Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Психология личности (220,00 руб.)

0   0
АвторыКуликова Татьяна Ивановна
Издательство[Б.и.]
Страниц169
ID636897
АннотацияВ учебном пособии раскрываются основные представления о психологии личности как теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека.
ISBN978-590-397-812-6
УДК159.9
ББК88.5
Психология личности / Т.И. Куликова .— : [Б.и.], 2017 .— 169 с. : ил. — ISBN 978-590-397-812-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/636897 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТОЛСТОГО ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Учебное пособие Тула - 2017 2 УДК 159.9 ББК 88.5 Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Н.А. Хвалина (ТГПУ им. <...> В учебном пособии раскрываются основные представления о психологии личности как теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. <...> Для студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология (профиль Практическая социальная психология) и направлению 05.04.07 Педагогика и психология девиантного поведения (профиль Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения), работающих с ними преподавателей, а также для всех интересующихся психологией личности. <...> Многомерность феноменологии личности и предмет психологии личности 1.2. <...> Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности 3.3. <...> Проблема личности в отечественных психологических школах (обзор основных теорий) 3.3.1. <...> Личность с позиций учения об установке (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили) 3.3.5. <...> Историко-эволюционный подход в психологии личности А.Г. Асмолова 4. <...> Понятие личности в аспектах нормы и патологии 5.2. <...> Понятие и основные принципы оказания психологической помощи ЛИТЕРАТУРА 5 85 85 91 95 95 101 104 106 110 112 114 118 118 124 124 127 129 132 133 134 145 145 155 155 157 163 167 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Психология личности» направлена на формирование у студентов представления о психологии личности как теоретической и практической области человекознания, направленной на исследование закономерностей функционирования нормального и аномального развития личности в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути человека. <...> В современной психологической литературе выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:  богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок <...>
Психология_личности.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Психология_личности.pdf
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ВОПРОСЫ 1.1. Предмет психологии личности 1.1.1. Особенности изучения личности в психологии 1.1.2. Многомерность феноменологии личности и предмет психологии личности 1.2. Методология и методы исследования личности 1.2.1. Методологические принципы психологии личности 1.2.2. Основные проблемы психологии личности 1.2.3. Методы исследования личности 1.2.4. Теоретические методы исследования 1.2.5. Экспериментальные и описательные методы 1.2.6. Типичные диагностические процедуры исследования личности 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ 2.1. Психоаналитический подход к изучению личности 2.1.1. Психоанализ З. Фрейда 2.1.2. Аналитическая психология К. Юнга 2.1.3. Индивидуальная психология А. Адлера 2.1.4. Концепции представителей неофрейдизма: К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм 2.2. Поведенческие теории личности 2.3. Теория поля К. Левина 2.4. Теория личностных конструктов Дж. Келли 2.5. Проблема личности в гуманистической психологии 2.5.1. Основные принципы гуманистической психологии 2.5.2. Теория личностных черт Г. Олпорта 2.5.3. Теория самоактуализации А. Маслоу 2.5.4. Теория личности К. Роджерса 2.5.5. Теории личности в экзистенциальной психологии (В. Франкл) 4 4 7 7 7 9 11 11 17 20 23 23 27 30 30 30 38 42 46 51 55 62 71 71 72 75 78 82
Стр.3
3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 3.1. Культурно-историческая теория развития психики Л. С. Выготского 3.2. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности 3.3. Проблема личности в отечественных психологических школах (обзор основных теорий) 3.3.1. Теория личности А.Н. Леонтьева 3.3.2. Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский) 3.3.3. Концепция личности В.Н. Мясищева 3.3.4. Личность с позиций учения об установке (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили) 3.3.5. Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова 3.3.6. Динамическая концепция личности Л.И. Анцыферовой 3.3.7. Историко-эволюционный подход в психологии личности А.Г. Асмолова 4.ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 4.1. Мотивационно-потребностная сфера личности 4.2. Сознание и самосознание личности 4.2.1. Сознание как высший уровень психического отражения и высший уровень саморегуляции 4.2.2. Самосознание как предпосылка, условие и результат личностного развития 4.2.3. Механизмы самосознания 4.4.4. Самооценка и уровень притязаний личности 4.3. Эмоционально-волевая регуляция личности 4.4. Структура личности: направленность, способности, темперамент и характер 5.. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛИЧНОСТИ 5.1. Понятие личности в аспектах нормы и патологии 5.2. Психологические практики 5.2.1. Человек и его психологические проблемы 5.2.2. Психологическая помощь личности 5.2.3. Понятие и основные принципы оказания психологической помощи ЛИТЕРАТУРА 5 85 85 91 95 95 101 104 106 110 112 114 118 118 124 124 127 129 132 133 134 145 145 155 155 157 163 167
