Во вс хъ в кахъ челов къ былъ влекомъ каквмъ-то ввстинктомъ къ изсл дывавію врежвяго состоявія челов чества, въ особеввоста же племевв, къ коему овъ привадлежитъ, и вародовъ, съ коими оное было связано какими-вибудь особеввыми узами. <...> Они взв стны подъ именемъ Византійскихъ потому, что большая часть ихъ жила въ Ввзантіи, или Константинопол , город , въ котороиъ утвердилъ постоянное свое пребываніе Константинъ Великій — не изъ прихоти и своенравія, какъ неосновательно полагали н которые Западные Писатели, но по ввдамъ глубокой политики, для пользы образовавнаго міра, что и доказали посл дуюшія событія. <...> Рядъ этихъ Историковъ, описавшихъ жизнь Державы, н когда первенствовавшеи въ мір , начинается съ эпохи основанія Константинополя, и продолжается до завоевавія онаго Турками, т. е., въ теченіе ббл е одиннадцати в ковъ (314—1453), хотя , кажется, ничто не м шаетъ ііачать эту эпоху н сколькими годами прежде,. и кончить н сколько позже, и такпмъ образомъ обнять Дексиппа, жившаго при Галліен и Клавдіи (251—280), Францаса, Дукаса и Лаоника Халкондила, кончившихъ свою Исторію посл пл ненія ихъ народа (1453—1475). <...> За исключеніемъ неприступнаго для Европы Китая, Индійскихъ Государствъ и АФриканскихъ, до нын ещ мало изв стныхъ народовъ, Византійская Исторія бол е или меи е въ связи, либо по политическимъ, либо по религіознымъ отыошеніямъ, съ Исторіею Государствъ, существовавшихъ въ прежнихъ в кахъ, или существующихъ еще теперь. <...> Какіе
О ВИІШІТІНСКИХЪ ИСТОРИКАХЪ 73
Писатели <...>
Нечто_о_византийских_историках_и_о_переводе_их_на_русский_язык.pdf
Н -Б Ч T 0
0 ВИЗАНТІЙСКИХЪ ИСТОРИКАХЪ
И О ПБРБВОДФ ИХЪ ВА РУССКІВ ЯЗЫКЪ.
Исторія Естественная н Исторія челов ческихъ обществъ
состоятъ изъ Фактовъ. Первая содержитъ въ с -
б Факты матеріальной Првроды; другая—д йствія существа
разумнаго, духовнаго. Въ Исторіи Естественной
ни одинъ Фактъ не оставлевъ безъ вниманія любопытнымъ
наблюдателемъ и испытателемъ Природы.
Въ Исторіи челов чества, вс явленія внутренней и
вв шнен жизна вародовъ заслуживаютъ вообще ввнмавіе,
хотя ве вс равво заввмательны, влв воучательвы.
Во
вс хъ в кахъ
челов къ былъ влекомъ
каквмъ-то ввстинктомъ къ изсл дывавію врежвяго
состоявія челов чества, въ особеввоста же племевв,
къ коему овъ привадлежитъ, и вародовъ, съ коими
оное было связано какими-вибудь особеввыми узами.
Въ вашемъ в к , бол е нежели когда-либо, ивстввктъ
сей волучилъ самое приличвое, самое волезвое ваправлевіе.
Исторія ае есть уже вредметъ воверхвостваго
\
Стр.2
70
ОТД. II. — н ъ ч т о
любопытства, предметъ ученія для д тей. Ею не
занимаются, какъ то д лали н которІ.іе въ прошедшемъ
в к , для того только, чтобъ осм ивать все,
что было прежде, бросать на челов чбство ироническій
взглядъ, выставлять одйи безпоряд^и и слабости
народовъ и Правителей. Въ изученіи Исторіи нын
н что важное и торжествеиное: або прошедшее челов
чества открываетъ намъ истинныя причицы настоящаго
его положенія, настоящаго образованія, настоящихъ
законовъ, и обычаевъ, точно такъ, какъ
настоящее челов чества содержитъ вт. себ все его
будущее. Сравненіе настоящаго съ прошедшимъ можетъ
вес^и насъ къ угаданію будущихъ судебъ челов
честв>!
И такъ не удивительно, что Исторія сд лалась
предметомъ глубокихъ изысканіи величайшчхъ умовъ.
Никакія предаеія народовъ не оставлены ими безъ
вниманія. Они стали собирать съ большимъ стараніемъ
л тописи и біограФІи, не только своего народа в
не только близкихъ къ нему народовъ, но и еародовъ
самыхъ отдаленныхъ. Вообще событія св та,
если оныя сколько нибудь важны, ие заключаются
въ пред лахъ какого-либо народа: ибо можно сказать,
что, собственно, н ть Исторіи частнои , Исторіи
одного народа, въ котороп бы не участвовала Исторія
другихъ народовъ. По какой-то неизб жион ееобходимости,
самое могущественное Государство приковано
къ судьб другихъ. Какъ н тъ біограФІи челов ка,
жившаго въ совершенномъ одиночеств , безъ всякихъ
сношеній съ другими сочелов ками, такъ равно н тъ
и біографіи такоіо иарода, который бы не им лъ
Стр.3