Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт хореографии
Кафедра классической и современной хореографии
В. П. Давыдов
ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА
КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Учебное пособие
Направление подготовки:
52.03.01 «Хореографическое искусство»
Профиль «Искусство балетмейстера»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 793.3(075.8)
ББК 85.32я73
Д13
Утверждено на заседании кафедры классической и современной хореографии
14.09.2016 г., протокол № 1.
Рекомендовано к изданию УМС института хореографии КемГИК
20.10.2016 г., протокол № 2.
Рецензенты:
Гордеев В. М., народный артист СССР, профессор, зав. кафедрой
хореографии Российского института театрального искусства – ГИТИС,
художественный руководитель Московского областного
государственного театра «Русский балет»;
Юдина А. И., директор института СКТ КемГИК, д-р пед. наук, профессор.
Давыдов, В. П.
Д13
Теория, методика и практика классического танца [Текст]:
учеб. пособие для студентов по направлению подготовки 52.03.01
«Хореографическое искусство», профиль «Искусство балетмейстера»,
квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / авт.-сост.
В. П. Давыдов. – Кемерово: КемГИК, 2017. – 244 с.
ISBN 978-5-8154-0385-7
В учебном пособии рассматриваются вопросы методики и практики преподавания
дисциплин по классическому танцу. Пособие предназначено для бакалавров
направления подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство», профиль «Искусство
балетмейстера», также может быть использовано в учебном процессе обучающимися
и преподавателями средних профессиональных учебных заведений при изучении
хореографических дисциплин и руководителями хореографических любительских коллективов.
УДК
793.3(075.8)
ББК 85.32я73
ISBN 978-5-8154-0385-7
© Давыдов В. П., 2017
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Виктор Петрович Давыдов – выдающийся деятель хореографического
искусства, увлеченный танцовщик в прошлом и прекрасный организатор,
педагог в настоящем, истинный подвижник искусства балета.
Виктор Петрович окончил Пермское хореографическое училище и балетмейстерское
отделение Ленинградской государственной консерватории
им. Н. А. Римского-Корсакова. Работал в Пермском и Свердловском
академических театрах, в Музыкальном театре Кузбасса им. А. Боброва,
солистом балета и балетмейстером-репетитором, педагогом классического
танца в старших классах Московской государственной академии хореографии,
ассистентом художественного руководителя балета Большого
театра России.
Сегодня Виктор Петрович Давыдов является заместителем художественного
руководителя Московского государственного театра «Русский
балет» и совмещает эту деятельность с педагогической работой в Кемеровском
государственном институте культуры в качестве профессора кафедры
классической и современной хореографии. Давыдов В. П. является помощником
депутата Государственной думы Федерального собрания Российской
Федерации Абасова М. М., а также членом Союза театральных
деятелей РФ.
Виктор Петрович родился в настоящей казачьей станице – Преображенской,
что в Волгоградской области. Его отец был прекрасным гармонистом,
мать – лучшей певицей в округе и, возможно, именно от них ему передалась
любовь к творчеству. Виктор рос необыкновенно задумчивым
мальчиком. Он много времени проводил в сельской библиотеке, где зачитывался
историей Древнего мира и античной литературой. Все прочитанные
истории так живо возникали в его воображении, будто он сам участвовал
в происходящих событиях, и даже мама порой не могла до него
достучаться. Однажды в местном кинотеатре Виктор посмотрел музыкальный
фильм «Серенада солнечной долины», произведший на него такое
сильное впечатление, что с тех все его мечты были только о том, чтобы
танцевать и быть на сцене. Увидев объявление о наборе в кружок хореографии,
Давыдов без раздумий в него записался. По просьбе руководителя
кружка Ивана Васильевича Сердюкова он привел еще троих своих друзей –
Евгения Сережникова, Анатолия Чернышкова, Владимира Коршунова, и
на протяжении всего обучения в старших классах школы они увлеченно
танцевали на сцене местного Дворца культуры. После школы Виктор пы3
Стр.3
тался поступать в несколько лучших хореографических училищ, но правила
были таковы, что набор вели только с десятилетнего возраста. Виктор
не отчаивался и продолжал заниматься искусством: преподавал танцы детям,
рисовал чудесные афиши для кинотеатра «Родина». Но мечта о балете
не покидала его, а так как с ранних лет Виктору были присущи воля и целеустремленность,
вскоре он, несмотря ни на что, отправился в Киевское
хореографическое училище, где своим упорством и настойчивостью добился,
чтобы ему дали испытательный срок в три месяца. В течение этого
времени он изматывал себя репетициями, ночевал в балетном зале и, в итоге,
сумев преодолеть обстоятельства, достиг цели, поставленной перед ним
педагогами. Неуемность характера, жажда перемен и преодолений Виктора
непрестанно заставляли его двигаться дальше и ставить перед собой новые,
все более сложные задачи. Через год обучения в Киеве он перевелся в
Пермское хореографическое училище, по окончании которого был принят
солистом балета в труппу Татарского театра оперы и балета. Затем Виктора
пригласили на более интересные и значимые для него как для танцовщика
партии классического репертуара в Пермский государственный
академический театр, где он обрел огромный опыт «возвышенного классического
танца». Вскоре Виктор, продолжая сознательно создавать свое будущее,
поднялся еще на одну ступень и начал работать в Свердловском
академическом театре, основное направление которого как «лаборатории
современного балета» совпадало с его точным ощущением нового времени.
