интереса боръб — хрпстіаігско-русекое или татар о - магометанское. Усп хи татаро-магометанскихъ вліяній на лицо: начиная съ 80-хъ годовъ XIX стол тія, инородцы Поволжья и Пріуралья (особенно Уфимской и Пермской губерній), крещеные и некрещеные, все бол е иодпадаютъ подъ вліяніе татаръ: сначала м няютъ свой костюмъ и обстановку на татарскіе, а зат мъ объявляюсь себя магометанами. Широко располояшлось на берегу р ки Буя вотское селеніе Большой Гондырь въ Осинскомъ у зд Пермской губерніи, среди окружающихъ л совъ и холмовъ. Это одно изъ крупныхъ селеній вотяковъ, населяющихъ названный у здъ, валшое таюке въ торговомъ отношеніи. А гд торговля, тамъ обыкновенно оказываются въ Восточной Россіи и татары. Нашлись они и въ Большомъ Гондыр . Д ятели русскаго просв щенія, зам тивъ признаки татарско - магометанскихъ вліяній среди вотяковъ Большого Гондыря, еще въ 1872 г., съ открытіемъ Пермскаго комитета православнаго миссіонерскаго общества, учредили въ этомъ селеніи вотяцкую школу въ видахъ пост пеннаго ознакомленія вотяковъ съ христіанскимъ в роученіемъ. Вскор же оказалось, что всюду среди вотяковъ д йствуютъ татарскіе муллы, пропов дуя исламъ, и вотяки, хотя чуждые фанатизма, обнаруживаютъ явную склонность къ магометанству. Большой Гондырь сталъ предметомъ особыхъ заботъ со стороны д ятелей просв щенія; сами преосвященные прі зжали въ него для собес дованій. Русско-вотяцкой школ предстояла не малая работа; но она начала исполнять ее съ честью: подъ наблюденіемъ и руководствомъ Аряжскаго священника, пын уже умершаго, Василія Корена
Стр.3