.
z
t
ВЪ ЧЕБОКСАРСКОМЪ У ЗД . <...> 2007066212
Въ разговор часто употребляется фраза: „что городъ— то норовъ, что дер вня—то обычай". <...> Но еслн преддожнть произнесшему эту фразу вопросъ: какіе „норовы" и „обычаи" изв стны ему кром того, по поводу котораго высказана фраза, то, съ ув ренностію, можно сказать, что такой вопросъ приведегъ спрошеннаго въ полное зам шательство, не говоря уже о вопросахъ: какими причанаыи вызваыъ тотъ или другой „иоровъ" u „обычаи"? какія явленія въ жнзни обусловливаются соблюденіемъ того нли другаго и
„норова" и ,,обычая ? и т. д. <...> Проживая въ 60-хъ н 70-хъ годахъ въ селЬ Б ловолжскомъ, Чебоксарскаго у зда, Казанской губерніи, мы записали, во время разъ здовъ по у зду, въ сотрудничеств съ н которыыи лицами *), н сколько „норововъ" и „обычаа
евъ , которые и приводятся въ предлагаемомъ этнографическомъ сборник . <...> Авторъ изв стной книіи: „Ііервобытная культура", *) Сотруднпвамн паишып быіи: граиотные чувапш деревеиь: Масловой—Апдрей Егоровъ u Малой Карачевоа —Кузьма Изотовъ, русскіе крестьяпе: грамотникъ-самоучка села Алекс евскаго Алекс й Павловъ Ганинъ, деревни Козловки весаитаішикц КазапскоВ учительсісой семипаріи, братья Иванъ н Михаилъ Егоровы Горбуновы и села В ловолжскаго во іштаипнца Казанской земской жепскоіі учительско& шкоіы Марья Яковлевыа Кармакова. <...> Игры д т і привлекаютъ вниманіе этнологовъ потому, что „многія изъ нихъ сосіавдяють лишь шуточныи подражанія серьезыому <...>
Нравы_и_обычаи_в_Чебоксарском_уезде.pdf
.
z t
ВЪ ЧЕБОКСАРСКОМЪ У ЗД .
ЭТНОГРАФЯЧЕСКШ СБОРНИКЪ.
Составилъ Д йствительный Чл нъ Каэанскаго
Общ ства Арх ологіи, Исторіи и Этнографіи
в. к.
Ьш-//./И
\
Е A 3 A Н Ь.
Типографія Губернскаго Правленія.
Л888.
Стр.3
Дозвол но цензурою. Казань. 14 Октября, 1888 г.
2007066212
I.
Стр.4
Въ разговор часто употребляется фраза: „что городъ—
то норовъ, что дер вня—то обычай". Но еслн преддожнть
произнесшему эту фразу вопросъ: какіе „норовы" и „обычаи"
изв стны ему кром того, по поводу котораго высказана
фраза, то, съ ув ренностію, можно сказать, что такой
вопросъ приведегъ спрошеннаго въ полное зам шательство,
не говоря уже о вопросахъ: какими причанаыи вызваыъ
тотъ или другой „иоровъ" u „обычаи"? какія явленія въ
жнзни обусловливаются соблюденіемъ того нли другаго
„норова" и ,,обычаяи
? и т. д.
Проживая въ 60-хъ н 70-хъ годахъ въ селЬ Б ловолжскомъ,
Чебоксарскаго у зда, Казанской губерніи, мы
записали, во время разъ здовъ по у зду, въ сотрудничеств
съ н которыыи лицами *), н сколько „норововъ" и „обычаевъа
,
которые и приводятся въ предлагаемомъ этнографическомъ
сборник .
Весь собранный намн матеріалъ мы сгруппировали въ
сл дующіе отд лы:
I . Пов рья н обряды: Прим ты, гаданья, заговоры, способы
леченія бол зней и сноголкованія.
II. Д тскія прибаутки, прозвища, игры, пот хн и загадки.
III. Памятники народной мат матики.
IV. Народныя п сні/.
V. Побаски: пословицы н поговоркп.
VI. Бранныя н унизительныя названія.
VII. Пор чье: Говоръ—сборникъ м стныхъ словъ.
Матеріалы, вошедшіе въ I отд лъ нашего сборника, въ
просюр чіи изв стны подъ им н мъ: „бабьи причуды", a
въ ЭінографачеСкои литератур —„суев рія и предразсудки"
2
). Авторъ изв стной книіи: „Ііервобытная культура",
*) Сотруднпвамн паишып быіи: граиотные чувапш деревеиь: Масловой—Апдрей
Егоровъ u Малой Карачевоа —Кузьма Изотовъ, русскіе
крестьяпе: грамотникъ-самоучка села Алекс евскаго Алекс й Павловъ
Ганинъ, деревни Козловки весаитаішикц КазапскоВ учительсісой семипаріи,
братья Иванъ н Михаилъ Егоровы Горбуновы и села В ловолжскаго
во іштаипнца Казанской земской жепскоіі учительско& шкоіы
Марья Яковлевыа Кармакова. Сотрудникаиъ нашимъ приносииъ нашу
глубокую благодарность.
') 0 пов рьяхъ, суев ріяхь и иредразсудкахъ русскаго народа.
В. И. Даля. Спб. 1880.
Стр.5