Источник: Коган П. Айхенвальд // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -[М.]:
Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 60--61.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-0601.htm.
АЙХЕНВАЛЬД Юлий Исаевич [1872-] -- литературный критик, пользовавшийся большой
популярностью и влиянием в 1905-1917, в эпоху господства модернизма и эстетизма в русской
литературе. А. окончил Новороссийский университет, написал диссертацию о Локке и Лейбнице, в
которой выступает типичным идеалистом; по переезде в Москву был секретарем философского общества
и сотрудником идеалистического журнала "Вопросы философии и психологии", одно время -помощником
редактора "Русской мысли" при В. А. Гольцеве, опубликовал ряд философских работ,
между прочим перевел сочинения Шопенгауэра. Известность А. приобрел, когда от философии перешел
к литературой критике и стал печатать критические фельетоны в "Русских ведомостях", "Речи", "Русской
мысли" и др. кадетских изданиях. Статьи эти были собраны им в ряде сборников под общим заглавием
"Силуэты русских писателей" и "Этюды о западных писателях" и др. А. -- критик-импрессионист. Он
отвергает какую бы то ни было закономерность литературных явлений, возможность построения
историко-литературной науки и называет литературу "беззаконной кометой в кругу расчисленных
светил". Среда, социальные условия, не имеют никакого влияния на то, что представляется А. самым
существенным в художественном произведении -- на творческую индивидуальность. Художник
"продолжает дело бога, воплощает его первоосновную мысль. Творение еще не кончилось, и поэт,
священник искусства, облечен великой миссией вести его дальше, развивать предварительные наброски
и планы божества, контуры природы. Наместник бога на земле, так сплетает он свое творчество с
творчеством вселенной". Избрав исходной точкой зрения мистико-религиозное представление о
художнике, А. совершенно отвергает всякую связь писателя с исторической обстановкой, с социальной
борьбой: "Естественно рассматривать сущность писателя вне исторического пространства и времени".
Отвергает А. и психологическое изучение литературы. Хотя А. и утверждает, что "от психологии должна
ожидать себе откровений история литературы", как будто уступая научным требованиям, но он затем
указывает, что личность писателя иррациональна, что "всякие старания объяснить писателя безнадежны"
и т. д. Не интересуют А. и литературные направления и школы. Писатель одинок, ни на кого не похож,
неповторим. "Нет направлений: есть писатели. Нет общества: есть личности". В конце концов в своем
стремлении изолировать личность писателя от всего мира А. впадает в фальшиво-пророческий тон,
начинает говорить выспренним жреческим яз.: "писатель -- дух, его бытие идеально и неосязаемо;
писатель -- явление спиритуалистического, даже астрального порядка, ...начало движущееся и
движущее..." и т. д. Несмотря на всю эту идеалистическую фразеологию о "боге", "астральном мире", А.
дает нередко меткие характеристики и эстетические оценки отдельных художественных произведений.
Октябрьская революция с ее воинствующим материализмом, с ее новыми формами жизни,
властно отрицающими самодовлеющее эстетическое созерцание, отрыв искусства и его творцов от
действительности, была конечно чужда и враждебна критику. Сузив невольно понятие культуры до
определенных исторических и классовых ее форм, предполагающих буржуазный общественный строй,
А. увидал в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции. Высланный за границу, он
стал помещать в эмигрантских газетах злобные и враждебные статьи против Советской России.
Библиография:
I.
Силуэты русских писателей, вып. III,М., 1907-1910; вып. I, изд. 5-е,М., 1917;
Этюды о западных писателях,М., 1910;
Отдельные страницы,М., 1910-1911;
Посмертные произведения Толстого,М., 1912;
Спор о Белинском,М., 1914;
Пушкин, изд. 2-е,М., 1916;
Слова о словах, П., 1917;
Похвала праздности,М., 1922;
Стр.1