Стр.4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 1.1. Предмет психологии личности 1.1.1. Особенности изучения личности в психологии Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:  богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы соотносим с изучаемой областью знания;  междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;  неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования. Первая особенность  богатство феноменологии личности - нашла отражение в двух различных точках зрения. Согласно одной из них все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом. В соответствии с другой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами (природой, обществом). Необходимость в системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие 8
Стр.7
особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими системными объектами. Известный немецкий психолог, автор теории поля, Курт Левин говорил, что исследование личности вне ее окружения, вне контекста приведет к исключению из анализа важных для понимания сущности человека свойств, именно поэтому "вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом" и только после этого "различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу"1. Итак, рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны исследовать его в разных планах: 1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты; 2) как часть макроструктуры (например, общества); 3) как часть микросистем, закономерностям которых оно подчиняется. Вторая особенность  междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии. Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. С точки зрения И.С. Кона, "понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты"; по мнению К.К. Платонова, личность - это "человек как носитель сознания"; согласно Б.Г. Ананьеву, "личность - субъект общественного поведения и коммуникаций"; по К. Ясперсу, "индивида называют личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я". Третья особенность  неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования  проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосознанию, к самопознанию. С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие приемов и способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С другой стороны, - снижает валидность эмпирических данных, позволяя испытуемому 1 Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001. - С. 253. 9
Стр.8
манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности. С целью повышения достоверности результатов психологических тестов применяют так называемые "шкалы лжи". Эти шкалы состоят из вопросов, касающихся незначительных поступков, которые иногда совершаются большинством людей. Примерами таких утверждений являются следующие высказывания: "Я никогда не лгу", "Я всегда прихожу вовремя на встречи и свидания", "Я всегда плачу за проезд в транспорте". Набравший наибольшее количество баллов по такой шкале рассматривается как дающий социально одобряемые ответы, а поэтому его показатели по тесту могут быть проигнорированы. Разработка любого опросника основывается на правилах конструирования тестов, а также на тех теоретических и методологических положениях, которых обычно придерживается исследователь. Остановимся на некоторых методологических принципах психологии личности. 1.1.2. Многомерность феноменологии личности и предмет психологии личности Многогранность феноменологии личности – есть отражение объективно существующих многообразий проявления человека в истории развития общества и его собственной жизни. В исследованиях по психологии личности между собой переплетаются различные проявления человека, например, такие, как: а) Личность и внешние характеристики человека. Большинство людей отличаются друг от друга по своей внешности, росту, цвету кожи, телосложению, весу и другим особенностям человеческого тела как физического объекта. б) Личность и прошлый опыт. Прошлый опыт человека – это его знания, убеждения, умения, привычки, стереотипы, разнообразные проявления памяти. Воспоминание помогает человеку, утратившему ориентацию в мире в поисках собственного «Я». в) Личность и мотивация; личность, цели и ценности. Влечения, потребности, установки, стремления и желания человека – это то, что заставляет личность двигаться и действовать. Ценности, ради которых человек живет; цели, к которым он стремится, действительно определяют личность. 10
Стр.9
г) Личность и черты характера. Черты характера человека могут стать строительным материалом для личности. Список обозначений черт личности в языке огромен. д) Личность и социальные роли; личность и поведение. Каждая из социальных ролей связана с определенной функцией, которую человек, принимая роль, начинает исполнять в жизни. За социальными ролями стоит вполне ощутимая реальность. е) Личность и самосознание. Иногда в психологии личность определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего «Я» - существенные проявления личности. ж) Личность, талант и творчество. В обыденном сознании феномены личности прочно связывают со способностями и неординарностью интеллекта, одаренностью и талантом. Междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии. В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми. Понятие человека шире понятия личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности. Термин "индивид" применяется в тех случаях, когда человека рассматривают как одного из многих представителей некоторой общности (группы, коллектива, вида) без указания на особые качества и условия деятельности. Понятие "индивидуальность" обозначает совокупность уникальных, неповторимых особенностей, которые в своем своеобразном сочетании образуют характер человека, отличающий его от других людей. Согласно С.Л. Рубинштейну, "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее"2. Предметом психологии личности является человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки и действия, регулируют и обуславливают внутренние состояния и психические процессы. 2 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 11
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.