Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫСЛИ Логика называется формальной, поскольку изучает формы мыслей. <...> Для выявления логической формы эти выражения Логическая форма мысли 5 можно заменить, например, многоточиями. <...> Этой записью выражается логическая форма исходного рассуждения. <...> Предмет и значение логики Упражнение 1 Выявите логические формы мыслей, выраженных следую щими предложениями. <...> В некоторых случаях можно установить правильность или неправильность рассуждения, не выявляя внутреннюю струк туру простых высказываний. <...> Предмет и значение логики Ответы и решения 9 Пример. <...> В предложении «Некоторые поступки не являются преднамеренными» выражения «некоторые» и «не являются» («не суть») — логические термины, слова «поступок» и «пред намеренный» — нелогические термины. <...> Таким образом, значением единичного имени является единственный предмет. <...> Объем единичного имени — класс, состоящий из од ного предмета. <...> Объем имени можно представить графически в виде круга, заполненного точками. <...> Среди выражений, входящих в предложения и учитывае мых при выявлении логической формы мысли, выделяют де скриптивные (нелогические) и логические термины. <...> К дескриптивным терминам относятся: 1) единичные име на; 2) общие имена; 3) знаки свойств и отношений; 4) знаки признаков; 5) знаки предметных функций. <...> При этом свойства рассматриваются как характе ристики последовательностей, состоящих из одного предмета, а отношения — как характеристики последовательностей, со стоящих из нескольких предметов (двухместные отношения — характеристики пар предметов, трехместные отношения — ха рактеристики троек предметов и т. д.) <...> Знаки предметных функций, или функциональные знаки, выражают предметные функции. <...> Применив функциональный знак «масса» к единичному имени «Земля», получим в качестве значения единичное имя «масса Земли», обозначающее определенную величину, т. е. предмет. <...> В предложении «Наука <...>
Практикум_по_логике.pdf
УДК 16(075.8)
ББК 87.4я73
И17
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
И17
Ивлев Ю. В.
2015. — 336 с.
Практикум по логике: учебное пособие. — Москва : Проспект,
ISBN 978-5-392-16761-6
Практикум соответствует программе курса логики для высших учебных
заведений. В нем учтены последние научные разработки в этой области.
При переходе от теории к практике иногда возникают трудности.
Для их преодоления в предлагаемой книге даются технологии применения
средств логики в познании. Использование данного учебного пособия сократит
преподавателям время на проведение консультаций, а студентам
позволит успешнее осваивать курс логики.
Для студентов высших учебных заведений, учащихся гимназий, а также
для всех желающих изучить логику или усовершенствовать свои познания
в этой науке.
УДК 16(075.8)
ББК 87.4я73
Учебное издание
Ивлев Юрий Васильевич
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 15.08.2014. Формат 60 90 1
ПРАКТИКУМ ПО ЛОГИКЕ
Учебное пособие
Печать цифровая. Печ. л. 21,0. Тираж 200 экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-16761-6
© ООО «Проспект», 2014
© Ю. В. Ивлев, 2014
+
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ..............................3
Глава 1. Предмет и значение логики ................4
Логическая форма мысли .................4
Формальнологические законы...............6
Ответы и решения .....................9
Глава 2. Логика и язык .......................12
Язык как знаковая система................12
Имена ............................14
Основные методологические принципы употребления
имен .............................16
Семантические категории выражений языка ......19
Ответы и решения.....................22
Глава 3. Суждение ..........................26
Простые суждения .....................26
Атрибутивные суждения ..................26
Суждения об отношениях.................28
Сложные суждения.....................29
Виды отношений между суждениями ..........36
Отрицание суждений....................38
Выражение суждений на языке логики предикатов . . 40
Язык логики предикатов .................40
Определение ППФ.....................42
Ответы и решения.....................44
Глава 4. Логическая и прагматическая характеристика
вопросов и ответов ....................56
Логическая характеристика вопросов и ответов ....56
Логически правильные (корректные) и логически
неправильные (некорректные) вопросы .........57
Виды ответов ........................59
Прагматический аспект вопросов ............63
Ответы и решения .....................64
Глава 5. Дедуктивные умозаключения ...............66
А. Выводы логики высказываний ............66
Учение традиционной логики о выводах логики
высказываний......................66
Учение современной логики о выводах логики
высказываний......................72
Стр.331
332
Содержание
Классическое исчисление высказываний (КИВ) . . 75
Семантические таблицы ................80
В. Выводы, в которых учитывается внутренняя
структура простых высказываний ............85
Выводы из категорических суждений ........85
Непосредственные умозаключения ..........87
Простой категорический силлогизм .........89
Противопоставления предикату и субъекту .....92
Классическая логика предикатов...........95
Семантические таблицы ...............100
С. Неклассическая логика................102
Логики первого типа .................103
Логики второго типа .................106
Логика третьего типа.................115
Интуиционистская логика ..............120
Ответы и решения ..................122
Глава 6. Индуктивные умозаключения ..............163
Обратная дедукция. Положительная
и отрицательная релевантность .............163
Обобщающая индукция .................165
Неполная индукция — статистическая
и нестатистическая ....................166
Методы установления причинных связей
между явлениями .....................172
Умозаключения по аналогии...............176
Ответы и решения ....................182
Глава 7. Понятие ..........................183
Ответы и решения ....................191
Глава 8. Приемы разъяснения выражений ............205
А. Приемы, сходные с определением .........205
B. Определение ......................214
Правила определения. Ошибки ...........215
Рекомендации, касающиеся оценки
определений ......................216
Технология разъяснения выражений ........220
Ответы и решения ....................221
Глава 9. Деление и классификация ................223
Ответы и решения ....................235
Глава 10. Логика и методология..................236
Основные методологические принципы
диалектической логики..................238
Стр.332
Содержание
333
Основные методологические принципы формальной
логики ...........................240
Ответы и решения ....................248
Глава 11. Логические и методологические основы
аргументации и критики.................250
Правила по отношениюк тезису............252
Правила по отношениюк аргументам .........254
Ответы и решения ....................282
Глава 12. Основные способы представления и развития
знания ...........................283
Проблема..........................283
Гипотеза ..........................285
Теория ...........................290
Ответы и решения ....................294
Учебнометодический комплекс по логике (специальность
030501.65 «Юриспруденция») ..............296
Подготовка специалиста .................296
Целевая установка ..................296
Содержание учебной дисциплины ...........297
Распределение учебного материала по темам ...297
Учебнометодическое обеспечение дисциплины ....304
Методические рекомендации (материалы)
для преподавателя ..................304
Методические указания для студентов .......304
Планы семинарских занятий ............305
Примерные темы курсовых работ............307
Перечень основной и дополнительной литературы . . 308
Примерные вопросы для подготовки к экзамену...309
Учебнометодический комплекс по логике (специальность
«Связи с общественностью») ..............311
Подготовка специалиста .................311
Целевая установка ..................311
Содержание учебной дисциплины ...........312
Распределение учебного материала по темам ...312
Учебнометодическое обеспечение дисциплины ....317
Методические рекомендации (материалы)
для преподавателя ..................317
Методические указания для студентов .......317
Планы семинарских занятий ............318
Примерные темы курсовых работ............320
Перечень основной и дополнительной литературы . . 320
Стр.333
334
Содержание
Примерные вопросы для подготовки к экзамену...321
Примерная программа по логике (специальность
«Философия») .......................323
Перечень основной и дополнительной литературы . . 330
Стр.334