Виктор достиг для себя больших успехов как танцовщик, но его неутомимый
характер нашел новый путь для дальнейшего восхождения: преодолев
немыслимые трудности, связанные с огромным конкурсом и
высокими требованиями, он поступил на балетмейстерский факультет Ленинградской
государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
Окончив консерваторию, он продолжил искать новые цели на своем
профессиональном пути. В разные годы Виктор был главным балетмейстером
Кемеровского театра музыкальной комедии (ныне Музыкальный
театр Кузбасса им. А. Боброва), педагогом-репетитором Свердловского театра
оперы и балета, заведующим методическим хореографическим кабинетом
главного управления культуры Москвы. В 1990 году Министерство
культуры СССР заключило с Виктором Петровичем контракт, согласно которому
он отправлялся в Турцию, чтобы работать там главным балетмейстером
в Театре оперы и балета.
Но встреча с Вячеславом Гордеевым стала тем ярким мгновением,
которое навсегда изменило и озарило жизнь Виктора Давыдова. В 1990 году
он приступил к работе заместителя художественного руководителя Мо4
Стр.4
сковского областного государственного театра «Русский балет». С тех пор
он поддерживает, развивает и постоянно подтверждает славу одного из самых
авторитетных театров в России.
«Всю жизнь невидимая сила тянула меня вперед, но мои поиски закончились
после встречи с Вячеславом Михайловичем. Его божественный
талант осенил всю мою творческую жизнь. Рядом с ним, с гением танца, я
продолжаю жить в постоянном изменении, развитии, созерцая себя внутри
и одновременно снаружи творческого процесса. Гордеев создает вокруг
себя среду талантливого возвышения для тех, кто работает с ним, ведь он
взыскательно выбирает и никогда не ошибается в людях, которых берет в
свой театр. Он всегда поддерживает всех, кто работает рядом с ним, и каждому
дает право мыслить, развиваться и совершенствоваться. Терпение,
благородство, чистота и порядочность Гордеева – это Божий дар. Редчайшие
качества, которые присуще немногим. Я все время искал дело, в котором
мог бы полностью использовать свою энергию и жажду творчества, и
это дело я нашел рядом с Гордеевым», – говорит Виктор Петрович.
Многие годы Виктор Петрович мечтал о педагогической работе.
Возможно, это его желание и привело к нашей встрече более десяти лет
назад (меня, как ректора вуза, и его, как председателя жюри Всероссийского
хореографического конкурса), к многолетнему контакту с Кемеровским
государственным институтом культуры. Он живо откликнулся на мое
предложение о преподавании, получил звание доцента, а затем и должность
профессора.
В венах Виктора Петровича течет «казачья лава адреналина», в работе
он проявляет себя эмоционально и страстно. Он никогда не переносит
фальшь, обман, интригу. Будучи ярким эмоциональным человеком, Виктор
Петрович очень искренен и всегда стремится делать добро и помогать людям
– эти свойства его души и сердца унаследованы от матери, которая наставляла
его словами: «Витя, живи и дыши с мыслью о Боге. Если ты будешь
делать добро людям, Бог всегда будет с тобой». И Виктор Петрович
отвечает: «Я люблю дело, которым занимаюсь, каждый день ищу положительное
в своей работе и, когда нахожу, становлюсь счастливым. Мы рождаемся,
чтобы прожить жизнь с подвигом, а подвиг – это самоотверженное
служение своей работе».
Доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник культуры Российской Федерации
Е. Л. Кудрина
5
Стр.5