Актуальные теоретико-методологические проблемы развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I Всероссийской научно-практической конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред. <...> АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «СПОРТИВНОЙ НАУКИ» Столяров В.И., д.ф.н., проф. <...> Спортивная наука не только относительно новая, но также интенсивно развивающаяся научная дисциплина: расширяется ее объектная область, проблематика и методология исследования, процессы формирования частных дисциплин дополняются попытками создания интегративных научных теорий, вводятся все новые и новые понятия и т.д. <...> Возникающие при этом сложные исследовательские задачи требуют постановки и решения комплекса теоретико-методологических проблем на основе принципов и положений современной логики и методологии научного познания. <...> Однако эти проблемы, без анализа которых невозможно дальнейшее эффективное развитие спортивной науки, относятся к числу наименее разработанных ее проблем [12– 15, 46, 53–56]. <...> Цель статьи – привлечь внимание исследователей к теоретикометодологическим проблемам спортивной науки и дать краткий аналитический обзор разработки автором общих проблем логики и методологии научного познания, диалектического метода (в период работы в Институте философии АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также теоретико-методологических проблем спортивной науки (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее время). <...> Теоретико-методологические проблемы определения объектной области спортивной науки. <...> Определение объектной области науки не только сложная, но и очень важная процедура. <...> При этом важно, чтобы были соблюдены логико-методологические требования (эффективности, обоснованности и др.) к вводимым понятиям. <...> В противном случае затрудняется четкая характеристика объектной области науки, а потому ее эффективное развитие. <...> Как правило <...>
Актуальные_теоретико-методологические_проблемы_развития_«спортивной_науки»__Статья.pdf
Столяров В.И. Актуальные теоретико-методологические проблемы
развития «спортивной науки» // Фундаментальные и прикладные исследования
физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации: материалы I
Всероссийской научно-практической конференции 24-25 мая 2017 г. / под ред.
А.А. Передельского. – М.: РГУФКСМиТ , 2017. – С. 36-49.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ «СПОРТИВНОЙ НАУКИ»
Столяров В.И., д.ф.н., проф.
Введение. Спортивная наука не только относительно новая, но также
интенсивно развивающаяся научная дисциплина: расширяется ее объектная
область, проблематика и методология исследования, процессы формирования
частных дисциплин дополняются попытками создания интегративных научных
теорий, вводятся все новые и новые понятия и т.д. Возникающие при этом
сложные исследовательские задачи требуют постановки и решения комплекса
теоретико-методологических проблем на основе принципов и положений
современной логики и методологии научного познания. Однако эти проблемы,
без анализа которых невозможно дальнейшее эффективное развитие
спортивной науки, относятся к числу наименее разработанных ее проблем [12–
15, 46, 53–56].
Цель статьи – привлечь внимание исследователей к теоретикометодологическим
проблемам спортивной науки и дать краткий аналитический
обзор разработки автором общих проблем логики и методологии научного
познания, диалектического метода (в период работы в Институте философии
АН СССР с 1959 по 1972 г.), а также теоретико-методологических проблем
спортивной науки (в период работы в ГЦОЛИФК с 1972 г. по настоящее
время).
Теоретико-методологические проблемы определения объектной
области спортивной науки. Определение объектной области науки не только
сложная, но и очень важная процедура. Ее значимость определяется тем, что
вся система знаний науки относится к изучаемым объектам и только
применительно к этим объектам ее знания могут оцениваться как истинные или
ложные.
Чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других,
исследователи должны ввести понятия, которые характеризуют эти объекты и
позволяют отграничить их от других объектов. При этом важно, чтобы были
соблюдены
логико-методологические требования
(эффективности,
обоснованности и др.) к вводимым понятиям. В противном случае затрудняется
четкая характеристика объектной области науки, а потому ее эффективное
развитие.
Стр.1
Именно такая ситуация характерна для спортивной науки. Ее объектная
область формируется в основном стихийно. Понятия, используемые для
характеристики изучаемых объектов, часто являются аморфными,
неопределенными, многозначными и тем самым не удовлетворяют логикометодологическому
требованию эффективности определения, так как не
позволяют четко выделять изучаемые объекты, отграничивать их от других
объектов. Как правило, отсутствует и логико-методологическое обоснование
вводимых понятий [39, 36, 53].
Такая ситуация негативно отражается на трактовке объектной области
спортивной науки. До сих пор отсутствует общепринятая характеристика
даже основных понятий данной науки. Как правило, не проводится системный
анализ изучаемых объектов и тех понятий, которые требуются для их
характеристики. Это приводит к разногласиям в трактовке данной объектной
области. Иногда в нее включается один объект: только спорт или только
физическая культура (спорт рассматривается как элемент последней), иногда –
два объекта – физическая культура и спорт, а иногда к ним добавляют другие
объекты – физическое воспитание, физическую рекреацию, олимпийское
движение и др. Это отражается и на названиях науки: «спортивная
наука/спортология/теория спорта», «физкультурология/теория физической
культуры» и др.
В публикациях автора данной статьи предпринята попытка теоретикометодологического
системного анализа объектной области спортивной науки и
тех понятий, которые требуются для ее характеристики [13–14, 23, 48–50, 53].
Особое внимание при этом обращается на логико-методологическое
обоснование понятий.
Для этой цели используются не только традиционные логические
средства определения понятий и операция «экспликации понятий»,
позволяющая преодолевать трудности, связанные с неопределенностью и
многосмысленностью языковых выражений [4], но также авторская логикометодологическая
технология введения, оценки и унификации понятий.
Она предусматривает соблюдение трех логико-методологических
принципов:
– учет эффективности определений;
– разграничение содержательных и терминологических проблем
понятийного аппарата;
– введение и анализ не одного понятия, а системы понятий, которые
позволяют наиболее полно выделить, охарактеризовать и дифференцировать
различные объекты изучаемой области [13–15, 22, 26–27, 30–33, 46, 48, 53–56].
Анализ на основе этих принципов системы понятий, характеризующих
объектную область спортивной науки, позволил автору выделить основные
объекты данной области.
Первый объект – спорт. Центральный его элемент – особая
разновидность соревнований, которую называют «спортивным
соревнованием».
2
Стр.2