Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Александр Блок

0   0
Первый авторКоган Петр Семенович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID6495
Аннотация"Глава книги ""Очерки по истории новейшей русской литературы""."
Кому рекомендованоКритика
Коган, П.С. Александр Блок : Очерк / П.С. Коган .— : [Б.и.], 1912 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/6495 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Петр Коган Александр Блок Глава книги "Очерки по истории новейшей русской литературы" Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/blok/kogan_blok.html. <...> Лет шестьдесят тому назад Диккенс сообщил своему другу Форстеру из тихой швейцарской Лозанны о том, что он чувствует ослабление своего творческого таланта: "Я полагаю, что главная причина этого - отсутствие улиц и прохожих вокруг меня. <...> Не могу вам сказать, до какой степени для меня необходимы улицы и толпа. <...> Писать без этого волшебного фонаря мучительно и утомительно". <...> Эти слова припоминаются нам всякий раз, когда мы раскрываем "Нечаянную Радость" Блока, эти прелестные стихи, словно пропитанные одуряющей атмосферой пьяной столичной ночи. <...> Город, этот символ буржуазии и новой психики, принесенной ею в мир, постепенно разрастаясь, стал в наше время ликующим пьяным гигантом, который вбирает в себя весь ум и все чувство человечества и, пресыщенный ими, расслабленный от избытка, ищет в наркотических средствах источника новых возбуждений. <...> Опьяняющее влияние столичного города, та "творимая легенда", которая возникает в его грохоте, легенда, имевшая на Западе Бодлера и Верлена, у нас нашла своего истинного поэта в лице Блока. <...> Даже у Некрасова картины столичных безумий изображены рукой чуждого городу поэта, и Достоевский, первый великий поэт города, явился в него со своей правдой только для того, чтобы не принять его. <...> В последнее время, по мере того как ликвидируется наследие старой сельской психики, потрясенной в день 19 февраля, и русская жизнь входит в круговорот европейского буржуазного движения, постепенно захватывающего весь мир, у нас разрастается литература города. <...> Он не знает солнца, и его душа начинает жить только тогда, когда загорается искусственный свет. <...> В кабаках, в переулках, в извивах, В электрическом сне наяву Я искал бесконечно красивых И бессмертно влюбленных в молву. <...> Только в уличном беспорядочном движении <...>
Александр_Блок.pdf
Петр Коган Александр Блок Глава книги "Очерки по истории новейшей русской литературы" Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/blok/kogan_blok.html. Лет шестьдесят тому назад Диккенс сообщил своему другу Форстеру из тихой швейцарской Лозанны о том, что он чувствует ослабление своего творческого таланта: "Я полагаю, что главная причина этого - отсутствие улиц и прохожих вокруг меня. Не могу вам сказать, до какой степени для меня необходимы улицы и толпа. Мне кажется, что они дают моему мозгу питание, недостатка которого я перенести не в силах... Один день, проведенный в Лондоне, восстановляет мои силы. Писать без этого волшебного фонаря мучительно и утомительно". Эти слова припоминаются нам всякий раз, когда мы раскрываем "Нечаянную Радость" Блока, эти прелестные стихи, словно пропитанные одуряющей атмосферой пьяной столичной ночи. Блок немыслим в Лозанне или в деревне. Его можно представить себе только на парижском бульваре или в петербургском ресторане. Город, этот символ буржуазии и новой психики, принесенной ею в мир, постепенно разрастаясь, стал в наше время ликующим пьяным гигантом, который вбирает в себя весь ум и все чувство человечества и, пресыщенный ими, расслабленный от избытка, ищет в наркотических средствах источника новых возбуждений. Опьяняющее влияние столичного города, та "творимая легенда", которая возникает в его грохоте, - легенда, имевшая на Западе Бодлера и Верлена, у нас нашла своего истинного поэта в лице Блока. Не раз уже отмечался тот факт, что вся русская художественная литература в общем была литературой деревни. Дворянский строй, крепостное право, закрепившие интеллектуальную деятельность за мыслящими представителями помещичьего класса, надолго окрасили нашу поэзию в колорит чувств и настроений великого сельского народа. Величайшие художники наши вплоть до Толстого были сельчанами по духу. Они подходили к городу как чужие, не восприняв органически его испарений. Даже у Некрасова картины столичных безумий изображены рукой чуждого городу поэта, и Достоевский, первый великий поэт города, явился в него со своей правдой только для того, чтобы не принять его. В последнее время, по мере того как ликвидируется наследие старой сельской психики, потрясенной в день 19 февраля, и русская жизнь входит в круговорот европейского буржуазного движения, постепенно захватывающего весь мир, - у нас разрастается литература города. Но мы не знаем поэта, который бы так органически сросся с городом, как Блок. Он не знает солнца, и его душа начинает жить только тогда, когда загорается искусственный свет. Только тогда начинает работать его фантазия и творит он свою легенду. В кабаках, в переулках, в извивах, В электрическом сне наяву Я искал бесконечно красивых И бессмертно влюбленных в молву. Он не знает уединения, потому что там уснет его душа, и только в "ликовании троттуара" вдохновляется его муза. Только в уличном беспорядочном движении раскрывается перед ним тайна; и ясной становится ему скрытная жизнь человеческой души. Он должен видеть эту "цепь фонарей", протянувшуюся "сквозь улицы сонные", эти улицы, пьяные от криков, эти "солнца в сверканьи витрин". Он любит "блистательную ложь" города, "запах пламенный духов", раскрашенные пунцовые губки и "синеватые дуги бровей". Обстановка его поэзии - те картины, которые так одинаковы с тех пор, как возникли большие города. Это те рамки, в которые втиснула жизнь мира буржуазная культура. Золотящийся крендель булочной, вдали "над пылью переулочной", "испытанные остряки", заломившие котелки и каждый день гуляющие с дамами среди канав, сонные лакеи, стоящие у ресторанных столиков, шуршание шелка дамских платьев, эти раздражающие, дурманящие звуки и краски вскормили музу Блока. По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными
Стр.1