Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Факультет визуальных искусств
Кафедра дизайна
Е. А. Безрукова, Г. Ю. Мхитарян
ШРИФТОВАЯ ГРАФИКА
Учебное наглядное пособие
Направление подготовки:
54.03.01 «Дизайн»
Профиль подготовки:
«Графический дизайн»
Квалификация (степень) выпускника
«бакалавр»
Форма обучения:
очная, заочная
Кемерово 2017
1
Стр.1
УДК 85.15
ББК 003.07
Б39
Утверждено на заседании кафедры дизайна 27.04.2017 г., протокол № 6.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института (факультета)
визуальных искусств КемГИК 18.05.2017 г., протокол № 4.
Рецензенты:
С. Ф. Рысаева, кандидат искусствоведения, Федеральный
исследовательский центр угля и углехимии Сибирского отделения
Российской академии наук;
Л. А. Ткаченко, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна
Кемеровского государственного института культуры
Научный редактор:
Г. С. Елисеенков, заведующий кафедрой дизайна
Кемеровского государственного института культуры, профессор,
член Союза дизайнеров России
Безрукова, Е. А., Мхитарян, Г. Ю.
Б39
Шрифтовая графика [Текст]: учебное наглядное пособие для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль «Графический
дизайн» / Е. А. Безрукова, Г. Ю. Мхитарян. – Кемерово: Кемеров.
гос. ин-т культуры, 2017. – 130 с.: ил.
ISBN 978-5-8154-0407-6
Учебное наглядное пособие включает теоретические материалы, примеры практических
заданий, предназначенные для освоения дисциплины «Шрифтовая графика»; содержит
наглядные материалы (варианты упражнений, учебно-творческих работ, элементы
курсовых и дипломных проектов), выполненные студентами направления подготовки
54.03.01 «Дизайн» (профиль «Графический дизайн») Кемеровского государственного института
культуры.
УДК 85.15
ББК 003.07
ISBN 978-5-8154-0407-6
2
© Безрукова Е. А., Мхитарян Г. Ю., 2017
© Кемеровский государственный институт
культуры, 2017
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Шрифтовая графика, одно из главных формообразующих средств графического
дизайна, затрагивает самые разные области проектной деятельности – от фирменного
стиля, наружной рекламы, систем визуальной коммуникации до полиграфической
продукции, упаковки, web-дизайна или компьютерной графики. Владение
культурой шрифтовой графики – крайне важное условие успешной профессиональной
работы дизайнера.
Знания и основные умения, приобретаемые при освоении дисциплины
«Шрифтовая графика», служат необходимой базой для выполнения различных учебных
и творческих дизайн-проектов, а также итоговой аттестационной работы.
Учебное наглядное пособие по дисциплине «Шрифтовая графика» предназначено
для студентов уровня бакалавриата по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн»,
профиль «Графический дизайн».
Цель учебного наглядного пособия – обеспечить учебный процесс по дисциплине
«Шрифтовая графика» наглядно-иллюстративными, а также учебнотеоретическими
и учебно-методическими материалами, которые будут способствовать
овладению необходимыми практическими навыками работы с шрифтовой графикой
как важнейшим компонентом дизайн-проектирования.
Данное пособие позволит:
обогатить знания обучающихся о роли и месте шрифтовой графики в общей
системе дизайн-проектирования, а также о ее влиянии на художественно-творческую
культуру дизайнера;
освоить основные категории шрифтовой графики в графическом дизайне:
правила, принципы, средства и приемы построения и организации шрифта;
сформировать практические умения и навыки, необходимые для работы
с шрифтовыми формами.
