Обзоры Изучение долгожительства: современный статус проблемы и перспективы. <...> Часть 1 ФГАОУ ВО “Российский университет дружбы народов” Министерства образования и науки Российской Федерации. <...> Различия между хронологическим и биологическим возрастом, между скоростью старения разных людей дают основания для изучения биологических и генетических факторов долгожительства. <...> В серии обзорных статей суммированы результаты исследований в этих областях. <...> Однако помимо фундаментального научного интереса общее старение населения и долгожительство тесно связаны с медико-социальными вопросами организации гериатрической помощи. <...> Несмотря на высокий интерес, долгожительство остается во многом недостаточно изученным и понятным явлением. <...> Представленный обзор охватывает широкий спектр изучения проблем долгожительства — от генетических исследований до медикосоциальных проблем. <...> Differences in chronological and biological ages, of the velocity of ageing in different persons, make it to study biological and genetic factors of longevity. <...> However, except the fundamental scientific interest, general ageing of population and longevity are related to medical and social issues on the geriatric care organization. <...> Regardless the high interest, longevity is still underinvestigated. <...> Москва; 4 АГ — артериальная гипертония, ИБС — ишемическая болезнь сердца, СД — сахарный диабет 2 типа, ФР — факторы риска, АРОЕ2 — аполипопротеин Е2, FOXO3a — forkhead box O3 (белок, кодируемый геном FOXO3). <...> Причины изучения долгожителей Увеличение продолжительности жизни — общемировая тенденция, определяющая стремительный рост пропорции людей пожилого и старческого возрастов. <...> * — 1 ленное Всемирной организацией здравоохранения как достижение возраста ≥90 лет, остается редким явлением. <...> Люди, прожившие ≥100 лет (экстремальные или сверхдолгожители), представляют собой особую популяцию, которая разительно отличается д.м.н., профессор, зав. кафедрой кардиологии и персонифицированной медицины ФПК МР МИ, 2 д. м.н., профессор, директор, Рунихина Н. К. — д. м.н., заместитель директора, Каштанова Д. А. <...> — 2 леваний, 3 руководитель лаборатории <...>