Содержание и практическая направленность учебного наглядного пособия
«Шрифтовая графика» носят междисциплинарный характер и отражают логическую
и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами «Проектирование»,
«Композиция», «Компьютерная графика», «Декоративная графика».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
«Шрифтовая графика»:
способность применять современную шрифтовую культуру и компьютерные
технологии, применяемые в дизайн-проектировании.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основы шрифтовой графики;
типологию шрифтов, основные закономерности построения шрифтов, их
формообразующие элементы;
уметь:
анализировать конструкцию и элементы букв в формообразовании шрифтовой
графики;
3
Стр.3
создавать шрифтовую композицию с учетом принципов формообразования
и стилистики шрифтовой графики;
применять графические и пластические средства построения шрифтовой
композиции в сфере графического дизайна;
владеть:
навыками работы с web- и литературными ресурсами по шрифтовой графике;
профессиональной терминологией для понимания, анализа и обобщения
образцов шрифтовой графики, произведений графического дизайна в процессе их
восприятия.
По итогам освоения данной дисциплины проводится:
- промежуточный контроль в виде зачета комбинированной формы:
1) тестовый контроль знаний;
2) презентация портфолио с оформленными в соответствии с установленными
требованиями упражнениями, практическими заданиями, выполненными в течение
семестра;
- экзамен по дисциплине в комбинированном варианте:
1) письменный композиционный анализ собственной творческой работы или
обобщающий тестовый контроль знаний;
2) экзаменационный просмотр учебно-творческих работ.
Основные требования к представлению работ на экзаменационный просмотр:
оформление всех выполненных упражнений, практических и творческих заданий
на формат А4 или А3 (фон – серый или белый) в портфолио (папка формата
А4 и папка формата А3);
приложение в электронном формате выполненных практических и творческих
заданий.
Просмотр и оценивание учебно-творческих работ (текущий, зачетный, экзаменационный
контроль) проводятся в соответствии с «Положением об учебнотворческих
работах студентов факультета визуальных искусств ФГБОУ ВО “Кемеровский
государственный институт культуры”».
Учебное наглядное пособие «Шрифтовая графика» содержит три основных
раздела: «Шрифтографика: понятие, назначение, формообразование», «Визуальная
модификация и трансформация шрифтовой графики» и «Шрифтовая композиция в
графическом дизайне», каждый из которых состоит из трех частей – тем. Каждая
часть включает теоретический лекционный материал и описание вариантов учебнопрактических
заданий. Разделы пособия содержат наглядно-иллюстративные примеры,
которые представляют собой проекты, выполненные авторами пособия и, под их
руководством, обучающимися по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн», профиль
«Графический дизайн», в КемГИК.
Все практические задания направлены на изучение и использование в учебных
работах уже существующих шрифтов, а также на приобретение умений разрабаты4
Стр.4
вать собственные, авторские шрифты, создавать цветографические шрифтовые композиции
и проектировать различные дизайн-проекты с использованием шрифтовых
форм.
С целью углубленного изучения рассматриваемого материала и организации
самостоятельной работы обучающихся приведен список рекомендованной основной
и дополнительной литературы по данной дисциплине.
Материалы пособия могут оказать помощь обучающимся при выполнении как
учебных творческих заданий, так и курсовых проектов, а также выпускной квалификационной
работы.
5
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ШРИФТОГРАФИКА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
.................................................................................................... 6
1.1. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ....................................................................................... 8
1.1.1. Графическая интерпретация значения буквы ..........................................8
1.1.2. Образно-шрифтовая символика слова ......................................................15
1.1.3. Цифровая символика ..................................................................................17
1.2. УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .....................................................20
РАЗДЕЛ 2. ВИЗУАЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ
ШРИФТОВОЙ ГРАФИКИ ................................................................................... 38
2.1. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ....................................................................................... 40
2.1.1. Трансформация православных шрифтов ..................................................40
2.1.2. Инициал (буквица) ......................................................................................42
2.1.3. Акцидентный (авторский) шрифт .............................................................46
2.2. УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .....................................................48
РАЗДЕЛ 3. ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ В ГРАФИЧЕСКОМ
ДИЗАЙНЕ .............................................................................................................. 66
3.1. УЧЕБНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАДАНИЙ ....................................................................................... 68
3.1.1. Особенности композиции в шрифтовой графике ....................................68
3.1.2. Шрифтовая композиция логотипа .............................................................72
3.1.3. Шрифтовая композиция в афише ..............................................................74
3.2. УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ .....................................................78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................................................126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................127
129
Стр.129